В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди — то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
С тех пор на Пасху принято дарить друг другу крашеные яйца, и именно красному цвету определено в православной символике значение цвета жизни, возрождения.
Исстари самым распространённым был способ окраски яиц в луковой шелухе, затем стали использовать и другие цвета. В зависимости от способа окраски крашеные яйца называли «крашенками», расписные — «писанками», деревянные — «яйчатами». Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней, и православная традиция украшения пасхальных яиц стала настоящим искусством. В России первыми художниками, возводящими ремесло росписи на уровень профессионального мастерства, были иконописцы и «травщики» (мастера по растительным орнаментам), которые расписывали яйца по заказу царского двора.
С XVII века у российской элиты появился обычай заказывать для царского двора дорогие пасхальные яйца из дерева или кости художникам Оружейной палаты. К сожалению, пасхальные яйца тех времён не сохранились до нашего времени.
В XVIII—XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоёв российского населения, что теперь об украшении пасхальных яиц можно говорить как о своеобразном виде декоративноприкладного и народного искусства. И если ювелирные драгоценные яйца постоянно видоизменялись согласно веяниям времени, то простые крестьянские «крашенки» и «писанки» по сей день остаются прежними, тем самым сохраняя в себе исконно русские традиции.
Примечательно, что с петровских времён даже такое, казалось бы, не светское мастерство стало носить ярко выраженную светскую направленность.
Петровские преобразования подарили художникам такие новые материалы, как папьемаше и фарфор. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: «Яйца точили и формовали». Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее.
Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов («Сошествие во ад», «Воскресение» и др.), религиозной символики и атрибутики.
В числе заказываемых для царского двора пасхальных подарков на фарфоровых заводах изготавливали пасхальные яйца для христосования с низшими чинами в действующей армии и посылок на фронт. На таких яйцах изображался вензель императора, государственный герб, а также орден святого Георгия (Георгиевский крест), отчего яйцо становилось своего рода знаком отличия и приобретало наградной характер. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.
В качестве своеобразного пасхального яйца преподносились и весьма экзотичные дары. Так, княгиня Дашкова одной из своих подруг на Пасху подарила два бриллианта.
Пасхальные яйца из папьемаше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX — начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России — Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.
Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца, так называемого «пасхального сюрприза» — подарочного изделия со скрытым секретом.
Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже Агафону, необычайно одарённому художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех — в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Фёдоровне и Александре Фёдоровне.
Пасхальные сюрпризы от Фаберже исполнялись со сложными заводными механизмами и представляли собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путём нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышечки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывает известные мелодии. С 1885 года в царской семье началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. «Ваше Величество будет довольно», — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.
По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: 12 экземпляров хранятся у английской королевы, 11 владеет американский журнал «Форбс» и 10 находятся в Оружейной палате Московского Кремля. Однако точно неизвестно ни одного предмета, исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком даре вдохновлять художников на создание изделий, принёсших фирме заслуженное признание.
По материалам сайта «Россия в красках»
http://ricolor.org