МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

Рецензия: «Брат навсегда» — ностальгический, но поверхностный взгляд на культовую дилогию

Кадр из фильма «Брат навсегда», реж. Григорий Сельянов, Анна Сельянова, 2025

На платформе Okko стартовал документальный фильм «Брат навсегда», посвященный легендарным картинам Алексея Балабанова. Режиссерами выступили сын продюсера Сергея Сельянова Григорий и его супруга Анна. Фильм, созданный к 25-летию «Брата 2», собрал комментарии ключевых фигур, связанных с дилогией, но не смог предложить свежего взгляда на феномен, считает киновед-психолог Анна Журба.

Лента продолжительностью менее 70 минут построена по классической схеме телевизионного документального портрета. В ней сочетаются современные интервью (вдовы Балабанова Надежды Васильевой, киноведа Любови Аркус, оператора Сергея Астахова, актрисы Дарьи Юргенс, сыновей режиссера и Никиты Михалкова) с архивными кадрами молодых Сельянова и Балабанова. Съемочная группа посетила не только Петербург и Москву, но и локации «Брата 2» в США.

Центральной эмоциональной фигурой становится Надежда Васильева, художница по костюмам и близкий свидетель уникального творческого союза. Именно через её воспоминания наиболее живо проступает образ эпохи и драйв съемочного процесса. Однако ощутимым недостатком является отсутствие в картине таких важных персон, как Виктор Сухоруков и Ольга Бодрова.

Основная проблема фильма — отсутствие четкой драматургии и аналитической глубины. Авторы ограничиваются ностальгическими воспоминаниями о сложностях с бюджетом, поиске локаций, участии Ирины Салтыковой и всенародной любви к персонажу Сергея Бодрова. Прыжки между прошлым и настоящим, Россией и Америкой часто кажутся хаотичными и лишенными внутренней логики.

Особенно заметна поверхностность в обсуждении культурного влияния дилогии. Фильм затрагивает моду и музыку (знаменитый свитер Данилы Багрова, пиратские сборники саундтреков), но полностью обходит сложные вопросы о проблематике картин и их воздействии на общественное сознание. Даже Никита Михалков дает скорее социально-политическую оценку 1990-м, чем анализ самого кинематографического феномена.

Наиболее сильной стороной «Брата навсегда» становится личное измерение — фильм можно воспринять как трогательную «открытку» сыновей своим отцам. Кадры домашнего архива Балабанова с маленькими детьми, теплые слова Григория о Сергее Сельянове искренни, но не добавляют существенного содержания к пониманию дилогии.

Главная ценность картины — в напоминании об уникальном творческом тандеме, возникшем в 1990-е. Балабанов и Сельянов предстают энтузиастами-стартаперами, делавшими кино не ради денег, а за идею. Эта романтика ушедшей эпохи передана точно. Однако для осмысления места «Брата» и «Брата 2» в истории отечественного кино требовался более строгий и аналитический подход, подобный тому, что демонстрирует, например, документальная работа «Нас других не будет» Петра Шепотинника.

«Брат навсегда» — приятный, но слишком безопасный ностальгический ретропоказ для поклонников дилогии, не готовый к серьезному разговору о наследии культовых фильмов.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах