К театру с любовью, или на вкус и цвет все спектакли разные

Завершился театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину», который проводился в Белгороде восьмой раз

Его история начинается с 1988 года, когда отмечалось 200-летие со дня рождения нашего великого земляка, чьё имя навсегда связано с театром.

Завершился театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину», который проводился в Белгороде восьмой раз

Тогда впервые во многом благодаря инициативе и пробивной силе художественного руководителя Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина Виталия Слободчука, знаменательную дату широко отмечали не только в столичных театрах, но и на родине театрального деятеля. И отмечали не просто так, а в рамках нового, учреждённого в связи с юбилеем нашего земляка, фестиваля (первоначально он носил название «Всероссийский фестиваль театрального искусства «Лучшие актёрские работы в театрах РСФСР»).

Непростая фестивальная история
Уже тогда в числе участников были известные московские и ленинградские коллективы, гости из Башкирии и Эстонии, бывшей тогда в составе Советского Союза. А потом наступили новые времена. Спустя 20 лет после известных событий стали говорить, что всё-таки в 1991 году произошла революция. Оставим право давать оценку произошедшего историкам, но глобальные перемены, коснувшиеся всего общества, не обошли стороной и нашу культуру, и, в частности, театр. Вновь фестиваль удалось организовать только в 1993 году, но число участников сократилось почти вдвое, а потом вновь была долгая пауза — теперь  уже до 1998 года. Но именно тогда фестиваль получил название, сохраняющееся до сих пор. Кроме того, в 1998 году  в числе трех столичных к нам приехал и театр Российской Армии, без которого теперь не обходится ни один фестиваль. Да и вообще коллективы театров на протяжении длительного периода связывают дружеские отношения: это и обмен гастролями, и приглашение в Белгородский драмтеатр главного режиссёра «армейского» театра, народного артиста РФ  Бориса Морозова в качестве режиссёра-постановщика. Тандем, судя по всему, сложился вполне удачный: большинство поставленных им спектаклей БГАДТ получают широкий общественный резонанс, ряд работ отмечен различными наградами. Неслучайно на десерт в последний день фестиваля белгородской публике был предложен именно спектакль Государственного академического театра Российской армии «Одноклассники» — мелодрама по пьесе Юрия Полякова.

Любимица зрителей
Однако следует отметить, что на сей раз организаторы, формировавшие афишу фестиваля, предложив достаточно разнообразное и интересное меню театрального «пира» (так в шутку окрестил фестиваль его художественный руководитель Виталий Слободчук), запланировали в завершение мероприятия также очередные встречи с актёрами государственного академического Малого театра России и Московского художественного академического театра имени М. Горького.

В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе А. Н. Островского в постановке заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии России Сергея  Женовача были заняты популярные актёры театра и кино: народные артисты России, лауреаты Государственной премии России Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Василий Бочкарёв. Публика встречала появление любимцев на сцене аплодисментами. В целом спектакль  (впрочем, как практически и всё остальные, без исключения, представленные на фестивале) получил высокую оценку зрителя. А уж когда на следующий вечер в нашем театре принимали народную артистку СССР, художественного руководителя МХАТа имени М. Горького Татьяну Доронину, которая к тому же исполняла главную роль в булгаковской «Зойкиной квартире», аплодисменты перерастали в овации. Сама народная любимица, обратившись со словами благодарности к зрителям, наглядно продемонстрировала уважение к каждому участнику спектакля, выводя буквально за руку на поклон, затем низко поклонилась залу, организаторам. На словах добавила, что очарована Белгородом, где выступает не впервые, и ещё раз отметила добросердечие людей, проживающих в нашем крае.

Два спектакля одного автора
А теперь расскажем о фестивальной афише, обратив внимание на работы, которые произвели наиболее яркое впечатление на зрителя, коллег и, конечно же, театральных критиков и журналистов, объединённых в Экспертный совет. Кроме того, впервые на восьмом фестивале работало молодёжное жюри, которое вносило свою, достаточно объёмную и объективную лепту в ежедневные обсуждения, проходившие после просмотра очередного спектакля. Право на открытие фестиваля было предоставлено хозяевам. В первый день щепкинцы показали чеховский «Вишнёвый сад» в постановке Бориса Морозова. А на следующий день прошёл спектакль «Куклы», который произвёл настоящий фурор. Поставил его на белгородской сцене впервые приглашённый в наш театр Валерий Белякович, чьи новаторские подходы к режиссуре, сценографии будоражат театральную общественность как минимум последние 20 лет.

Дело, конечно, не в том, что имя Беляковича было заявлено в фестивальной программе дважды, есть и другие подобного рода примеры. Тот же Морозов, кстати. Но то, ЧТО и КАК ставит этой порой попросту эпатирующий публику режиссёр, заставило взбодриться и не раз ахнуть даже самого искушённого зрителя. Причём члены экспертного совета и молодёжного фестиваля в этом плане не исключение. Уже после первого действия «Кукол» своими впечатлениями о спектакле со мной поделился член молодёжного жюри Дмитрий Хованский. Он видел его на сцене московского театра «На Юго-Западе», основателем и главным режиссёром которого и является Валерий Белякович. Так вот, мнение самого молодого члена жюри свидетельствовало о том, что спектакль поставлен несколько по-иному, чем «На Юго-Западе», что проявляется и в режиссуре, и в художественном оформлении. Отметил собеседник и впечатляющую игру щепкинцев. Сюжет спектакля не нов и использован не единожды в различных вариациях, как в сценической, так и в кинематографической: нынешняя пьеса отредактирована самим режиссёром, который взял за основу произведение «Сеньор Пигмалион». Имя небезызвестного «сеньора» стало уже нарицательным, потому нетрудно догадаться, что в спектакле речь идёт о «живых» куклах, которых, в отличие от первоисточника много, и они «работают актёрами» у сеньора Пигмалиона. Впервые, реализуя режиссёрскую задумку, белгородские актёры продемонстрировали, насколько их таланты многогранны и что у них «есть руки, ноги, фигуры», что благодаря пластике, жестам, хореографическому «обрамлению» в сопровождении соответствующего музыкального оформления они могут сказать гораздо больше, нежели обычные актёрские монологи и диалоги. Созданию ярких образов, на мой взгляд, способствовали и костюмы — порой крайне откровенные, подчеркивающие красоту, сексуальность молодых артистов, — однозначно, также заслуживающие похвалы. Ну и что, что они куклы? Да, они работают без устали, их не надо кормить обычной пищей, подчиняются почти беспрекословно, тем более что один из них, Брандахлыст (актёр Дмитрий Гарнов), вполне соответствует своему имени и в случае чего может всех построить… Но, оказывается, и в их кукольном мире есть место для  страстей, и любовь между куклами почти нисколько не отличается от человеческой. Только, к сожалению, куклы могут быть подвержены и всем людским порокам, в ряду которых предательство занимает чуть ли не самое первое место. Или всё-таки многое зависит от кукловодов? И не мы ли сами уподобляемся куклам, готовым беспрекословно подчиняться лишь их действиям, словно марионетки? Несмотря на лёгкость спектакля, его зрелищность, не позволяющую оторвать глаз от сцены, интрига которого сохраняется до последнего акта, он заставляет зрителя задуматься о многом, спроецировать сценическое действо на современную действительность. В любом случае, эта работа получила исключительно позитивные оценки — и со стороны критиков и членов жюри, и со стороны коллег и публики. Особенно была отмечена игра  актёров Вероники Васильевой, Андрея Манохина (он же  ассистент режиссёра по пластике), Дмитрия Гарнова.

Можно много говорить о пользе и действенности фестиваля, главным героем которого, как и сам театр, является актёр, но ведь предназначен он прежде всего для зрителей. Благодарных зрителей, каковыми, по утверждению гостей, являются белгородские театралы. Во время заключительной пресс-конференции большинство экспертов говорило о высокой зрительской культуре, которая не возникает сама по себе, а, конечно же, воспитывается. В том числе и актёрами БГАДТ имени Щепкина, а также  теми, кто участвовал в спектакле «Куклы», удостоенном диплома «За смелость», которого в полной мере заслуживает и режиссёр-постановщик.

А вот в оценке второго спектакля, поставленного Беляковичем, мнения экспертов и публики разошлись. Имя главного героя, давшее название и пьесе, — Дракула — на протяжении столетий является символом жестокости, уводит зрителя в мир призраков, иллюзий… В зазеркалье, которое тоже имеет место быть. Хотя бы в наших фантазиях. В «Дракуле» безошибочно определяется творческий почерк режиссёра, очевидна его индивидуальность. Так же, как и в «Куклах», в качестве декораций зеркала, много музыки, хореографии. Только действие происходит как бы в реальном мире. Но ведь это — легенда, сказка, как (и в этом я вполне с ней солидарна) сказала на пресс-конференции театральный критик  Майя Романова. И то, что порой у зрителя мурашки бегали по коже, — свидетельство великолепной игры актёров театра «На Юго-Западе», представивших спектакль. Ведь и критики, и сторонники этой поставки не могли не отметить полной самоотдачи и достоверности (несмотря на то, что будет условно считать спектакль сказкой) в создании образов главных героев пьесы — заслуженной артистки РФ Карины Дымонт, актёров Елены Шестаковской, Алексея Матошина. Однако ряд экспертов, очевидно, руководствуясь постулатом о сохранении и развитии традиций русского психологического театра как одной из главных задач фестиваля, подвергли «Дракулу» жёсткой критике, чуть ли не заподозрив автора сценария (всё тот же Белякович, написавший его по мотивам романа Брэма Стокера) в мракобесии, идолопоклонстве, подражанию Западу.

Думается, авангарду театрального искусства путь в фестиваль не должен быть заказан. Что же касается классики, то её на фестивале тоже было достаточно.


Провинциальный — не значит плохой
Театральные коллективы из Одессы, Костромы, Владимира, Таганрога привезли на фестиваль спектакли, поставленные по произведениям русской и зарубежной драмы. Несколько вяловато, по мнению экспертов, прошла чеховская «Чайка» в постановке Одесского академического русского драматического театра. Однако зрители, судя по опросам, были вполне удовлетворены игрой одесских актёров. Не согласился с общим экспертным мнением и заместитель председателя экспертного совета фестиваля, критик Николай Жегин. На заключительной пресс-конференции он заявил, что актёры играли профессионально, а главные герои получились вполне соответствующие замыслу автора пьесы.

А вот моё мнение, касающееся спектакля «Царство зверя?..Павел Первый», поставленного народным артистом Грузии Георгием Кавтарадзе в Таганрогском театре имени
А. П. Чехова, идёт вразрез общему экспертному мнению. На мой взгляд, мы должны быть благодарны художественному руководителю — директору театра и исполнителю главной роли Сергею Герту за обращение к творчеству Дмитрия Мережковского, имя которого много лет было в забвении. Считается, что «Павел Первый» из трилогии «Царство зверя», посвящённой российской царской династии, — единственное известное драматическое произведение автора, которое наиболее достоверно освещает жизненные реалии России первой  половины ХIХ века. И хотя к этой теме в последнее время проявляется определённый интерес (снята даже художественная кинолента), на мой взгляд, спектакль в целом получился удачным и образ главного героя прописан в соответствии с оригиналом. Но самое главное, а этого уже нет у автора, создатели спектакля заставляют зрителя посредством обращения к трагическим периодам отечественной истории по-новому осмыслить их, равно как и нынешнюю реальность.

Будущее фестиваля
То, что фестиваль стал общественно-значимым событием не только в масштабах Белгородчины, но и всей России, уже не подвергается сомнению. Гости единодушно признали высочайший организационный уровень, отметив слаженность работы «команды Слободчука», не забыв отдать должное и постановочной части БГАДТ: ни один спектакль не задержался ни на минуту, все плановые мероприятия (а кроме спектаклей были и ежедневные обсуждения, актёрские капустники, пресс-конференции, презентация книги «Щепкины», выпущенной библиотекой Малого театра) прошли без заминок. Сейчас фестиваль провидится каждые три года. Так вот, экспертное сообщество выступило с единодушным предложением проводить фестиваль как минимум раз в два года. Неплохо было бы изменить статус фестиваля: хотя он называется всероссийским, юридически таковым не является. А пора бы стать и международным. Ведь прежде в нём принимали участие театральные коллективы из Украины, Белоруссии. Нынче с успехом выступил сербский народный театр из города Ниш. Поскольку через два года мы будем отмечать 225-летие со дня рождения М. С. Щепкина, проведение фестиваля в 2013 году будет вполне логичным.  В любом случае, белгородцы будут рады новым встречам с лучшими театральными коллективами и готовы встретить их с распростёртыми объятиями. Дело остаётся за чиновниками.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру