Орловская губерния отказалась от приема детей из Краматорска?

Орловская губерния отказалась от приема детей из Краматорска?

Несколько недель назад «МК Черноземье» опубликовал материал о сборе гуманитарной помощи на Орловщине. Мы писали о неравнодушных людях, которые чужую боль принимают как свою. Спасибо всем, кто принял участие в этом начинании. Спасибо всем нашим читателям, кто не пожалел денег, а мы знаем, что у многих они не лишние. Всем, кто призыв помочь Юго-Востоку понимает буквально. А теперь — о других. Пока орловские чиновники решали «производственные вопросы», в Новороссии дети гибли под бомбами.

Не поставят им памятник в сквере, где-нибудь у Петровских ворот

Орловской общественной организации «Вятичи» это и не требуется. Дешевая популярность не нужна. В предвыборных играх они не участвуют и в политику не лезут. Кто же знал, что попытка вывезти, просто вывезти детей из объятого войной Краматорска обернется скандалом? Сейчас начался «разбор полетов». Стрелочника найдут. Вероятно. Вот только крамольная мысль приходит в голову: «А виновных-то, наверное, и нет!»

 

Не виноватая я! Он сам пришел!

«Вятичей» в Орле около 250 человек. С них начиналась эпопея со сбором гуманитарной помощи для воюющей Новороссии. И когда из Краматорска позвонили ополченцы с просьбой принять детей, то «Вятичи» пошли в администрацию области.

— Все началось 9 июня, — рассказывает Роман Титов, один из неравнодушных орловцев. — Я вышел на Александра Минина, советника врио губернатора Потомского. Хороший мужик, хоть и был на больничном, но направил меня к первому заму, господину Бударину. Тот меня выслушал, вызвал к себе руководителя департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области Галину Казначееву, которая посмотрела списки детей и сообщила, что до ста детей область может разместить в пионерлагерях.

Стоит отметить, что госпожу Казначееву никто за язык не тянул. Да и Роман Титов пошел в администрацию не за тем, что бы сесть на шею бюджету и выпросить какие-то деньги. «Вятичи» давно живут своим умом, без оглядки на власть. Вот и в этот раз они собрали 250 тысяч рублей и хотели на эти средства детям приобрести путевки в оздоровительные лагеря. Но им пообещали, что все расходы возьмут на себя областные власти. И это стало хорошей новостью — ведь средства можно пустить на закупку медикаментов, продуктов и прочего, столь необходимого беженцам.

— Я вышел от чиновников окрыленный, — вспоминает Роман. — Подумал: «Вот это люди! Не то что были раньше!» Та же Казначеева, которой я объяснил, что там война идет и дети могут задержаться в Орле не просто до конца августа, а подольше, заявила, что можно организовать интернат хоть до декабря. Мы звоним в Краматорск: «Ребята! Готовьте списки детей!» На следующий день первый список уже был у нас, и я вновь пошел в администрацию области... Меня отправили к начальнику УФМС по Орловской области Наталье Балашовой. Опять закрутилась чехарда со списками. То не так. Это не так. Но в конце концов вроде бы оформили как надо. Тридцать два ребенка. Возраст от 7 до 17 лет. И трое взрослых сопровождающих.

И тут чиновники замолчали на несколько дней. В это время начались обстрелы Краматорска. Люди сидят в подвалах. Детей надо срочно вывозить. А в Орле по этому поводу тишина... С Будариным Титов больше не общался. Указания ведь даны. Зачем отвлекать человека? Наталья Балашова выполняет свою работу! Лично прозванивается на Украину. Разговаривает с родителями детей, которые подтверждают, что будут только благодарны орловцам за помощь. В общем, УФМС дает добро.

Казалось бы, тут должны были прогреметь победные фанфары и чиновники могли бы давать интервью на фоне спасенных детей, выходящих из автобуса с орловскими номерами. Но хеппи-энда не вышло.

 

А где-то идет война…

Пока чиновники думали, обстановка в Краматорске накалилась до предела. Интернета нет! Телефоны молчат! Мины и снаряды сыплются с неба градом! Доблестная украинская армия уничтожает город.

— До нас чудом дозвонились, ребята, — продолжает рассказывать Титов, — говорят: «Мы сидим в подвале. И дети, и родители. Ополченцы пробивают коридор, по которому можно вывезти детей. Есть «тропа» и «окно» на границе». 21 июня в 9 часов 18 минут я звоню Казначеевой. Говорю, что у нас форс-мажор. А решение надо принимать немедленно...

Надо сказать, что пока в администрации Орловской области неделю думали, согласовывали, взвешивали, подписывали и утрясали, из краматорских списков вычеркнули две детские фамилии. Дети погибли?

— Мы приняли решение сами, — говорит Вадим Волобуев, руководитель «Вятичей». — Нашли автобус. Помог футбольный клуб «Орел». Водителя Мишу, которого мы разбудили ночью, провожал весь автопарк. Только на горючее деньги дали. Я понял, что если бы мы попытались заплатить, он бы не взял. Мы сели в машины и поехали.

Руководство региона было поставлено в известность о сложившейся ситуации. «Вятичи» отдавали себе отчет, что ситуация патовая. Поэтому они договарились с администрацией поселка Глазуновка о том, что на пару дней детей разместят там. В крайнем случае орловцы ребятишек разберут по собственным семьям.

Итак, автобус за детьми едет. Титов бегает по областной администрации. День выходной. Никого нет. Роман дозванивается до Бударина. Тот в Москве. Отсылает Романа еще к одному заместителю губернатора — Вадиму Соколову. В 12 часов дня Титову звонит начальник УФМС Наталья Балашова и говорит, что звонила в Москву и на Орловскую область нет квот для размещения детей. Ей неприятно это говорить, но не она принимает решения…

— Я звоню Галине Казначеевой, — вспоминает Роман Титов, — она поначалу замялась, а потом подтвердила, что квот нет. Почему вы нам об этом не сказали полторы недели назад, когда мы к вам обратились? Без вас бы обошлись. Мы звоним ребятам в другие города. Объясняем ситуацию. Парни из Самары мне дают телефон какого-то Александра Васильевича. Я ему описываю этот кавардак. Он говорит, что перезвонит. Через десять минут спрашивает у меня номер автобуса и имя координатора из Краматорска: «Детей заберем. Не волнуйтесь».

Александром Васильевичем оказался начальник оперативного штаба МЧС России в Ростове. Кстати, он через Рому просил «передать привет» правительству Орловской области и пообещал, что дело дойдет до уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова. Дошел привет или нет, мы не знаем, но то, что г-жу Казначееву очень интересовал вопрос, пригласят ли «Вятичи» телевизионщиков, если вдруг дети из разбомбленного Краматорска доедут до Орла, это было, утверждает Титов. К чести, ребят они не собирались заниматься «пиаром на крови». В голову даже мысль не пришла. Детей из Новороссии под обстрелом, но до Ростова довезли. Они попали в число 200 ребятишек, за которыми... Внимание! Губернатор Калужской области прислал семь автобусов! Можно, конечно, предположить, что Москва выделяет квоты для беженцев только приграничным областям. Но Калуга вообще-то в центре страны.

 

Параллельная реальность

Некрасивая история стала достоянием гласности. Орловский правозащитник Дмитрий Краюхин так писал в своем блоге: «Как сообщила пресс-служба правительства Орловской области, в то самое воскресенье, когда Орловская область отказалась принимать детей из горячей точки, врио губернатора региона Вадим Потомский провел совещание по вопросу предоставления помощи временным переселенцам. Участие в нем приняли председатель областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, федеральный инспектор Андрей Белогуров, мэр города Орла Сергей Ступин, глава администрации города Орла Михаил Берников, члены правительства области, руководители силовых ведомств, Управления федеральной миграционной службы по Орловской области, председатель президиума общественной организации «Орловское областное отделение «Российский Красный крест» Алла Савенкова.

Вадим Потомский дал поручение соответствующим ведомствам решить вопросы с организацией мест для размещения и проживания людей с соблюдением всех санитарных условий. Обеспечить их всем необходимым, включая продовольствие и медикаменты.

— Область должна быть готова к любой ситуации. Уверен, что предприятия, организации и простые орловцы не останутся безучастными к проблемам братского народа Украины, подвергшегося насилию в своей стране, — заявил Вадим Потомский.

 

Как в таком случае понимать господина Бударина?

— Я прочитал, что каких-то детей везли в орловском автобусе, — прозвучали слова Александра Бударина в эфире ТРК «Истоки». — Извините, ничего об этом не знаю и обсуждать это... Все совсем немножечко не так получится.

Необходимое послесловие

И все-таки Орловская область начала принимать беженцев. Как сообщает региональное Управление ФМС, по данным на 25 июня, с начала 2014 года на территорию Орловской области прибыли и зарегистрировались 4074 гражданина Украины. С заявлением о предоставлении статуса беженца обратились два гражданина Украины, с заявлением о предоставлении временного убежища — 46 граждан Украины. 87 человек обратились по вопросу оформления российского гражданства. А 27 июня в Брянском аэропорту приземлился самолет с украинскими беженцами. На его борту находились 102 вынужденных переселенца из Восточной Украины. 93 человека, из которых 38 детей, на трех автобусах в сопровождении сотрудников ГИБДД, психологов и медицинских работников были доставлены в Орел. Все они были размещены в пунктах временного содержания — 69 человек в гостинице «Орел», остальные 24 — в санатории «Дубрава».

Теперь о тех, кто в эти цифры не попал. «Вятичи» разместили без помощи властей 12 семей. Люди живут в Орле. На железнодорожном вокзале висит объявление с контактным телефоном «Вятичей». Но это их иницатива. А вот когда «Красный Крест» и Управление МЧС отсылают беженцев к общественной организации... Это как понимать? Мужики относятся к ситуации с юмором. Они просто занимаются тем, что считают нужным. Никто из них не пойдет больше в правительство Орловской области. Тот же Роман Титов 28 июня отправил семерых беженцев из Краматорска в Иркутск. У людей там оказались родственники. До этого они просто жили у него дома. И еще: для воюющего Юго-Востока Украины «Вятичи» отправили очередную партию гуманитарки. Пять тонн. Собранных без участия всяких правительств и чиновников. Простыми орловцами.

P.S. В понедельник после аппаратного совещания объекты Орловской области, где размещены беженцы, с инспекционной поездкой посетил глава региона Вадим Потомский.

— Вся необходимая инфраструктура для того, чтобы люди могли почувствовать себя достойно, на объектах есть, — заявил журналистам врио губернатора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру