— Сейчас много говорят о туристической привлекательности регионов. Насколько важно ее развивать?
— Очень важно! Внутренний и внешний туризм в России имеет большие перспективы, курс доллара и евро довольно высок, но людям интересно путешествовать, смотреть новые места.
Представьте себе, что каждые выходные несколько десятков миллионов китайцев едут в другую страну. Пусть приезжают в Ульяновск посмотреть на дедушку Ленина! Это же колоссальные деньги, которые придут в регион. Развитие гостиниц, ресторанов, транспорта.
К сожалению, в большинстве регионов нет развитой туристической инфраструктуры. Даже информации о том, куда можно пойти и что посмотреть, нет в публичном доступе!
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», который является составителем ежегодного Национального туристического рейтинга, провели масштабное исследование, цель которого — определить список наиболее известных, узнаваемых и привлекательных региональных туристических брендов.
Опрос жителей всех регионов России проводился при участии исследовательского агентства BCGroup с 13 по 19 февраля этого года. Топ туристических брендов составлялся следующим образом: у респондентов спрашивали, знают ли данный бренд лично; ассоциируется ли данный бренд с указанным регионом; хотелось бы посетить указанный регион, чтобы поближе познакомиться с данным брендом? Критерии «узнаваемость бренда», «связь бренда с регионом» и «туристическая привлекательность бренда» легли в основу рейтинга.
Курская и Белгородская области попали в топ туристических брендов России. Мемориальный комплекс «Курская дуга» известен на 83%, ассоциируется с регионом на 93%, привлекателен для посещения на 69%. Бренд получил оценку в 245 баллов.
Курскую магнитную аномалию знают 75% опрошенных, прямо соотносят с соловьиным краем 89%, однако посетить хотят всего 45%. Туристический бренд в целом оценили на 209 баллов. Кстати, промышленный объект, попавший в топ рейтинга, является самым мощным в мире железорудным бассейном. И хотя район расположен в пределах трех регионов, этот бренд прочно связывают с Курской областью.
Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» известен 73% людей, принявших участие в опросе, но при этом прямую связь с Белгородской областью вызывает у 51% опрошенных, а 62% хотели бы посетить это место. Итоговый балл у туристического бренда — 186.
— Как вы оцениваете туристический потенциал Черноземья?— В Черноземье — очень красивая природа, много интересных исторических мест. Недавно по приглашению мэра мы ездили в город Елец Липецкой области. Хороший климат, чистейшая вода. Мало кто в России знает, что этот город на год старше Москвы. Сейчас там формируется туристический кластер, есть освобождение по ряду налогов.
Елец попал в программу федерального финансирования. Отремонтировали дороги, некоторые объекты. Думают делать горнолыжный курорт. При этом в городе банально отсутствуют гостиницы. Людям физически некуда приехать!
— Будут ли строиться гостиницы?
— Без гостиниц ни о каком туристическом потенциале говорить вообще нельзя. Но гостиницы у нас строят обычно на юге. В Черноземье, в Поволжье есть масса проблем. Посмотрите на Саранск в Мордовии. Большинство гостиниц там заполнены значительно меньше, чем наполовину, как следствие, они просто убыточны. Сейчас по требованиям ФИФА строится еще несколько трех- и четырехзвездочных отелей. Но пройдет чемпионат мира по футболу, и что с ними будет? Откуда они будут брать туристов?
Нужна комплексная программа. Придумайте какой-нибудь музыкальный или исторический фестиваль, сделайте соревнования на байдарках или что-то другое... И люди потянутся в регион.
— Иностранцы боятся вкладывать деньги в Россию?
— Проблема номер один — низкий уровень доверия. С начала августа я был в десяти странах, встречался с местными предпринимателями. Они понимают, что в Россию выгодно идти, есть относительно дешевая рабочая сила, доступная электроэнергия, топливо, инфраструктура. Но при этом есть опасения, что возникнут какие-то проблемы.
Положительные примеры в России появляются. Вот, например, Калуга. Там бизнес-центры заполнены на 100%, нет ни одного свободного офиса. Пришел крупный бизнес, стал развиваться средний и малый. Но большинству регионов эту работу еще предстоит проделать!
— Почему проблема доверия в России стоит так остро?
— К сожалению, есть масса примеров, когда у инвесторов просят взятку. Но дело не только в коррупции. Иностранных предпринимателей интересует инфраструктура, логистика. Есть много вопросов, на которые в некоторых регионах ответить не могут.
Каждый руководитель территории раз в неделю должен проводить совещание с министрами, смотреть, какие проблемы в экономике есть. Часто доходит до абсурда, муниципалитет не может согласовать бумажку с регионом, из-за этого тормозятся масштабные и очень интересные проекты!
Сегодня президент оценивает губернаторов по объему привлеченных инвестиций. Есть 172-й закон, согласно которому регионы должны разработать инвестиционную стратегию. Но пока здесь не так много успехов, как хотелось бы.
— В какие отрасли обычно вкладываются иностранные инвесторы?
— Большой интерес вызывает сельское хозяйство. Кстати, у Черноземья здесь очень большой потенциал. Зимы не настолько суровы, климат позволяет строить теплицы, уже появляются серьезные тепличные комплексы. Подобных проектов много и в других регионах, например в Московской области.
— Не получится ли так, что продукты, произведенные в Черноземье, будут продаваться за рубежом, а польза для региона будет минимальной?
— Все процессы должны регламентироваться федеральным и региональным законодательством. Особенно то, что связано с нашим питанием. Вот, к примеру, в Рязанскую область пришли китайские инвесторы. Перед ними сразу поставили жесткие требования — работать на предприятиях будут местные жители, а продукты должны поступать на внутренний рынок. Пока китайцы договориться с областью не смогли, но, видимо, согласятся работать на предложенных условиях.
— Есть ли успешные примеры сотрудничества?
— Недавно «Инвестиционная Россия» помогала договориться итальянским инвесторам и руководству Чувашии. Сейчас в регионе появилось уникальное предприятие, производящее оборудование для нефтеперерабатывающей отрасли. Продукция будет не только покрывать российские потребности, но и идти на экспорт. При этом предприятие зарегистрировано в России, платит налоги здесь, берет на работу отечественных специалистов!
— Какими еще проектами занимается «Инвестиционная Россия»?
— «Инвестиционная Россия» — это Общероссийская общественная организация содействия привлечению инвестиций в Российскую Федерацию. Это объединение физических и юридических лиц. У нас много экспертов и специалистов самого разного профиля. У каждого есть свой опыт. Например, если надо сделать оценку инвестиционного проекта, это делают специалисты Финансового университета при Правительстве РФ, лучшие специалисты страны в этой области.
Мы зарегистрированы Минюстом два года назад. Сейчас наши представители работают в большинстве регионов страны, в «Инвестиционную Россию» входит более тысячи активных членов!
Мы плотно сотрудничаем с региональными агентствами инвестиционного развития. А если нужна наша помощь, то помогаем закрыть весь спектр необходимых услуг — юридических, бухгалтерских, маркетинговых, переводческих и т.д.
Первое, что мы сделали, — единая база инвестиционных проектов. Это не просто доска объявлений. Когда человек добавляет информацию о своем проекте, она автоматически уходит в сотни инвестиционных фондов.
Список этих фондов растет с каждым днем. Мы сделали базу всех таких организаций в мире и связались с ними. Фонды бесплатно получают от нас информацию по тем отраслям, которые их интересуют.
— На мероприятиях «Инвестиционной России» часто идет речь о бренде региона. Как такой бренд создать?
— В июне мы общались на своей конференции с главой Сургутского района, начали вести с ним эту работу. В Черноземье мы помогаем Липецкой области. Весной на международном туристическом форуме в Москве наша молодежная организация представляла турпроекты этого региона. Это и презентации, и стенды, и выступления, и переговоры с деловой аудиторией. Чтобы сделать успешный бренд региона, надо проводить комплексную работу.
Кстати, мы разработали первый в России рейтинг инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Озвучим его на конференции в Сургуте этой осенью. Муниципалитетам будет проще развивать свой бренд, видя слабые и сильные места и сравнивая себя друг с другом.
— Расскажите о других проектах в Черноземье.
— Мы представлены в Воронежской, Белгородской, Тамбовской и Курской областях. Но региональные предприниматели не везде одинаково активны.
В соседней Орловской области мы, например, запустили проект «Мастерская». В регионе одно из самых активных предпринимательских сообществ. «Мастерская» — это клуб предпринимателей, которые встречаются раз в месяц. Инициативные бизнесмены приносят туда свои инвестиционные проекты, эксперты эти проекты изучают. Когда проект доведен «до ума», он отправляется инвестору, банку, заинтересованным финансовым учреждениям. И эта работа делается бесплатно! В будущем мы хотим охватить все регионы страны, включая Черноземье.
Наши отделения в Воронежской и Курской областях пока не могут похвастаться подобными проектами. Но уже этой осенью мы планируем большую поездку по регионам. Если в Черноземье есть заинтересованные в сотрудничестве лица, я с большим удовольствием встречусь с ними.
— Чем «Инвестиционная Россия» занимается в других странах мира?
— У нас есть филиалы не только внутри России, но и в десятках стран мира. Мы помогаем нашим предпринимателям работать на экспорт, а зарубежным партнерам приходить в Россию. Приведу пример. В апреле этого года делегация «Инвестиционной России» ездила в Сан-Марино, где есть наше представительство. Это старейшее государство Европы. И они не поддержали европейские санкции против нас!
Мы общались с производителями сыров, колбас, вин, кофе. Вся эта продукция высочайшего качества теперь есть в российских магазинах.
А 11 ноября большая конференция пройдет в Центральной Африке, в Габоне. Мы хотим познакомиться с этой страной на уровне первых лиц. Они тоже заинтересованы в дружбе с нашей страной. Кстати, Габон — это богатейшая и самая стабильная страна Африки.
— Насколько серьезны потери нашей экономики от санкций и когда можно прогнозировать их отмену?
— Любые санкции — это плохо. Но в течение двух лет санкции закончатся. Такие оценки звучат на многих международных форумах. Местные предпринимательские сообщества давят на политиков. Иностранный бизнес теряет не только деньги, но и наш рынок. При этом многие рядовые предприниматели относятся к российскому бизнесу хорошо. Например, в Прибалтике. Бизнесмены там говорили мне, что российский бизнес проявляет к ним уважение. А американские и британские «друзья» часто относятся слишком «утилитарно», их в Прибалтике не любят.
Для России определенный плюс от санкций есть. У нас уже начали работать те отрасли, которые были слабыми. Появились продукты питания. Развивается машиностроение. Наконец, начинают производить вертолетные двигатели мирового уровня!
— Можно ли говорить о предпринимательской культуре в России?
— Конечно, в России она есть. В своих отраслях люди друг друга знают, доверяют друг другу. После советского периода многие вещи пришлось выстраивать с нуля. Сейчас есть проблема для бизнеса с деньгами, слишком большой является ставка Центрального банка, кредиты брать зачастую просто невыгодно. Есть много административных проблем. В каких-то регионах они решаются. В других дела обстоят плохо. Следователи заводят уголовные дела на предпринимателей, большинство этих дел до суда не доходит, но бизнес оказывается практически уничтоженным!
— В России появились уполномоченные по защите прав предпринимателей. Они пытаются решить эти проблемы…
— Это очень полезный институт. Но стране необходимо вводить уполномоченного по инвестициям. Мы начали делать это в «Инвестиционной России» на общественных началах. В каждом регионе есть человек, который приходит к власти и рассказывает о проблемах. Многие наши представители входят в экспертные советы при органах исполнительной и законодательной власти…
— Вы уже говорили о 172-м федеральном законе. Есть ли какие-то сложности в его исполнении?
— 172-й федеральный закон является здравым и нужным. Регионы должны показать свою инвестиционную стратегию. Инвестору важно видеть не только проект, но и понимать контекст.
Какой смысл строить торговый центр, если через пять лет именно на этом месте планируется построить детский садик? Какой смысл строить коммерческое спортивное сооружение, если в регионе уже запланировано строительство аналогичного проекта?
Но регионы не понимают, каким образом разработать свою стратегию! Временные рамки постоянно сдвигаются. Механизм реализации закона отсутствует. В ХМАО «Инвестиционная Россия» помогла региону сделать такую стратегию, но это скорее единичный пример.
— Какие еще законы могли бы помочь российскому бизнесу? Как можно улучшить нормативно-правовую базу?
— «Инвестиционная Россия» предложила законопроект по страхованию инвестиций физических лиц. Сейчас огромные средства находятся на руках у людей. Кто-то хранит их в банке, кто-то дома. Людям было бы выгодно вложить свои средства в реальное производство, получать дивиденды, процент значительно более высокий, чем от банковского вклада.
Но им нужны гарантии, что эти средства не пропадут! Когда мы кладем деньги в банк, то знаем, что вклад застрахован, сумма 1 400 000 рублей нам вернется при любых неприятностях! Страхование инвестиций физических лиц должно проходить по такой же схеме.
Нужен страховой фонд, который гарантирует возврат средств. Например, это может быть сумма от одного до трех миллионов рублей. Но инвестировать можно не в любой проект. Сегодня Минэкономразвития говорит о необходимости создания 3500 предприятий, чтобы полностью выполнить программу импортозамещения, чтобы страна могла обеспечить себя сама.
Пусть каждый субъект Федерации отберет десяток приоритетных проектов, которые попадут под систему страхования. Сегодня в новостях мы часто слышим, что в том или ином регионе для спасения предприятия выделены деньги. Но потом эти деньги оказываются неизвестно где!
Мы предлагаем не идти этим путем. Деньги выделяются для страхового фонда. К примеру, регион определяет, какой завод нужно построить. Люди не просто зарабатывают деньги, но и чувствуют себя собственниками. Создается новое предприятие с рабочими местами. Как только оно начинает работать и получать прибыль, страховой фонд можно перенести на другой проект, построить другой завод.
Зарубежным гражданам также стоит разрешить такие инвестиции, конечно в определенных рамках. Если гражданин Германии или другой страны проинвестирует в российский проект, то потом он придет к политикам и скажет: «Отменяйте санкции, у меня там деньги!»
— Как вы думаете, такой закон будет принят?
— Я уже озвучивал эти идеи в Госдуме. Совместно с молодежным парламентом мы начали его прорабатывать. Уверен, что мы доведем эту тему до конца!