Расчетливые, хитроумные и алчные — кто они, музейные воры? И есть ли двери, которые им не под силу взломать?

 Расчетливые, хитроумные и алчные — кто они, музейные воры? И есть ли двери, которые им не под силу взломать?

Грабители музеев во все времена были окутаны романтическим флером и атмосферой тайны. Еще бы, чтобы умыкнуть из-под носа охраны и, что более надежно — сигнализации, бесценный экспонат, нужно иметь талант, острый ум и готовность рисковать. Впрочем, как показывает пример грабителям XXI века, иногда бывает достаточно топорной настойчивости и невозмутимости.

В начале декабря из Национальной галереи современного искусства в Риме среди бела дня и при десятке свидетелей грабители вынесли скульптуру Медардо Россо «Больной мальчик». Голова «мальчика», выполненная из бронзы и датируемая началом 19 века, оценивается в полмиллиона евро! Дерзкие похитители просто вошли в галерею, взяли произведение искусства и скрылись с ним, не привлекая к себе лишнего внимания. Когда в 16-30 по местному времени сработала сигнализация и на место прибыла итальянская полиция, их уже и след простыл.

500 миллионов долларов за 81 минуту

Более двух десятилетий потребовалось полиции США, чтобы распутать самое громкое ограбление в истории музеев. Воры похитили произведений искусства на 500 миллионов долларов.

18 марта 1990 года двое неизвестных мужчин вынесли из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне 13 картин, среди которых были полотна Рембрандта («Леди и джентльмен в черном», «Автопортрет» и его единственный морской пейзаж «Шторм на Галилейском море»), Яна Вермеера («Концерт»), Эдуарда Мане и Эдгара Дега, а также китайский сосуд династии Шан. План грабителей был прост и коварен: переодевшись в полицейскую форму, они прибыли в музей в половину второго ночи и попросили охрану впустить их внутрь, ссылаясь на поступившую жалобу на шум. Доверчивый 23-летний сторож, вопреки строгим предписаниям не впускать в музей посторонних, дверь открыл и моментально оказался связанным, с заклеенным ртом и в подвале, где вскоре к нему присоединился второй смотритель. Воры никуда не спешили, они провели в стенах музея 81 минуту, бесцеремонно вырезая картины из рам ножом.

В 2013 году ФБР заявило о раскрытии этого дела. Правда, назвать его завершенным можно очень условно — полотна так и остаются не найденными. В память о дерзком ограблении в бостонском музее до сих пор висят пустые рамы. Десять лет назад часть полотен была выставлена на торги в Филадельфии, откуда они вновь исчезли в неизвестном направлении. По заявлению представителей ФБР, воры принадлежат к преступной группировке из Новой Англии. Однако более подробную информацию в интересах следствия так и не озвучили, а за сведения о местоположении картин назначена награда в пять миллионов долларов.

Самый охраняемый музей в стране — в Липецке

Кстати, зачастую первыми подозреваемыми в кражах произведений искусства становятся музейные смотрители. Поддаться искушению, находясь рядом с настоящими сокровищами, очень легко. Поэтому в Липецке полностью исключили человеческий фактор, в сентябре этого года уволив всех сторожей из областного краеведческого музея и заменив их камерами видеонаблюдения и постом вооруженной охраны. Липчане первыми в России опробовали такую систему, поэтому их музей по праву можно назвать самым охраняемым в стране, ведь даже в крупнейших российских музеях за безопасность экспонатов отвечают люди.

Кстати, если вы думаете, что ограбления с черными шапочками и пистолетами — это голливудские выдумки, то глубоко ошибаетесь. Семь лет назад в Воронежском краеведческом музее развернулся настоящий экшн! В конце апреля в разгар студенческой экскурсии в зал с экспонатами времен Великой Отечественной войны размашистым шагом вошел вооруженный пистолетом мужчина в черном, его лицо прикрывали кепка и очки. Резким движением руки он выбил стекло витрины пистолетом и стал выгребать ордена и медали. Возмущенный экскурсовод с криками кинулся к грабителю, но тот отправил его в нокаут. Глядя на судьбу музейного работника, студенты предпочли остаться в стороне, и преступник безнаказанно покинул здание, прихватив с собой два ордена «Красного знамени» и медали «За победу над Германией в ВОВ», «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов» и «За боевые заслуги».

Церкви защищаются камерами

А вот воры столицы Соловьиного края предпочитают орудовать не в музеях, а в храмах. Последнее крупное ограбление произошло в январе этого года в селе Ключ Курской области. Похитители украли 12 старинных икон, датированные 19 веком, они создавались мастерами Санкт-Петербургской школы искусств. Иконы уникальны: лики святых выписаны на металле с помощью тиснения, гравировки и росписи, их стоимость в полиции отказались называть даже примерно.

Досадно, что злоумышленникам вообще не пришлось особенно напрягаться во время кражи. Служба в храме проходила только по выходным, в будни он стоял практически пустой и беззащитный. Приехавший проверить отопление священник, к своему ужасу, увидел перекушенные прутья оконной решетки, через которую воры и проникли внутрь. Это преступление не раскрыто до сих пор.

Просматривая материалы дел из полицейских архивов, поражаешься наглости и прямолинейности церковных воров. Впрочем, терпению даже самых терпеливых — священнослужителей — приходит конец. После ограбления Свято-Троицкого храма в апреле этого года здесь всерьез задумались об устройствах видеофиксации. Эта история — одна из немногих, имеющих счастливый конец. Всего за два дня курской полиции удалось задержать похитителя. Вор унес из церкви две ценные старинные иконы начала и конца 19 века: образ Николая Чудотворца и икону Божией Матери «Ахтырская». Злоумышленник оказался жителем Волгоградской области. Приехав в Курск «на промысел», он собирался отвезти добычу к себе на родину и там выгодно ее продать.

Впрочем, как показывает практика, и камеры не всегда способны защититить церковные раритеты от посягательств грабителей. Именно по записям, изъятым из камер видеонаблюдения, полицейские увидели, как произошло ограбление храма Преображения Господня.

Сорокалетний мужчина вошел в храм, купил свечи и поставил их возле икон. Как оказалось, это была разведка на местности: вскоре посетитель вернулся вновь, в руках у него был пакет с пожертвованиями, и он смиренно приложился к нескольким иконам. После его ухода в церкви не досчитались иконы «Скоропослушница». По версии полиции, ее похититель спрятал в свой же предусмотрительно прихваченный пакет. «Скоропослушница» — это Дева Мария с младенцем на руках. Помимо самой иконы, грабителю достались и пожертвования прихожан, которые они благоговейно складывали под стекло иконы, — цепочка и два кольца из золота.

Главную курскую святыню искали с Интерполом

Пожалуй, самое громкое ограбление произошло в Курске в 2006 году. Бесценная реликвия этих мест — список с Коренной иконы Божией Матери «Знамение» — был похищен из Знаменского кафедрального собора в ночь на 1 мая. Грабителя нашли, и оказалось, что свою аферу он долго и тщательно планировал.

42-летний грузин жил в городе под чужим именем. Как мы уже писали, чаще всего люди, совершающие нерядовые кражи, обладают изощренным и острым умом. Так и наш герой может похвастаться внушительным послужным списком: золотая медаль в школе, высшее экономическое образование… А помимо этого, хищение в особо крупных размерах на территории Белоруссии, побег из колонии, где он отбывал срок за мошенничество. В России мужчина жил по поддельному паспорту и был объявлен в федеральный розыск. Как видите, грабитель с таким размахом мог позариться только на эксклюзивную вещь. Икона Божией Матери «Знамение» считается покровительницей курян. Два раза в год ее выносят из собора для крестного хода. В 1920 году «Знамение» была вывезена из страны и сейчас находится в Нью-Йорке у Русской Зарубежной Церкви, а ее список — в Курской епархии.

Чтобы приблизиться к иконе, вор устроился в собор разнорабочим и две недели исправно трудился. А заодно и присматривался. Четырнадцати дней ему вполне хватило, чтобы понять: проще всего украсть список ночью. Под покровом темноты злоумышленник вынес из собора Чудотворный образ, прихватив еще четыре иконы, золотую церковную утварь и пожертвования прихожан. Вскоре он вместе с награбленным уже направлялся в Москву.

В столице предприимчивый грузин продал список владельцу антикварной лавки на Новом Арбате за 1800 долларов. По придуманной им легенде образ был фамильной реликвией, привезенной из Украины и продаваемой из-за нехватки денег.

Но как бы ни был хитер преступник, полиция уже шла по его следу. Более того, к делу подключился Интерпол, ведь появилась информация, что образ вскоре будет отправлен воздушным рейсом в Париж. Интерполовцам даже пришлось обыскать один из самолетов. Но список все еще находился в скупке антиквариата, именно здесь его и нашли полицейские и уже через два дня вернули в Курск. А хитроумный грабитель получил по заслугам. Через полтора месяца после кражи он был задержан и уже через полгода осужден на 7,5 лет лишения свободы и 10 тысяч штрафа.

«Золото гуннов» и монеты Ивана Грозного

Принято считать, что самые лакомые кусочки для воров находятся в музеях крупных городов. Но это весьма далеко от истины. Судите сами, в Курском археологическом музее хранится клад, датируемый пятым веком, стоимость которого превышает миллион долларов. По древности и сохранности этим вещам нет равных в России.

У «золота гуннов» (так окрестили клад журналисты) своя непростая история. В 2010 году в Фатежском районе на древнее захоронение вождя гуннов (более ста золотых, серебряных и медных предметов, часть из которых инкрустирована драгоценными камнями) покушался, так называемый, черный копатель. Безошибочно определив, что найденные «железки» чего-нибудь да стоят, он для верности почистил их антикоррозийной автомобильной жидкостью и продал за 50 тысяч рублей. Второй продавец — следующее звено цепочки — куда лучше знал истинную стоимость вещей и попытался сбыть их в Украину за 5 миллионов рублей. Однако в дело вмешалась полиция, и сделка не состоялась.

Увидев ущерб, который копатель нанес вещам, курские археологи пришли в ужас, некоторые детали были безнадежно испорчены. И все же аналогов фатежскому захоронению в России нет! Более того, когда уже настоящие ученые отправились на место раскопок, они обнаружили то, что копателя не заинтересовало, — кости лошади и фрагменты человеческих костей. Перед археологами оказалось захоронение всадника эпохи Великого переселения народов вместе с его конем, сбруей, седлом. Предметы из золота, серебра, латуни представляют собой произведения ювелирного искусства, 16 веков назад мастера владели техникой зерни и эмали. После тщательного изучения варвар и его конь вернулись в Курский археологический музей, а варвар 21 века — черный копатель, нанесший сокровищам непоправимый вред — получил 150 часов общественных работ. Кстати, сдай он свою находку государству, мог бы претендовать на половину ее стоимости!

В Орловском краеведческом музее хотя экспонатов подобного уровня и нет, но хранится потрясающая нумизматическая коллекция. В ней собрано более 20 тысяч монет разных эпох. Монеты Ивана Грозного, европейские и восточные монеты 10-20-х веков, серебряные рубли 18 века и пятаки Екатерининской эпохи. Здесь же можно увидеть ювелирные украшения 8 — 13 веков и керамику 19 века. Хочется верить, что эту коллекцию охраняют лучше, чем музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру