Дорого яичко ко христову дню

Одним из традиционных пасхальных подарков является яйцо

Обычай дарения яиц на Пасху ведёт своё начало от апостольских времён. По преданию, вскоре после вознесения Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим.
 

Одним из традиционных пасхальных подарков является яйцо

В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди — то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.

С тех пор на Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца, и именно красному цвету определено в православной символике значение цвета жизни, возрождения.

Исстари самым распространённым был способ окраски яиц в луковой шелухе, затем стали использовать и другие цвета. В зависимости от способа окраски крашеные яйца называли «крашенками», расписные — «писанками», деревянные — «яйчатами». Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней, и православная традиция украшения пасхальных яиц стала настоящим искусством. В России первыми художниками, возводящими ремесло росписи на уровень профессионального мастерства, были иконописцы и «травщики» (мастера по растительным орнаментам), которые расписывали яйца по заказу царского двора.

С XVII века у российской элиты появился обычай заказывать для царского двора дорогие пасхальные яйца из дерева или кости художникам Оружейной палаты. К сожалению, пасхальные яйца тех времён не сохранились до нашего времени.

В XVIII—XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоёв российского населения, что теперь об украшении пасхальных яиц можно говорить как о своеобразном виде декоративно­прикладного и народного искусства. И если ювелирные драгоценные яйца постоянно видоизменялись согласно веяниям времени, то простые крестьянские «крашенки» и «писанки» по сей день остаются прежними, тем самым сохраняя в себе исконно русские традиции.

Примечательно, что с петровских времён даже такое, казалось бы, не светское мастерство стало носить ярко выраженную светскую направленность.

Петровские преобразования подарили художникам такие новые материалы, как папье­маше и фарфор. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: «Яйца точили и формовали». Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее.

Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов («Сошествие во ад», «Воскресение» и др.), религиозной символики и атрибутики.

В числе заказываемых для царского двора пасхальных подарков на фарфоровых заводах изготавливали пасхальные яйца для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель императора, государственный герб, а также орден святого Георгия (Георгиевский крест), отчего яйцо становилось своего рода знаком отличия и приобретало наградной характер. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.

В качестве своеобразного пасхального яйца преподносились и весьма экзотичные дары. Так, княгиня Дашкова одной из своих подруг на Пасху подарила два бриллианта.

Пасхальные яйца из папье­маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX — начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России — Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» — подарочного изделия со скрытым секретом.

Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже Агафону, необычайно одарённому художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех — в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Фёдоровне и Александре Фёдоровне.

Пасхальные сюрпризы от Фаберже исполнялись со сложными заводными механизмами и представляли собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путём нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии. С 1885 года в царской семье началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. «Ваше Величество будет довольно», — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: 12 экземпляров хранятся у английской королевы, 11 владеет американский журнал «Форбс» и 10 находятся в Оружейной палате Московского Кремля. Однако точно неизвестно ни одного предмета, исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком даре вдохновлять художников на создание изделий, принёсших фирме заслуженное признание.

По материалам сайта «Россия в красках»
http://ricolor.org

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру