Такси глубокой заморозки

Говорят, что белгородские власти перестанут выдавать лицензии на пассажирские перевозки владельцам старых пазиков и убитых «Газелей»

28.06.2011 в 15:38, просмотров: 1646

По крайней мере, 20 июня члены правительства Белгородской области к такому решению пришли.

Такси глубокой заморозки

Дошли? или приплыли?

Дошли? Не знаю. Потому как есть большие сомнения, что это «приговор окончательный и обжалованию не подлежит»… Всем известно: эта бодяга с маршрутными такси тянется уже не один год, и я могу лишь конспективно напомнить хронологию «гражданской войны» (для полной истории двух газетных полос будет мало) между властями и маршрутчиками. Хотя, если честно, эта война рукотворная. Потому как отделить конкретного чиновника от маршрута, на котором он кормится,  трудно. Я не прокурор.

Помнится, ещё в декабре 2007 года на совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба Белгородской области было заявлено, что через два года в области не останется маршруток типа «Газель», так как этот вид транспорта — один из самых опасных. Потому что, во-первых, как правило это старьё, во-вторых, всё чаще и чаще ими управляют водители-гастарбайтеры, а в­третьих, сама организация пассажирских перевозок в областном центре поставлена из рук вон плохо. Сказано — сделано. На что администрация Белгорода — тогда ещё под руководством Василия Потрясаева — потупившись, скромно промолчала...

Май 2009 года… На заседании областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения о системе пассажирских перевозок Белгорода вновь было сказано: «Бардак!» Тогда ещё заместитель главы областного УГИБДД Владимир Кондратьев звонко и решительно настаивал на необходимости кардинального изменения всей системы перевозок пассажиров в областном центре. «Иначе, — предупреждал глава областного ГИБДД, — плохо будет всем…» Но Белгород вновь спустил это дело на тормозах….

Январь 2010… Оперативное совещание во главе с мэром наконец­то решило: так дальше жить нельзя. Городские власти прилюдно заявили о реформировании городской системы общественного транспорта. Василий Потрясаев, тогдашний мэр, подчеркнул, что «особое внимание нужно обратить на организацию проведения конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам городского и пригородного сообщения». Сам конкурс был намечен на лето. Это, по мнению властей города, должно было стать переломным моментом в системе пассажироперевозок по городу.

Март 2010… Секретарь Совета безо--пасности Белгородской области Сергей Литвинов: «Городские власти не справляются с задачей, поэтому приходится вмешиваться областной комиссии. Существующие услуги пассажирских перевозок не соответствуют никаким нормам и требованиям, в адрес губернатора приходит много жалоб и претензий от населения. Автобусный парк не обновлён, «Газели» как ездили, так и ездят… Ситуация становится всё хуже. Нет конкурса, который бы управлял всем процессом, отбирал перевозчиков. Поэтому нужно принимать радикальные меры… Мы обязаны навести порядок, принять необходимые нормативные документы и в течение 2010 года нормализовать ситуацию»...

Напомню: на дворе июнь 2011-го… Ну и как? «Ситуация нормализовалась»? «Переломный момент истории» уже наступил?

 Без шашек, без башни

Из года в год в Белгороде и по области звучит одна и та же песня: отвратительные маршрутные такси! С припевом: «А как же с ними бороться?» Лет восемь звучит, с вариациями, клятвенными модуляциями властей и постановлениями, которым они и сами счёт потеряли.

Нет, число облав и кампаний, которые проводит ГИБДД за один календарный год, отлавливая «недобросовестных» водителей маршрутных такси, идёт на десятки. Но эти «облавы» идут в зачёт автоинспекции, а уж никак не в пользу местных чиновников. Потому как автоинспекция и рада бы, но совладать с административной «фрондой» не в силах. (У автоинспекции с администрацией своя война. Но это  отдельная тема.) Одно время, помнится, были созданы даже спецгруппы ДПС, которые, переодевшись в штатское, занимались сбором компромата на нарушителей за рулём. Эти данные передавались в транспортную инспекцию, а затем в суд, который только и может приостановить или отозвать лицензию на пассажирские перевозки у владельцев предприятий.

И что? Да ничего. Свято место пусто не бывает: лицензии изымались и изымаются у единиц, а на месте выбывших оказываются иные, но такие же хамы и пьяницы за рулём. И в этом месте я, к своему удивлению, на стороне ГИБДД. Дело в том, что автоинспекция может штрафовать лишь за нарушение правил дорожного движения, но лишить лицензии козла, который недавно, скажем, упал, будучи уколотым, на своей газельке в канаву вместе с 12 пассажирами, она не в праве.

Дело в том, что лицензия на оказание пассажирских перевозок выдаётся на пять лет. И изъять её может только суд. И никак иначе! Основанием служит... цитирую: «Неоднократное отсутствие путевого листа, техосмотра, алкогольное опьянение водителя, систематическое нарушение ПДД». Короче, нужно собрать целый букет умышленных проколов водителя, чтобы заикнуться на суде о лишении его лицензии. Задача  неподъёмная. Потому никакой автоинспектор, если он здрав умом, её решать не будет. Например, таких случаев за 2009 год у автоинспекции набралось более 80, в 2010-м — около 100. Информация о них была направлена сотрудниками ГАИ в транспортную инспекцию Белгорода. Однако до суда за два года дошло лишь семь дел… Лицензии был лишён один перевозчик. Остальные нарушители отделались лёгким испугом — штрафом от одной до пяти тысяч рублей.

Дальше — больше. Недавно принятый 294-й закон, ограничивающий проверки малого бизнеса, вообще урезал возможности контролёров следить за перевозчиками. Это и есть свобода, то есть жизнь, когда пассажир отдаёт её в руки чудака на букву «м», что сидит за баранкой. Пьяный.

"Автофронда"

Ну и кто в выигрыше? Правильно, не пассажир. Более того, пассажир, видя импотенцию местных властей в затяжной войне с маршрутками, иногда спрашивает себя: «А на фига мне такие хилые власти? Если они даже таксистов не могут одолеть?» И когда придут выборы, этот пассажир поднимется с дивана, пойдёт и отдаст свой злой голос за какого-нибудь каддафи местного разлива.
Одна беда: нам пока не везёт. Родной кадаффи на политической ниве у нас пока не вырос. Просто «нынче буйных мало, вот и нету вожаков». Но рост — это дело времени. И городские власти с трудом, но просекают, что маршрутки — это вопрос столь же социальный, сколь и политический. Туго, но понимают. Тогда почему они не могут с тремя хозяевами маршруток справиться? «Это мафия!» — заявляет мэр принародно. Допустим… Но власть, которая прилюдно расписывается в своём бессилии, это не власть. Это так, общее место.

Конечно, маршрутки в городе — это хлеб. Чёрный и криминальный. И выпекается он давным-давно. Об этом только ленивый не знает… Помнится, года два назад тот же глава областного Совета безопасности Сергей Литвинов недоумевал, что маршрутка, как он прочитал в объявлении, продаётся вместе с маршрутом. «Мы скоро дойдём до того, что будут продавать автобус с маршрутом и с чиновником, его контролирующим!» — возмущался глава Совбеза.

Справедливо возмущался: чиновник палец о палец не ударит, чтобы «причесать» маршрутки под цивильный вид. Оно ему надо? Нет. Категорически. Он же не враг самому себе. Потому как в мутной воде, как известно, рыбка лучше ловится. Другое дело, что ребята-поросята, курирующие перевозки в городе, все на перечёт. Тут хватит пальцев на одной руке. И сидят они не в большевистском подполье, а в администрациях. Или рядом с ними курсируют. C них хоть раз кто­нибудь по-серьёзному за эти годы спросил, чем они занимаются? И почему пассажирские перевозки в городе — это такая помойка? Не спросил. Никто. Разве что я: «Почему это в Белгороде конкурс на право осуществления пассажирских перевозок не проводился почти пять лет?» — «Да ладно, — отвечал мне авточиновник, чуть смущаясь, — о прошлом­то вспоминать. Ведь тем летом мы конкурс провели, нормально. Всё наладится, вот увидите. Уже совсем скоро… И не надо писать в своих газетах всякую ерунду и народ пугать. Вам же хуже будет, обещаю...»

Куда уж хуже? Уже сейчас муниципальный транспорт Белгорода являет собой жалкое зрелище, и в час пик наш город похож на какой­нибудь Джайпур, где снуют сотни разномастных и грязных колымаг.


Мафия, ку-ку

Замечу, кстати, что предыдущий конкурс на организацию перевозок в городе был проведён в 2006 году. Но и тогда победителями стали не конкретные перевозчики, а организации, которые сами определяли маршруты: куда ехать, количество автобусов на линиях, время выезда, т. е. фактически выполняли функции заказчика и потребителя в одном лице. Городская администрация самоустранилась.

Это, во-первых, нонсенс. А во-вторых, последний конкурс — такая же фикция, как и прошлый… Кто не верит, пусть попробует уехать утром или после восьми вечера на маршруте №18, что обслуживает новый микрорайон Заря, который поднимается на Крейде. За текущий год только на одного (!) из перевозчиков Белгорода было заведено административное дело. Так, для острастки… Погорел 107-й маршрут и те, что рядом с ним лежали. Отдел по организации транспортного облуживания населения администрации города инициировал проверку по письму белгородца, который, оказывается, «не может уехать после восьми вечера из города к себе домой». Этот белгородец удивил всех, кто живёт в городе. Но проверка установила: «На указанных маршрутах работают несанкционированные перевозчики, в связи с этим нарушается перевозочный процесс в выполнении утверждённого расписания движения».

Оп! Нарушителей поймали, протокол составили, передали в административное производство…Где, как показывает практика, или он сгниёт, или его замотают...

Обидно, но и новоявленный мэр города Сергей Боженов, присягнув, сразу же, не сходя с трибуны, назвал задачку про маршрутки «мафиозной» и «сложной». Вспомнив, видимо, задачу про бассейны из школьного учебника арифметики, где не понять, сколько вливается и куда-то утекает. И чтобы решить её, мэр призвал горожан добровольно «отказаться от плохих маршруток». Короче, устроить им бойкот.

Лихо! Вопрос: в этом месте нужно смеяться или плакать? Потому что подобные заявления властей здорово смахивают на издевательство. И над людьми, и над здравым смыслом, с которым, похоже, городские чины давно уже в разводе.

Смотрите, за пять лет, что прошли со дня конкурса-2006, все маршруты и перевозчики несколько раз уже поменялись. Но до сих пор ездят по старому муниципальному заказу. То есть кто ездит, как и куда — никому непонятно. Тёмный лес и джунгли Амазонки… Правда, исключая тех чиновников, которые курируют эту сферу. Так же мутно и то, по какой логике разработаны маршруты областного центра. И почему, согласно конкурсу, проведённому в 2006 году, в городе должно быть 900 автобусов, а по факту, согласно справке УИГБДД на этот год, работало более 1 400. Скажите, эти 500 партизанских автобусов откуда взялись? Кто их пустил на линию, минуя конкурс? Они чьи? И в пользу кого они трудятся? Это ведь, согласитесь, какой­то откровенный грабёж. Поэтому у горожан есть стойкое подозрение, что чиновники, связанные с этим бизнесом, преднамеренно, смеясь, разваливают муниципальный транспорт, чтобы окончательно развязать руки частному извозу и себе. И сделать горожан заложниками своего флибустьерского войска. Вот и троллейбусный парк Белгорода на грани банкротства. Рукотворного…

Справка МК Справка "МК"

В области 9100 автобусов. В областном центре перевозки пассажиров осуществляются по 40 городским и 74 пригородным маршрутам, в которых задействовано более 1 400 единиц автотранспорта разного калибра. 1 300 из них — ПАЗы и «Газели». Помимо этого, на обслуживание 10 маршрутов ежедневно на линию выходит около сотни троллейбусов. Согласно требованию правительства РФ, отечественные автобусы, выпускаемые со второго полугодия 2011 года, должны быть оборудованы системами спутниковой навигации и слежения ГЛОНАСС.

Ленив, тяжел и беззащитен

Почему так? Это вопрос не ко мне… Но одно ясно: до тех пор, пока муниципалитет не возьмёт эту сферу под жёсткий контроль, толку не будет. Болезнь запущена и перешла уже в хроническую. Тут срочно требуется хирургическое вмешательство, а не административные пилюли. Спрашивается, а что делать? Для начала ликвидировать заказчиков как ненужных посредников и на полную катушку использовать механизм лишения лицензии. А квалификацию водителей, внешний вид машин, запрет на курение в салоне, дикую музыку, обязательное наличие кондуктора, единый диспетчерский контроль, техническое и медицинское сопровождение включить в положения ежегодного конкурса на право предоставления пассажирских перевозок.

Для этого не нужно никаких особых нормативных актов и перекройки законодательства. Нужна лишь добрая воля муниципалитета. А вот её-то как раз и нет. Весь административный пар ушёл в свисток и художественную говорильню. И, честно говоря, всё, что перечислено, надо было сделать ещё вчера. То есть лет пять-семь назад. Хотя бы. Сейчас же город дошёл до точки кипения. И если данный бедлам с маршрутками будет длиться и дальше, то пассажир, психанув, выйдет на Соборную площадь, вспомнив, что она была когда­то площадью Революции.

Да, нас пока спасает одно: пассажир наш ленив, неорганизован и на подъём тяжёл. Ну а если завтра эти три составных части коммунизма вдруг составятся в одно целое?.. Как кубик Рубика. И молодёжь, сбившись в огромную стаю, зальёт площадь 3 декабря, чтобы через сутки выбрать Госдуму. Или 10 марта, когда потеплеет, чтобы завтрашний президент лично занялся системой перевозок в Белгороде. А заодно и в Старом Осколе.

Глупость? Нет. Могу доказать… В марте прошлого года городские власти решили за год убрать с маршрутов Белгорода почти 300 «Газелей», заменив их большегрузными автобусами. Задумавшись, разработали и критерии для перевозчиков: техническое состояние машины, внешний вид транспортного средства, культура обслуживания, дисциплина водителей, их подготовка. Кроме того, в Белгороде думали создать единый диспетчерский центр, который будет контролировать движение общественного транспорта с использованием навигационной системы ГЛОНАСС. А на 400 остановках общественного транспорта городские власти обещали вывесить информационные щиты с интервалом движения маршруток.

Теперь вопрос на засыпку… Что из перечисленного сделано? Правильно. Ни-­че-го!

Ну и чего дожидается администрация города? Финального свистка? А кто будет свистеть, она хоть догадывается? В конце октября прошлого года губернатор предложил председателю Совета депутатов города Евгению Егорову инициировать проект по созданию цивилизованной системы пассажирских перевозок в Белгородской агломерации. Дикие газельки, как требовал губернатор, должны сменить ареал обитания: уйти на окраины города. А потом и вовсе пропасть. Вместо них по городу должны курсировать современные автобусы, вместительные, с местами для инвалидов, работающие в условиях экологических евростандартов и оснащённые спутниковой системой ГЛОНАСС. И средства на реализацию этого проекта были найдены: 25 % — из областного бюджета, 25 % — город, а ещё 50 % — предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками. «В течение года всё можно перестроить, и вы не узнаете город, вам все будут аплодировать, — заметил губернатор депутату Егорову. — И изменится отношение людей к власти». Девять месяцев прошло, как губернатор обозначил горсовету его перспективы… Но горсовет до сих пор ничего не родил, кроме обещаний и заверений, что завтра горожанам жить станет если не лучше, то уж точно веселей…

Да, за последние три года, как уверяет нас начальник Управления государственного автодорожного надзора Сергей Головин, с дорог Белгорода убрали более 420 уж вовсе убитых «Газелей», у которых тормоза работали только по чётным дням месяца. Но одновременно три десятка таких же «Газелей» и 20 стареньких пазиков свои лицензии в этом году, вопреки всему, уже получили. «Вопреки» — это рекомендации областного правительства, которое ещё три года назад просило горадминистрацию ограничить выдачу лицензий для такого аварийного транспорта.

Увы. Здесь, видимо, одно из двух: или плохо просили, или тогда возникает вопрос: кто в доме хозяин? Я или кошка?... Похоже, кошка. В смысле консолидированный в воровстве подкласс белых воротничков, которые сольют страну в канализацию истории.

А вот это уже беда. Национальная.