МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Черноземье

«Большой Брат» следит за тобой


В прошлый четверг, 16 мая, сотрудники ГИБДД Курской области организовали для журналистов и общественников выездной брифинг, на котором рассказали об особенностях функционирования на региональных дорогах средств фото- и видеофиксации. Поводом послужило недавно опубликованное в сети видео курского активиста, который поставил под сомнение законность установки одной из камер в областном центре.​

Контроль скорости на северном выезде из Курска

Скандальный видеоролик

Так называемые «письма счастья» со штрафами за нарушение правил дорожного движения хотя бы раз получал каждый, даже самый законопослушный водитель. У большинства камеры на дорогах не вызывают негативных эмоций, ведь они на практике в разы сокращают количество ДТП, в том числе со смертельным исходом. Другой вопрос, что общественность хотела бы понимать, как именно работают средства фото- и видеофиксации, кому принадлежат и куда направляются деньги от уплаченных штрафов. Обеспокоенность автомобилистов прежде всего вызывает факт, что в России на трассах появились частные камеры, и в ряде случаев их владельцы работают за процент от «выручки», то есть заинтересованы найти как можно больше нарушителей. Для таких частных лиц это скорее будет просто бизнес.

В связи с этим ролик курянина в соцсетях, где он пытается изъять камеру с проспекта Дериглазова и отправить устройство в полицию, вызвал большой резонанс. Видео набрало больше трех с половиной тысяч просмотров. Автор стал подозревать, что тренога была установлена незаконно, а оператор, обеспечивающий ее работу, представить сопроводительные документы в тот момент ему не смог. Но, кстати, само отсутствие сотрудника ДПС на месте не являлось нарушением. Согласно инструкции по эксплуатации, вышедшей в 2016 году, осуществлять контроль за переносными камерами могут и специалисты обслуживающих организаций. О безопасности на дорогах нужно и важно говорить

Снижение аварийности на дорогах

На территории Курской области сегодня действует сто средств автоматической фото- и видеофиксации. Из них 47 стационарных, 50 передвижных и три камеры, которые фиксируют стоянку и остановку транспортных средств.

— Система работает в Курске с 2011 года и хорошо зарекомендовала себя, — отметил врио начальника Центра автоматической фото-, видеофиксации ГИБДД УМВД России по Курской области Роман Овчинников. — Она служит одним из основных средств профилактики правонарушений. Только за прошлый год было пресечено и официально задокументировано 817 тысяч подобных случаев, из которых большее количество — это нарушение скорости, а также выезд на полосу встречного движения, несоблюдение требования дорожных знаков и разметки. В текущем году мы ввели в действие новые комплексы, которые работают пока в пилотном режиме и пресекают наиболее опасное и распространенное для городских поселений нарушение — непредоставление преимущества движения пешеходам. Пока установлена одна такая камера в Октябрьском районе.

Трасса «Курск-Рыльск» прежде считалась крайне опасной и аварийной, но после того, как ее буквально «напичкали» камерами, риск ДТП снизился в разы.

— Сейчас эта дорога у нас не вызывает никаких опасений, — поясняют в ГИБДД. — Поэтому использование камер является очень эффективным методом работы. На фоне роста парка автомобилей, на фоне того, что очень много молодых водителей сейчас садится за руль, отмечается снижение количества дорожно-транспортных происшествий. Юрий Рассамакин отвечает на вопросы журналистов

Бизнес в помощь

Вопреки опасениям курских водителей, на территории региона, по информации областного ГИБДД, нет частных камер. Все использующиеся находятся в оперативном управлении Комитета автодорог и принадлежат областной администрации. А вот уже их обслуживанием в настоящее время занимаются две частные фирмы — «Кордон» и «Светофор контроль», выигравшие тендер на многомиллионный контракт. Общественники задаются вопросом, можно ли производимые ими услуги оказывать дешевле, а также уйти от монополизации, поскольку, по их предположению, обе организации принадлежат одним и тем же лицам.

— В прошлом году на обслуживание фоторадарных передвижных комплексов, которые принадлежат областной администрации, потрачено свыше 44 миллионов рублей, — показывает выписки из документов активист Николай Ишков. — Мне, например, не понятна экономическая обоснованность и целесообразность выплат таких крупных средств из областного бюджета частным организациям, которые оказывают услуги даже не на своем оборудовании, как происходит в других регионах.

Тендеры на обслуживание средств фото- и видеофиксации проводятся автодорожным комитетом дважды в год. Очередной контракт должен быть заключен 30 июня. Принять участие в нем может любая компетентная организация, способная обеспечить необходимую подготовку сотрудников. Прежде, например, участвовали фирмы из Липецка и Нижнего Новгорода. Подобные треноги устанавливаются в местах, где водители чаще нарушают скоростной режим

Штрафы без обмана

Принципиально важный момент, который исключает возможность «подкручивания» камер или иных способов «развода» автомобилистов на деньги, заключается в том, что фирмы, обслуживающие данные комплексы в Курской области, получают почасовую оплату, а не процент с итоговой выручки. То есть оператору передвижного радара нет никакой выгоды как-то дополнительно стимулировать выписку штрафов. Напротив, камеры в регионе, во избежание спорных ситуаций, настроены на превышение скорости даже не на 19 километров, а на все 23.

— Нам не важно, выявлено одно или 300 нарушений, мы платим за час использования камеры, — говорит заместитель начальника отдела безопасности дорожного движения комитета автодорог Курской области Юрий Рассамакин. — Сумма эта приблизительно равна 300 рублям в час, куда входят заработная плата сотрудников, бензин, аренда машины.

В заключение добавим, что большой процент фотографий, зафиксировавших то или иное нарушение, уходит в брак из-за нечеткого снимка, обрезки номерного знака или части автомобиля. Так, из приблизительно 4,3 миллиона нарушений, выявленных с 2013 года, миллион ушли в брак.

Использование на автодорогах камер фото- и видеофиксации в любом случае оправдывает себя. По информации пресс-службы областного ГИБДД, благодаря работе передвижных и стационарных комплексов в населенных пунктах количество дорожно-транспортных происшествий за два года сократилось на 26 процентов.

Следите за новостями Черноземья в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах