Зоркое око
Что же эта за инновационная разработка и почему его с таким нетерпением ждали? Многоканальный сканер дорожного покрытия «Кондор» исследует качество уложенного асфальта. При помощи рентгеновского луча он измеряет плотность верхнего и толщину всех последующих слоев дороги. «Кондор» способен находить зоны увлажнения, промоины и пустоты, инородные предметы и оценивать шероховатость покрытия. Диагностика ведется в режиме реального времени и не разрушает поверхность. Этим прибор выгодно отличается от традиционной формы контроля — отбора проб (кернов) в произвольно выбранных местах. Вырубка кернов занимает время и нарушает целостность полотна. Всю дорогу кернами не проверишь — дорого, да и асфальт превратится в решето.
Инновационный прибор разработан АО «НИИТФА» — предприятием госкорпорации «Росатом». Его называют «детектором лжи», способным вывести на чистую воду нерадивых дорожников, нарушающих технологию. Рентгеновский плотномер комплектуется георадаром с тремя антенными блоками, блоком сбора и обработки данных, датчиками перемещения и системой GPS. Установка монтируется на прицепе или на автомобиле «пикап». Рабочая скорость — 40 километров в час. Прибор работает в легкий мороз (до — 10° С) и в сорокоградусную жару. За рабочую смену может просветить 320 километров.
Устройство не имеет аналогов в мире. За его разработку научному коллективу в 2014 году вручили общенациональную премию «Безопасность — дело каждого». Тогда же установку взяли в автопробег «Экспедиция 2014». Специалисты исследовали качество дорожного полотна в 32 регионах РФ — от Владивостока до Севастополя.
Приоритетный проект
В России реализуется долгосрочный федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Планируется, что благодаря ему крупнейшие городские агломерации смогут улучшить и развить собственные дорожные сети. Программу контролируют Министерство транспорта РФ и Росавтодор. Проект рассчитан до 2025 года. Орел в данную программу не входит — приоритет отдан 38 агломерациям с населением более 500 тысяч человек. В Центральном федеральном округе улучшить дороги предстоит разве что Липецкой, Тульской и Воронежской областям. Но время не стоит на месте — в ближайшем будущем в Москве намерены расширить проект и распространить его в том числе на регионы с меньшей численностью населения. Правительство Орловской области уже подготовило заявку в Минтранс на включение региона в приоритетный проект. И вероятность того, что она будет удовлетворена, достаточно высока. Регион является крупным транспортным узлом в центральной части России. Здесь пересекаются дороги в Крым, Южный федеральный округ, Белоруссию, Украину. Высок и уровень автомобилизации — 320 единиц личного транспорта на тысячу человек. По этому показателю область занимает 6-е место из 18 субъектов ЦФО.
«Для Орловщины развитие дорожной сети — принципиальный вопрос. Численность населения не должна быть единственным критерием для вхождения в проект», — уверен врио губернатора Орловской области Андрей Клычков.
В этом году регион, с привлечением не только личных средств, но и других источников финансирования, направит 4,6 миллиарда рублей на ремонт, строительство и содержание транспортной инфраструктуры. Но денег не хватит, чтобы привести все хозяйство в норму. Между тем сегодня менее половины автомобильных дорог региона отвечают нормативным требованиям. Приоритетный проект увеличит долю соответствующих ГОСТу трасс до 85%.
Первое знакомство
Орловцам показали чудо-технику у сквера Танкистов. В презентации участвовали Андрей Клычков и президент Международного Конгресса промышленников и предпринимателей Артем Чайка.
Собственно, «Кондор» появился в Орле благодаря соглашению, заключенному 9 июля.
«20 дней назад мы подписали соглашение о сотрудничестве с Орловской областью, и уже сегодня технологические партнеры МКПП презентуют систему мониторинга автодорог. Уверен, что она обеспечит экономию бюджетных средств, их эффективное и рациональное использование», — считает Артем Чайка.
Клычков, в свою очередь, отметил: «Отрадно, что мы перешли к реализации достигнутых договоренностей, что движемся вперед в очень уверенном темпе».
Полученные при помощи «Кондора» данные обработают с помощью инструментального комплекса сканирования автодорог «Беркут» и представят правительству региона. Затем областная власть проведет тендер по диагностике и паспортизации дорог. Результаты диагностики помогут войти в федеральный проект «Безопасные и качественные дороги».
Ближайшие планы
В этом году в Орловской области будет построен и реконструирован 71 километр участков, отремонтировано 56 региональных и муниципальных дорог. Ямочный ремонт сделают на площади 134 тысячи квадратных метров и восстановят 300 тысяч квадратных метров асфальта. Уложенное покрытие проверяет КУ «Орелгосзакачик», специалисты которого измеряют толщину асфальта, водонасыщение и плотность, анализируют качество смеси.
В самом областном центре планируется отремонтировать 32 участка общей протяженностью 17,9 километра.
Глава администрации города Орла Александр Муромский на аппаратном совещании в областной администрации 30 июля, сообщая о ходе ремонта, заметил, что работы уже завершены на улицах Картукова, Скворцова, Героев пожарных, Октябрьской, Наугорском шоссе и в переулке Южном, на девяти объектах они еще продолжаются.
На ремонт улично-дорожной сети областного центра планируется направить 197 миллионов рублей, в том числе 86 миллионов, дополнительно выделенных областной властью. На эти деньги приведут в порядок 15 участков, вызывающих наибольшее недовольство орловцев. Изначально в программу ремонта улично-дорожной сети в Орле на этот год вошли 17 объектов, по дополнительным 15-ти участкам сметная документация разработана и проходит проверку сметной стоимости. Еще по девяти, по словам Александра Муромского, объявлены конкурсы по выбору подрядных организаций.
В сроки не уложились
Как водится, планировать работы и проводить их — не одно и то же. К сожалению, и с обновлением дорожного полотна в Орле не все идет гладко. На улице Васильевской «ДорСтройТехСервис» не уложился в сроки — до 1 августа, что стало предметом бурных возмущений горожан в социальных сетях. История тянется с мая. Строители бодро начали ремонт, срезали верхний слой асфальта, оставив на поверхности торчащие люки и решетки канализационных колодцев. Спустя некоторое время подрядчик осилил небольшой участок — выложил выравнивающий слой асфальта. Затем работа притихла. Автомобилисты по прямой проехать не могут и, рискуя попасть в аварию, устраивают на дороге слалом.
Дошло до того, что начальник Управления коммунального хозяйства Орла Екатерина Климова пригрозила дорожникам расторжением контракта в одностороннем порядке. Жесткое высказывание прозвучало в ходе совещания в горадминистрации 18 июля, а уже 21-го на собственной странице в Твиттере высказался Андрей Клычков. Он сообщил, что знает о положении дел и о проблемах, возникших у подрядчика. «Сейчас он их решил в банке. Срок контракта до 01.08, будем требовать, чтобы он закончил в срок. Во вторник-среду должен приступить. Я в курсе ситуации».
1 августа на встрече врио губернатора с горожанами орловцы задали вопрос: «Когда возобновятся работы на Васильевской?». Глава администрации Орла Александр Муромский ответил, что подрядчику было решено дать шанс завершить работы. «ДорСтройТехСервис», по его словам, уже получил кредит, который позволит им уже ночью выйти на объект.
Подрядчику предстоит доделать выравнивающий слой — 7,9 тысячи квадратных метров и уложить верхний слой асфальта на площади 15,9 тысяч «квадратов». Кроме того, строители задерживают ремонт улиц 2-я Пушкарная, Комсомольская и Карачевская. Согласно заключенному контракту, работы также должны были окончиться 1 августа. Поскольку сроки исполнения были нарушены, к подрядчику применят штрафные санкции.
Обратная связь
Убитые дороги:
Проект общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ / Карта Убитых Дорог» занес на онлайн-карту 243 дороги общей протяженностью 166 километров. На них указали 9 тысяч человек. Приложен и отчет о сделанной работе: 21 дорога отремонтирована. Понятно, что с такими темпами желание увидеть везде порядок уходит в необозримую перспективу. Ускорить процесс поможет федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги».
В регионе есть участки, состояние которых видно и без ультрасовременных сканеров. Несмотря на отчеты властей, орловцы недовольны. Они размещают в социальных сетях многочисленные фотографии с ямами, напоминающие лунный пейзаж. Например, группа «Подслушано Болхов» в соцсети «ВКонтакте» опубликовала видео, показывающее ямы глубиной 39 сантиметров на улице 29 июля, а в группе «Без Ям Орловщина» жители 17 населенных пунктов Мценского района требуют ремонта дороги регионального значения Мценск-Болхов-Сторожевое. Они пригласили главу региона к себе, чтобы он «встретился с орловцами и проехался сам по убитой дороге регионального значения». В противном случае амчане обещали выйти на санкционированные митинги.Также жители начали использовать еще один инструмент общения с властью — они жалуются на страничках городских и областных чиновников, которые те завели в социальных сетях в последнее время.