Жил да был директор школы

В Курской области обладателя благодарности губернатора уволили с должности по статье

 Реформа отечественной школы началась в далеком 1984 году и никак не останавливается до сих пор. Впору писать монографию по истории реформирования учебного процесса. Например, директор современной российской школы в большей степени завхоз, нежели учитель.

В Курской области обладателя благодарности губернатора уволили с должности по статье

На нем и ремонт, и подготовка к отопительному сезону, и обеспечение пособиями, учебниками, оборудованием и, бог знает, что еще. Только один бумагооборот съедает львиную долю рабочего времени. А если на пороге аккредитационная экспертиза? Головная боль усиливается. В школе — два главных документа: лицензия на право ведения образовательной деятельности и аккредитациия, позволяющая выдать вашему ребенку документ об образовании государственного образца. 10 марта, за два дня до аккредитации, в Анахинской школе Октябрьского района Курской области уволили директора по ст. 278 Трудового кодекса. Причина для увольнения по этой статье может быть любой. Даже из области фантастики. Но увольнение как-то надо объяснять?

 

Четыре года безупречной службы

Причина нашлась. Психологический климат в школе не тот. Есть конфликт, в который оказались вовлечены учителя, родители и даже дети. Но вначале — немного об Анахинской основной школе.

Это учебное заведение расположено на границе двух районов — Курского и Октябрьского. Рукой подать до областного центра. Вдоль трассы Курск—Курчатов находится несколько поселков, в которых в общей сложности проживают 15 тысяч человек. В прошлом году здесь в первый класс пошли 19 учеников, а всего обучаются 140 ребятишек. Размещена школа в приспособленном помещении. В 1985 году старое здание сгорело, и строители за пару-тройку месяцев из панельных блоков соорудили здание барачного типа (коридор и кабинеты). Так временное стало постоянным.

Четыре года назад в школу пришел новый директор Сергей Нестеров. И ужаснулся: окна не закрываются, отопление не работает, медпункта нет, питание детей не налажено, все удобства «в подсолнухах». Спустя два года он стал депутатом Представительного собрания района, то есть население доверило ему право представлять свои интересы, и работа директором тоже сыграла свою роль. Кто-кто, а директор школы каждый день на работе. На виду у всех.

Сегодня в школе есть Попечительский совет из родителей. Если кто-либо оказывает финансовую помощь школе, то обязательно заключается договор. Все расходы максимально прозрачны. Именно на эти средства, а это порядка 90 тысяч рублей ежегодно, в школе появились медицинский кабинет, стеклопакеты на окнах, отремонтировано отопление, сделан теплый туалет... Зайдите на школьный сайт, там все подробно расписано, и видно, что сделано многое. Что касается учебного процесса, то муниципальный заказ выполняется на 100%, а доля учащихся, удовлетворенных полученным образованием, при плановых показателях 82% достигает 90%. Это показывает анкетирование родителей.

Еще одна цифра. За весь прошлый год на хозяйственные нужды школы из местного бюджета было выделено всего 19 тысяч рублей. Но, по словам экс-директора, он не жаловался, так как, по его мнению, подобное положение у 80% школ региона. И потом, будучи депутатом Представительного собрания Октябрьского района, Сергей Нестеров имеет полное представление о местном бюджете. Кстати, на последнем заседании народные избранники районного уровня проголосовали за сокращение расходов на образование на 1 миллион 350 тысяч рублей. Решение было принято большинством голосов. Странно, но из депутатов-учителей только Сергей Нестеров проголосовал против. И все-таки, несмотря на объективные трудности, работа директора Анахинской школы получила высокую оценку со стороны регионального руководства. За многолетние успехи на ниве образования в октябре 2014 года Сергею Нестерову вручают благодарность губернатора Курской области Александра Михайлова.

 

От награды до конфликта

Формулировка о психологическом климате в коллективе имеет реальную подоплеку. Конфликт действительно есть, и изначально сугубо производственный. Как известно, любое учреждение периодически проверяют различные комиссии. Пришла проверка и в Анахинскую школу. В результате были обнаружены недоработки в различных видах отчетности, но не у директора, а его подчиненной, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Зинаиды Ильиной. Но за действия подчиненных ответственность несет начальник. Нестеров замечания проверяющих учел и попытался исправить положение. Г-же Ильиной было предложено устранить недоработки в установленные директором сроки, но вместо этого он получил обвинение в придирках. Даже если принять на веру это предположение, то зачем Нестерову предлагать Ильиной помощь, если она его так уж не устраивает? Логично было бы предположить, что директор школы сделает все, чтобы окончательно испортить жизнь педагогу. Тем не менее, поняв, что его заместитель не справляется с работой и, получив жалобу от учителей на необоснованные проверки со стороны завуча, Нестеров предложил Ильиной загрузить ее работой, чтобы человек не потерял в зарплате, а от должности отказаться. Конфликт вышел на новый уровень. А всего-то три года назад одна из курских областных газет так писала про Сергея Нестерова: «Он так корректно себя ведет. Если вмешивается, что-то меняет, то так осторожно, что мы ничего не замечаем. И хозяйственный, руководит всего год, а уже многое при нем сделано…». Автором этого вердикта является не кто иной, как завуч по УВР Зинаида Ильина.

Начиналось все с анонимок. Уровень грязи в этих посланиях зашкаливает, и цитировать их на страницах издания — уподобиться авторам, писавшим мерзости. Интересно, что Нестерову пришлось даже давать объяснения по указанным в них поводам. Любопытно, что фигурантами этих записок, кроме директора, стали второй завуч Эльвира Храмцова и еще ряд работников школы. А потом пошли письма в различные инстанции. Писали главе района, в прокуратуру, в ОБЭП, в комитет образования области… Обвинения звучали серьезные. И премии директор выписывает только приближенным, и льготами они пользуются, и родителей обирает, и вообще, даже дети про школьное руководство черт-те что говорят. Инстанции реагировали.

— Если бы все, что мне приписывают, — говорит экс-директор Сергей Нестеров, — было правдой, меня бы надо было раз 50 расстрелять. Хотя я с себя вины не снимаю. Недоработал.

Достаточно сказать, что с середины ноября по конец февраля в Анахинской школе работали три комиссии. В декабре две недели эксперты из районной администрации мониторили организацию учебно-воспитательного процесса. Интересно, что у директора на руках есть только одно решение одной комиссии, где указано, что он нарушил п. 2.10 должностной инструкции, что привело к нарушению микроклимата в коллективе. Но и на этом история не закончилась. Педагогический коллектив разделился. Часть поддерживает Сергея Нестерова, часть — Зинаиду Ильину. В общем, школа стала напоминать серпентарий. Дело дошло до руководства региона. В Анахинскую школу разруливать ситуацию лично выезжал заместитель губернатора Курской области Владимир Проскурин.

— Бросаться педагогическими кадрами никто не собирается, — пояснил он свою позицию «МК Черноземье», — но ради интересов детей, ради интереса коллектива я прямо сказал: «Или находите консенсус, или пишите заявление по собственному желанию, или вас надо увольнять. Так нельзя! Вы уже втравили в это дело всю деревню, всех учеников. Какие же вы педагоги?»

Видимо, после этого разговора глава Октябрьского района Анатолий Цуканов и принял решение об увольнении директора Анахинской школы Сергея Нестерова. Но почему-то за два дня до аккредитации. Кстати, школа ее прошла. Экс-директор с увольнением не согласен и намерен его оспорить в судебных инстанциях. Вот только судебная практика по 278-й статье ТК РФ печальна для истцов. Чаще всего российские суды на их сторону не становятся.

 

От автора

Случай с директором Анахинской школы Сергеем Нестеровым можно было бы считать частным, если бы не вал увольнений директоров школ по стране. Применение пресловутого п. 2 ст. 278 ТК наводит на невеселые мысли. Открытой статистики нет, тем не менее в августе прошлого года в Калуге трое директоров получили уведомления об увольнении по статье 278 Трудового кодекса РФ «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» в связи с принятием соответствующего решения уполномоченным органом. В Мурманске осенью 2013 года были уволены директора сразу 15 школ. В Москве в 2012-2013 годах было уволено порядка 80 директоров школ. Значительная их часть попала под статью «досрочное прекращение договора без объяснения причин». Список можно продолжать. Странно, но под статью чаще всего попадают педагоги, имеющие свою точку зрения. И не стоит говорить о недовольных властью оппозиционерах. В 2012-2013 годах в Свердловской области под статью попали: директор Центра детского творчества поселка Верх-Нейвинский Елена Зворыгина (многочисленные грамоты, дипломы и другие награды всех уровней), ее землячка, руководитель поселкового детсада «Солнышко» Светлана Серебрякова (педагог высшей категории, награжденная Почетной грамотой Минобразования РФ), обе — депутаты местной Думы от партии «Единая Россия». В Невьянске уволена депутат муниципальной Думы от «Единой России», директор школы № 4 Анфиса Пахотина. Сергей Нестеров оказался в хорошей компании. Скорее, здесь вопрос к депутатам Госдумы. Не хочу оспаривать само существование 278-й статьи ТК. Возможно, она нужна для защиты интересов коммерческих структур. Но частное — это не государственное. Неужели в наших школах переизбыток талантливых педагогов? Может, пора об этом серьезно задуматься? 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру