На платформе Okko стартовал документальный фильм «Брат навсегда», посвященный легендарным картинам Алексея Балабанова. Режиссерами выступили сын продюсера Сергея Сельянова Григорий и его супруга Анна. Фильм, созданный к 25-летию «Брата 2», собрал комментарии ключевых фигур, связанных с дилогией, но не смог предложить свежего взгляда на феномен, считает киновед-психолог Анна Журба.
Лента продолжительностью менее 70 минут построена по классической схеме телевизионного документального портрета. В ней сочетаются современные интервью (вдовы Балабанова Надежды Васильевой, киноведа Любови Аркус, оператора Сергея Астахова, актрисы Дарьи Юргенс, сыновей режиссера и Никиты Михалкова) с архивными кадрами молодых Сельянова и Балабанова. Съемочная группа посетила не только Петербург и Москву, но и локации «Брата 2» в США.
Центральной эмоциональной фигурой становится Надежда Васильева, художница по костюмам и близкий свидетель уникального творческого союза. Именно через её воспоминания наиболее живо проступает образ эпохи и драйв съемочного процесса. Однако ощутимым недостатком является отсутствие в картине таких важных персон, как Виктор Сухоруков и Ольга Бодрова.
Основная проблема фильма — отсутствие четкой драматургии и аналитической глубины. Авторы ограничиваются ностальгическими воспоминаниями о сложностях с бюджетом, поиске локаций, участии Ирины Салтыковой и всенародной любви к персонажу Сергея Бодрова. Прыжки между прошлым и настоящим, Россией и Америкой часто кажутся хаотичными и лишенными внутренней логики.
Особенно заметна поверхностность в обсуждении культурного влияния дилогии. Фильм затрагивает моду и музыку (знаменитый свитер Данилы Багрова, пиратские сборники саундтреков), но полностью обходит сложные вопросы о проблематике картин и их воздействии на общественное сознание. Даже Никита Михалков дает скорее социально-политическую оценку 1990-м, чем анализ самого кинематографического феномена.
Наиболее сильной стороной «Брата навсегда» становится личное измерение — фильм можно воспринять как трогательную «открытку» сыновей своим отцам. Кадры домашнего архива Балабанова с маленькими детьми, теплые слова Григория о Сергее Сельянове искренни, но не добавляют существенного содержания к пониманию дилогии.
Главная ценность картины — в напоминании об уникальном творческом тандеме, возникшем в 1990-е. Балабанов и Сельянов предстают энтузиастами-стартаперами, делавшими кино не ради денег, а за идею. Эта романтика ушедшей эпохи передана точно. Однако для осмысления места «Брата» и «Брата 2» в истории отечественного кино требовался более строгий и аналитический подход, подобный тому, что демонстрирует, например, документальная работа «Нас других не будет» Петра Шепотинника.
«Брат навсегда» — приятный, но слишком безопасный ностальгический ретропоказ для поклонников дилогии, не готовый к серьезному разговору о наследии культовых фильмов.