МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

В Курской области проводится уникальный для ЦФО конкурс

Первый конкурс состоялся в 2016 году. Вначале он имел статус регионального, но уже на следующий год стал межрегиональным: в нем принимали участие дети и учителя из 11 регионов РФ: Орловской, Смоленской, Костромской, Калужской, Московской, Белгородской и других областей. Ежегодно в конкурсе участвует более ста авторов и авторских коллективов.

Суть и цели идеи можно понять, если познакомиться с названиями только некоторых номинаций: «Лучшая работа о восстановлении разрушенных святынь родного края», «Лучшая работа в области литературного или художественного творчества», «Лучший мульти-, медиа- или интерактивный проект по православной культуре или краеведению», «Лучшая работа, посвященная новомученикам и исповедникам Церкви Русской»…

Из работы «Наши земляки в истории войны» Ульяны Есиповой и Якова Малова Останинской школы Мантуровского района Курской области:

«Петра Ровенских определили служить в резервном батальоне 5-ой гвардейской армии, которая воевала в составе 2-го Белорусского фронта. Петра определили в мотострелковую бригаду.

В пехоте немало военных специальностей: стрелки, автоматчики, пулеметчики. Была и такая — бронебойщики. Им и стал наш герой. Дедушка рассказывал, что бронебойщику кроме личной винтовки — трехлинейки вручали противотанковое ружье.

Ее вес — более 17 кг, а длина — 2 м. Бронебойщику надо было под пулеметно-артиллерийским огнем немцев хладнокровно прицелиться и метким выстрелом подбить ползущего стального зверя.

При этом на марше по бездорожью, в жару и холод тащить на себе двухметровое ружье в двадцать кг весом, да еще ящик с боеприпасами, да плюс винтовку, шинель в скатке, вещмешок с солдатским скарбом — нелегко даже для двух бойцов. Однако, на войне не выбирают...

Ровенских подбивал и элитные немецкие танки — «Тигра» и «Пантеру». Прямо в бою кричал, что этих «зверей» надо бить, бить и бить!.. Товарищи за глаза его и прозвали «Зверобоем», тем более, что в «зверей» ему стрелять приходилось постоянно».

Доцент кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета Ольга Дьяченко:

— Идея этого конкурса возникла на Дамиановских чтениях в 2015 году. Я тогда работала еще в Курском институте развития образования и высказала эту мысль в связи с тем, что у учителей, преподающих курс «Основы православной культуры», отсутствует мотивация к совершенствованию своей деятельности.

Победители конкурса «Лествица — 2020»

В номинации «Лучшая проектно-исследовательская работа по историко-церковному краеведению» гран-при удостоена Полина Озерова из Будановской школы Золотухинского района Курской области, руководитель Валентина Далевская. В номинации «Лучшее исследование, посвященное новомученикам и исповедникам Церкви Русской» дипломом I степени награждена Татьяна Уколова из курской школы № 10 им. Зеленко, руководитель Оксана Касьянова. В номинации «Лучший проект, посвященный сохранению и укреплению семейных ценностей» диплома I степени удостоена Анна Костина из Ольховской школы Хомутовского района Курской области, руководитель Галина Костина. В номинации «Лучшая работа в области литературного или художественного творчества» была признана дипломантом и награждена дипломом комитета образования и науки Курской области II степени Анастасия Серегина из Коммунаровской школы Беловского района Курской области, руководитель Маргарита Вороненко. В номинации «Лучший мультимедиа или интерактивный проект по православной культуре или краеведению» диплом I степени получила Софья Волчкова из орловской школы №45, руководитель Мария Кулешова… И многие другие.

Поскольку по данным предметам нет отметок, результаты их работы, по сути, никто не видит. Да и сами они затрудняются с оценкой своей деятельности. Потому что нет реального «продукта» их работы. Такая же проблема есть и у школьников.

Воспитание является одной из составляющих образовательного процесса, однако воспитательные результаты никто, по сути, не фиксирует, за исключением пресловутого уровня воспитанности, диагностики, которую проводят классные руководители. И на этом все.

Поэтому я и предложила, что хорошо бы создать конкурс, который позволял представить результаты по всем существующим в образовательной организации направлениям воспитательной работы.

Первоначально и сразу же меня поддержала игуменья Курского Свято-Троицкого монастыря матушка Сусанна (Барыкина), которая поручила мне и матушке Иустине заниматься разработкой соответствующего положения и выбором номинаций, что и было сделано. Руководство института поддержали идею, и она получила свое развитие.

Из работы «История и современность Обоянского Смоленского храма» студентки Обоянского педколледжа Курской области Дианы Абраамян:

«Через год неугомонные чекисты подготовились к аресту местного духовенства более основательно. Первого священника арестовали в марте 1931 года. Это был Обоянский благочинный Герман Руденко. А осенью 17 октября 1931 года на своей квартире был арестован и отец Петр.

Среди арестованных были псаломщики, просто крестьяне, даже санитарка районной больницы. Всех их связывало одно — принадлежность к церкви. Кто-то организовывал домашние богослужения, кто-то предоставлял квартиру священнику. Вместе с отцом Петром проходило еще 35 человек, по версии следствия они составляли «церковно-монархическую организацию». Батюшке отвели в ней роль руководителя Обоянского филиала.

В апреле 1932 года «тройка» при ОГПУ по Центрально-Черноземному району признала отца Петра виновным и вынесла суровый приговор — 10 лет лагерей.

23 сентября 1937 года священник Петр Федорович Григорьев был расстрелян. Впоследствии полностью реабилитирован. На Архиерейском соборе 2000 года по представлению Ярославской епархии был причислен к лику святых. День памяти 23 сентября».

Монахиня Иустина (Трофимова), секретарь историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-) служителях Курской епархии:

— Мы хотели закрепить опыт курских педагогов и поддержали предложение Ольги Николаевны. Это оказалось супервостребованным. Обмен опытом, информацией, результатами исследовательских работ. Для епархии было важно закрепить знания о новомучениках в школьной среде.

Конечно, это была и моя мечта — именно научное исследование по истории новомучеников Русской Православной Церкви в рамках школьной программы. Важно было познакомить ребят с духовным наследием новомучеников, заложить эти знания в ребят еще со школьной скамьи. Новомученики — герои духа, национальные герои…

Из описания мультимедийного проекта по краеведению «Шаги в историю Орла» Софьи Волчковой, ученицы 10 класса школы № 45 им. Блынского г. Орла:

«Целью проекта была разработка сайта, с помощью которого любой желающий сможет изучить историю и достопримечательности Орла на английском языке. И также — создать маршруты экскурсий для иностранных студентов и гостей нашего города для проведения экскурсий по Орлу.

Мы выполнили поставленную в начале нашего пути цель: сайт разработан. Любой желающий с помощью сайта stepstothehistory.ru сможет без труда узнать много новой и интересной информации о городе Орел.

Считаем, что работа была успешной, благодаря четкому выполнению разработанного плана действий. Уверены, что наш проект достаточно перспективен, потому как население города растет, приезжает большое количество иностранных студентов, город посещают люди из других уголков нашей страны».

Татьяна Иволгина, заведующая межкафедральной учебной лабораторией духовно-нравственного воспитания КИРО:

— В конкурсе принимают участие дети в возрасте от 7 до 18 лет, авторские коллективы, представляющие одну или разные образовательные организации. В 2016 году у нас было150 работ, в этом — 114. Участников конкурса оценивают более 20 экспертов и членов жюри из числа педагогов и преподавателей, представителей духовенства…

Из описания проектной работы Марии Сиприковой (3 класс) и Игоря Хуторного (4 класс) Клишинской средней школы Железногорского района Курской области «Ручейки доброты» волонтерского отряда «Дружба»:

«Волонтерское движение «Дружба» в Клишинской школе было создано в 2014 году. Координатор волонтерской деятельности — учитель начальных классов Т.Н. Богачева, с 2019 года этой работой занимается учитель географии В.И. Пантюхова. В состав волонтерской группы входят 18 добровольцев.

В 2018-2019 учебном году в нашей школе реализовывался проект «Ручейки доброты» по социальному направлению деятельности при участии учеников, учителей и родителей для ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, тружеников тыла, пожилых людей и инвалидов.

Волонтерское движение в школе приобретает все больший размах. В копилке волонтеров много проведенных мероприятий…»

Ректор Курского института развития образования Татьяна Чальцева:

— Мы считаем, что наша инициатива имеет успех. О том, что мероприятие признано, свидетельствует хотя бы только состав его учредителей: комитет образования и науки Курской области, Курский институт развития образования, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Курский государственный университет, историко-архивная комиссия Курской епархии, Курский Свято-Троицкий женский монастырь, средняя школа №59 города Курска.

Конкурс дает практические результаты по активизации инновационной и проектно-исследовательской деятельности, направленной на духовно-нравственное развитие детей и молодежи, выявлению и поддержке лучших образовательных практик и технологий в этом направлении…

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах