Откуда есть пошла…
В 1295 году неподалеку от сожженного татарами Курска в корнях дуба была обретена чудотворная Курская коренная Икона Божией Матери «Знамение». В 1616 году царь Михаил Федорович вернул Икону на курскую землю, а на месте обретения вырос монастырь «Коренная пустынь».
Икону ежегодно крестным ходом переносили из Знаменского монастыря, что в городе Курске, на место ее обретения. Ныне это место зовется местечком (поселком) Свобода в 30 километрах от города. Со всех необъятных краев Империи на этот крестный ход стекались десятки, а порой и сотни тысяч паломников. Как это было — можно увидеть в Третьяковской галерее на знаменитой картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии». Автор этих строк помнит ее в советском учебнике «Русский язык» за 9-й класс в качестве задания для сочинения. На картине Икону сопровождает безграничное людское море.
Такой людской поток не мог остаться незамеченным и для торгового люда. Рядом с монастырем выросло торжище. В XIX веке это уже одна из 3 главных ярмарок нашей страны, наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитцкой). Только гостиниц для зажиточных посетителей при ярмарке было 58 — столько сейчас не отыскать и во всем Курске.В годы Советской власти и ярмарка, и монастырь канули в лету, но уже на рубеже 21 века возродились. И вновь сюда стекаются толпы паломников, и вновь бушует ярмарка.
Неофициально об официальном
Ранним утром 29 июня по дороге из Курска тут и там образовывались пробки. Время от времени, с включенными проблесковыми маячками, не взирая на сплошные линии, их обгоняли черные блестящие представительские автомобили, в том числе с дипломатическими номерами. Стоящие в пробке водители провожали их с завистью и легким чувством раздражения. К середине дня дорога окончательно встала, запруженная тысячами железных коней.
Так же, как это было последних несколько сот лет, ярмарка началась у Святых врат обители с молебна перед иконой Божией Матери «Знамение». На центральной площади не протолкнуться. Живой полукружной изгородью у иконы выстроились официальные лица. И только посол Уганды чернел в задних рядах праздной толпы.
Первым выступил врио курского губернатора Роман Старовойт, заявивший, что география гостей и участников ярмарки охватывает государства СНГ, Европы, Азии, Африки, а также половину России. «Мы гостеприимно распахиваем наши двери для 43 субъектов РФ. Мы приветствуем гостей из братских стран — Украины, Белоруссии, Казахстана, гостей из ближнего и дальнего зарубежья — Германии, Бенина, Уганды. Более 20 стран сегодня принимают участие в ярмарке», — сказал он.
Выступивший затем председатель Курской областной Думы Николай Жеребилов, видимо, оговорившись, предложил участникам ярмарки заключать в павильонах договоры о взаимопомощи, чем привнес в праздничную атмосферу ярмарки грустную нотку общего состояния дел не только в регионе, но и в целом по стране. Фраза навеяла осознание того, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и помощь им стоит ждать только в соседних павильонах. Власть же, разместив эти павильоны на коммерческой основе, умывает руки.
Эта оговорка по Фрейду и связанные с ней домыслы быстро затерялись среди множества других официальных речей. И если бы не посол Румынии Василе Соаре (как, впрочем, и в предыдущие годы), праздничное открытие обещало превратиться в отчетно-выборное собрание. С полагающимися цифрами, успехами и посланиями.
Душа России
Господин Посол не нуждался в переводчике и был щедр и на похвалу, и на шутки. Он заявил, что если кто-то из его коллег будет спрашивать, где посмотреть на настоящую Россию — он их обязательно отправит в Курск, на ярмарку. И именно поэтому он приехал сюда со всей своей семьей, включая тещу. Россия, заявил Василе Соаре, является великой промышленной державой. И у нее есть великие экономические форумы — в Москве и в Питере, где главенствует деловая повестка. Но курский форум, с его крестным ходом и ярмаркой, наполнен не только деловым, но и духовным содержанием. Это его самый любимый форум, ведь здесь раскрывается истинная Душа России. Господин Посол также отметил, что при новом губернаторе Курск стремительно развивается инфраструктурно. Везде появились новые дороги и качественный асфальт. А на ярмарку с каждым годом приезжает все больше делегаций из разных уголков мира.
Поднявшиеся затем иностранные гости в своих речах пользовались переводчиками и избитыми штампами. Посол Белорусии обратился ко всем, видимо, на белорусском языке, но заметив общее недоумение — сразу перешел на чистейший русский. Язык Пушкина и Лермонтова разбудил в нем дремавшие инстинкты «младшего брата», вылившиеся трижды подряд в благодарственные слова о разрешении Белоруссии принять участие в ярмарке. Как будто ни в одном Союзном государстве живем. Посол Уганды пригласил всех и на выставку своей страны, и в саму страну. Немецкая делегация оказалась частично польской. А посол Бенина запомнился только своим национальным костюмом.
Покончив с официозом, «официальные лица» отправились резать… Курскую область.
Коврижка-гигант
Под памятником ярмарке толпу зевак прорезало весьма значительное прямоугольное белое пятно. Вдоль него вышагивал собственник «Свежего Хлеба» и виновник образования островка пустоты в людском море господин Мамзурин. Процессия со сцены, покончив с речами, направилась в эту прореху. К подходу врио покрывало было снято, и сквозь полицейское оцепление зеваки увидели съедобную карту Курской области гигантских масштабов. По центру коврижки зияла прямоугольная дыра, заполнить которую, по сценарию, предстояло Роману Старовойту. Надев перчатки, под общие аплодисменты и щелчки затворов фотоаппаратов, он бережно и с ювелирной точностью поместил туда полуметровый герб Курской области. Картина предстала в своем законченном виде. Из динамиков голос вещал о количестве яиц, муки, воды и прочих ингредиентов, затраченных на производство 200-килограмовой коврижки. И никто не вспомнил о людях, участвовавших в ее изготовлении и затраченных ими часах.
Город мастеров и Мастера городов
Оставив «Курскую область» на растерзание толпе, врио губернатора в сопровождении Митрополита Курского и Рыльского Германа и свиты направился в «Город Мастеров», где более 200 человек из 33 регионов представляли народные промыслы и ремесла. К слову сказать, РВС не ограничился формальным проходом и постарался заглянуть к каждому и с каждым перекинуться парой фраз. Вообще официальные лица в этот раз как никогда были щедры на общение и постарались никого не обделить своим вниманием.
Чтобы оценить масштаб случившегося — надо было видеть растерянные лица градоначальников и региональных элит.
Далее все шло по плану — стенды, соревнования, районные подворья, сельхоз выставки.
На площадках пели и веселились, воздух был наполнен ароматами шашлыка, а народ все прибывал и прибывал. И такую картину можно было наблюдать два дня подряд — последние июньские субботу и воскресенье.