МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Орловский музей изобразительных искусств шагает к юбилею... без средств

Свое шестидесятилетие Орловский музей изобразительных искусств встречает в борьбе. В борьбе за выживание, за честное имя, за посетителя. Интервью «МК Черноземье» с его директором Светланой Четвериковой, кандидатом искусствоведения, членом-корреспондентом Академии народного искусства, депутатом Орловского горсовета, получилось не очень-то праздничным. Не случайно: на кону — будущее одного из лучших региональных музеев страны, который входит в восьмерку лучших.

Ru.esosedi.org

Никто не заступился

— Светлана Анатольевна, начнем с неприятного: в апреле областная КСП провела проверку работы музея и выявила нарушения больше чем на 1 млн рублей. Тут все странно: и что пришли в юбилейный для вас год, и что оказалось столько нарушений, хотя вы — один из немногих орловских чиновников с доселе безупречной репутацией. Говорят, кому-то приглянулось ваше кресло?

— По поводу кресла — без комментариев. А вот по поводу проверки скажу. Самое обидное, что за музей практически никто не вступился: ни учредитель в лице управления культуры области, ни руководство региона, ни депутаты, ни политики, хотя было очевидно, что претензии безосновательны. Мне пришлось самой защищать нашу честь и достоинство, хотя мне все говорили: бесполезно. И суд не согласился с выводами КСП! Впервые в орловской практике производство по административному делу, которое возбудил региональный контрольный орган, прекращено, поскольку признано незаконным. Добиться этого было непросто. Мировой судья, которой попало это дело, даже слушать нас не захотела и отказала в исковых требованиях, положив в основу решения доводы КСП… по совершенно другой проверке — Областного выставочного центра. Для нее, видно, что музей, что центр — одно и то же. Вам смешно, и мы теперь смеемся. А тогда нам было не до улыбок, поскольку показалось, что суд абсолютно зависим от власти — настолько, что даже не утруждает себя разбираться в ситуации. Но оказалось, дело не в суде, а в судье.

Вся эта ситуация тем более обидна и унизительна, что в конце прошлого года музей проверяла комиссия из Минкультуры РФ и осталась очень довольна нашей работой, что бывает крайне редко в музейной практике.

Светлана Четверикова

К 60-летию пришли с дарами

— Как намерены встречать свое 60-летие? Отличия от 50-летнего юбилея, который многие помнят до сих пор, будут значительными?

— У каждого учреждения есть свой эквивалент работы. У музея это комплектование фондов, работа с собраниями других музеев. Поэтому мы на свой полувековой юбилей делали выставку новых поступлений за предшествующие 10 лет. В те годы Фонды Минкультуры СССР и РосИЗО довольно активно передавали музеям произведения с выставок. Было приобретено много хороших работ. И вот мы их брали-брали, а показать не было повода… Выставка получилась хорошая, ретроспективная. Мы пригласили всех живущих экс-директоров, выпустили — впервые за 50 лет — небольшую брошюру о музее и сделали знаменитый буклет «Краски старых мастеров», который познакомил читателя с нашей основной экспозицией и ее историей.

Что касается нынешнего юбилея, то выставка тоже обязательно будет. Новые поступления есть. Когда мы стали смотреть работы, то выяснилось, что на 90% это — дары.

— То есть вы это не купили, а получили в подарок?

— Совершенно верно.

— Тоже, наверное, неплохо. Говорят, что художник, оставляя в музее свою работу, попадает в вечность. Умело используете мотивацию?

— Как сказать... Нас ведь интересуют не все подряд художники, а определенного, высокого уровня. У таких нет острой необходимости за бесплатно «входить в вечность», поскольку другие музеи могут, в отличие от нас, купить у них работы и покупают. Так что дарить что-либо особой необходимости у мастеров нет. Но музей обязан пополнять фонды. И мы нашли другой вариант. Мы предлагаем именитым художникам провести у нас выставки. В отличие от многих музеев, которые на этом зарабатывают, бесплатно. Но в обмен просим подарить одну работу. Поскольку художники всегда заинтересованы в выставках в государственных музеях, они на это идут.

Есть у нас и постоянные дарители — коллекционеры из Москвы В.А. Матвеев, М.Х. Горшман, которые давно дружат с музеем и передают нам часть своих коллекций, подыскивают авторов, которые согласились бы передать нам свои работы... Вот так формировалась в Орле коллекция последнего десятилетия… Так что юбилейная выставка будет интересной, но своеобразной. Она даст определенный общественный срез, в том числе того, как сегодня живет, вернее, выживает музей.

И конечно же, на торжествах достойное место займет наш уникальный альбом «Орловский музей изобразительных искусств», изданный в прошлом году. Полноцвет, с золотым тиснением, 300 страниц… Не поверите, но мы шли к нему десять лет. Когда меня назначили в 2006 году директором, он уже стоял в плане. И нам постоянно резали бюджет, в первую очередь за счет него как самого «ненужного» для музея. Но в 2015 году нам дали на него «аж» 92 тысячи — в Москве это стоимость макета книги... Мы ухватились за возможность. Нам помогло федеральное агентство по печати и средствам массовой коммуникации. В результате альбом был признан лучшим издательским проектом ежегодного областного конкурса «Орловская книга». А на фестивале национальной книги «Читающий мир» — лучшим художественно-полиграфическим решением.

Вначале было… финансирование

Орловский музей изобразительных искусств родился 5 декабря 1957 года. Основу составили 635 экспонатов, переданные из Орловского краеведческого музея. Сегодня же только отдел зарубежного искусства включает около 500 произведений живописи художников Италии, Франции, Австрии, Германии, Англии, Польши, западноевропейской графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства ХVI-ХХ вв. Музей знаменит коллекцией русского авангарда и собранием работ художников-«шестидесятников». Имеется коллекция икон ХVIII-ХIХ вв. (свыше 100 произведений), собранных на территории края в 1960-1980-е гг.

В феврале 2005 г. основан первый филиал — «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова», пять лет спустя — второй: «Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова».

Награжден золотой медалью «Традиции, духовность, мастерство» Союза художников России за вклад в отечественную культуру.

— Давайте вернемся к системе комплектования музея. Вот вы сказали, что практически все ваши приобретения последнего десятилетия — это дары. А как раньше было?

— Раньше нас комплектовало Управление культуры и, конечно же, Минкультуры, которое либо закупало произведения с выставок, либо выделяло средства на приобретение работ из комиссионных магазинов — тогда ведь не было аукционов. И в нашей экспозиции ряд таких работ благодаря этому имеется, в том числе работы XVIII, XIX веков. Из последних приобретений — две работы Пластова. Но это, можно сказать, исключение. Денег на комплектование не выделяется ни областным центром, ни федеральным. В госзадании, которое формируется учредителем, строчки комплектования и сохранения нет вообще. И это очень плохо для музея. Ведь его основные функции — сохранение и пополнение фондов. И есть такое понятие: государственная политика в области культуры. И она тоже должна быть. Никто не отменял ответственности государства за состояние государственных музеев. Тем не менее финансирование музея ежегодно сокращают.

— А на что все же дают деньги?

— В первых строчках финансирования — посетители, мероприятия, выставки, то есть просветительская деятельность. Здесь тоже дефицит средств. Мы его прикрываем за счет личного потенциала сотрудников. Но комплектование и реставрация стоят других денег, и решить проблему самостоятельно музей не может. Нам говорят: зарабатывайте сами. Но это чушь. Музей никогда ни в одной стране не может быть прибыльным. И нельзя требовать развития музея без вложений. Физический закон сохранения вещества: нельзя получить что-то из ничего. Таких примеров в природе нет. Почему этого ждут и даже требуют в обществе — не понимаю.

И это не только мое мнение. Совсем недавно М.Б. Пиотровский в своем интервью говорил, что содержание такого музея, как Эрмитаж, — это дорого для государства. Но государство понимает, что такое Эрмитаж.

— Я слышала, что в каждом орловском музее должен быть создан фонд целевых капиталов. Что это такое?

— Никто не знает. Это мы должны создать как бы НКО, чтобы деньги от меценатов и спонсоров вытеснили бюджетное финансирование. Я обзвонила коллег из других регионов — мне в ответ покрутили у виска: вы ж государственный музей! Мы промониторили ситуацию по стране и обнаружили, что такое все же есть. В Эрмитаже. Которому Потанин дал 500 тысяч долларов на основные цели музея. Причем в бюджете Эрмитажа эта сумма как капля в море. И там никто не ставит вопрос о самоокупаемости и привлечении внебюджетных средств, хотя это ЭРМИТАЖ, то есть известнейший в мире туристский центр, мировые имена и иная стоимость билетов!

Это не личное, это — государственное.

И жнец, и на дуде игрец

— А еще вам вменяют в обязанности разработку виртуальных экскурсий и интерактивных программ. Это реально?

— Конечно, реально. Хотя тоже требует вложения средств. И надо отдавать отчет, что мы можем сделать, а что нет. Наш музей пока первый и единственный в Орловской области, кто успешно осваивает новую реальность. Замечу: это наше собственное решение, и реализуем мы его на собственные средства, которые удалось заработать.

Идея родилась просто: я увидела филиал Русского музея, вернулась, посмотрела на наш музей другими глазами и поняла, как все плохо. А потом стала размышлять, что все-таки можно сделать, не имея финансирования, площадей, приспособленных аудиторий и специалистов, — у нас ведь в штате нет даже программиста... В результате мы установили сенсорный киоск в Мемориальной мастерской А.И. Курнакова. Не в дань моде, а по жестокой необходимости. Там маленькие площади и очень много вещевого фонда, который просто невозможно весь представить зрителю. А сенсорный киоск позволил всю эту информацию сделать доступной для посетителей и существенно дополнить имеющуюся экспозицию.

Затем Русский музей предложил нам проект «Виртуальный филиал» за счет средств Минкультуры — от области требовалось лишь предоставить соответствующее помещение. Однако никто не захотел и слушать. Упустив эту возможность, мы пошли по другому пути. Благодаря тому, что я работаю в Институте культуры, попросила выпускника музейного отделения, который был нацелен работать с информационными технологиями, выбрать темой дипломной работы создание аудиогида. И он вместе с нашими сотрудниками создал программу. За этим стоит полная оцифровка материалов всей нашей экспозиции, чего не сделано пока ни в одном музее области. Мы связались с разработчиками оборудования, разработали маршрутную карту, которая выдается посетителям вместе с плеерами. И теперь человек может сам, без экскурсовода, ходить по нашим залам и получать нужную ему информацию.

В нашем музее самые дешевые билеты, и это осознанная стратегия. Я считаю, что лучше пусть придет пять человек, заплатив по 20 рублей, чем один за сто. Музей — это гос-

имущество и особая гордость государства, доступ к которому, как к недрам, должен быть максимальным. Не случайно в мировой практике норма — бесплатный вход в музеи, и это правильно. Я вообще считаю порочной так называемую борьбу за посетителей и строку об этом в наших отчетах. Посетитель должен приходить в музей, во-первых, потому что ему интересно, а во-вторых, потому что это иной мир, другая реальность, которая позитивна, а не потому что мы должны поставить галочки. Но, чтобы была мотивация, должны быть созданы соответствующие условия. Аудиогид — одна из новых возможностей получить информацию без каких-то дополнительных усилий.

Вопреки всему мы уже запустили вторую часть аудиогида — аудиогид для мобильных приложений. А в прошлом году захотелось сделать виртуальную экскурсию. Да, такие вот прибабахи — хочется, чтобы музей был узнаваемым, хочется быть лучшими. И мы за счет собственных средств наняли для этого специалиста. Работал не только он, но и эксперты, хранители. Полгода колоссального труда и немалых вложений — сейчас, скажу честно, я бы это не потянула по деньгам. И получился совершенно уникальный проект.

Если посмотреть на сайты других музеев, то в основном у них виртуальные панорамы: можно пройтись по залам здания, заглянуть в какие-то уголки, но информацию вы не получите. А мы сделали именно виртуальную экскурсию, то есть виртуальную панораму всего музея с навигацией на отдельные работы с достаточно полной информацией о них. То есть можно с помощью курсора «подойти» к любому экспонату, нажать на него и получить всю информацию. Хотела было выложить проект на наш сайт, но взбунтовались сотрудники: опасаются, что после этого отпадет потребность в живой экскурсии. А поскольку прецедентов нет, мы не можем изучить аналогичную практику. Поэтому решили выложить пока один зал — покажем портреты, самые известные работы нашего экскурсионного ряда. Если найдем средства, к юбилею выпустим диски с виртуальной экскурсией. Но если бы у нас решился вопрос с бесплатным посещением музея, мы бы с удовольствием выложили на сайт всю экскурсию, в полном объеме. Тогда у человека будет выбор. Лично я была б счастлива: музеи ведь созданы для людей, а не для самих себя. Уверена: когда-нибудь мы до этого доживем. А пока ищем деньги для юбилея — не можем же мы обмануть ожидания наших друзей и почитателей.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах