Вадим Потомский: вся жизнь — это схватка

Единственный «красный» губернатор дал откровенное интервью «МК Черноземье»

Орловский губернатор откровенно рассказал «МК Черноземье» о своей жизни и планах, связанных с Орловщиной, об отношении к проблемам и врагам и о своем единственном же помощнике. А также о том, что учиться никогда не поздно, а просить — не зазорно. Смотря, чему учишься и для кого просишь.

Единственный «красный» губернатор дал откровенное интервью «МК Черноземье»

Свой среди чужих, чужой среди своих

— Вадим Владимирович, Ваше появление в феврале прошлого года в качестве губернатора Орловской области стало не только сенсацией федерального масштаба, но и этаким ремейком фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Политологи, политики, масс-медиа рассуждали: слишком молод, слишком амбициозен, краткосрочная политическая сделка, очередной варяг, что он сможет сделать для Орловской области, которую мастодонты современной российской политики поднять не смогли либо не берутся. В общем, больше года Вам не давали, вопрос стоял лишь в том — сами уйдете или Кремль уберет. Год прошел. Даже больше уже. Что в области получилось сделать? Что получается, а что нет?

— Абсолютно объективно, с уверенностью могу сказать, что как бы, может быть, кому-то ни хотелось обратного, политическая обстановка в области спокойная. Хотя попытки к тому, чтобы это было не так, предпринимались определенными силами титанические. В том числе и для того, чтобы очернить меня лично и тем самым — сломать. Ряд местных и федеральных «независимых» СМИ почти полгода потратили на это. Хотя правильнее сказать — заработали на этом. Все, что можно было вытащить про 42 года жизни Потомского, вытащили! Включая истории про семью, про сестру, про брата — про всех и вся. Пытаясь создать какую-то сенсацию. Сенсации не получилось. И сегодня эти некоторые, как я называю их — временные шероховатости, прошли.

— Прошли ли? И насколько бесследно? 96 публикаций, чуть ли не слово в слово повторяющихся в различных СМИ, — это немало. И, кстати, почему Вы не реагировали? Знаете — «не отвечает, значит, виноват»?

У меня были предложения со стороны моих друзей — ответить. Если посмотреть на то, как мы периодически встречаемся с заказчиками негативных атак в СМИ в отношении меня, то может показаться, что мы чуть ли не лучшие друзья. Я знаю, кто это все устраивал. Потому что это не скрыть. Почему реакции нет? В этом случае я процитировал бы Черчилля: «Если ты видишь перед собой успех и к нему идешь, а во время своего похода решил остановиться и забросать камнями каждую лающую на тебя собаку, запомни: у тебя не хватит времени дойти до твоего успеха». У меня нету времени бросать камни в лающих собак.

— Красиво. А Вы видите успех? Вы к нему идете?

— Да, вижу. И — да, иду! Что касается волны негатива, прокатившейся в СМИ, то понимаете, всему есть предел, определенная усталость, в том числе и усталость в атаке. Атака должна приносить эффект, ведь правильно? Эта — ничего подобного ее инициаторам не принесла. Никак это меня не пошатнуло, не нагнуло. На колени я не встал и даже не подумал об этом.

И поэтому политическая ситуация в регионе стабильная. У нас абсолютное понимание с «Единой Россией», депутатами областного совета и горсовета, всех муниципальных образований. В том числе и мое личное понимание с ними несмотря на то, что я член Центрального Комитета КПРФ России. Но самое главное, я считаю, был выстроен четкий конструктивный диалог с населением, перед выборами орловцы давали свои рекомендации, делились видением решения тех или иных вопросов. Все они учтены, и на их основе сегодня реализуется программа развития Орловской области.

 

Я отвечаю за все и абсолютно открыт для орловцев

— В предвыборный период это понятно. Игры политиков с населением по-другому и не строятся. Насколько это сейчас сохраняется? Желание слышать и слушать то, что люди говорят? И насколько вообще на сегодня у орловцев сохранилась возможность вживую пообщаться с губернатором?

— Может быть, для кого-то это, как Вы говорите, и игры. Для меня — нет! Это работа. Рутинная, постоянная работа, которую я обязан делать ежедневно и хорошо. Ее очень много, и она разносторонняя. Губернатор отвечает абсолютно за все, я так считаю. И у губернатора нет возможности сказать: я не виноват — виноват мой заместитель или глава какого-то муниципального образования — никому это не будет интересно. Вверена территория Президентом одному человеку — ответственен один человек, губернатор. Высшее должностное лицо. Это не красивые слова, это действительно так. Надо уметь кожей чувствовать все, что происходит. И быть готовым ко всему. Даже к тому, что осадки не выпадут тогда, когда хотелось бы, и урожай из-за этого может быть плохой. Хотя вроде как осадками ты не командуешь. Так же надо чувствовать и людей, их стремления, желания, ожидания от твоей работы. Поэтому, я бы сказал, что постоянный мой контакт с населением — это не просто желание слышать и слушать, а острая необходимость. Основное условие качественной работы губернатора…

— Это да, но пробраться сквозь кордоны, охрану, приемные, секретарей и помощников…

— Да о чем Вы говорите?! Я едва ли не еженедельно объясняю жителям Орловщины, что я абсолютно доступный человек. И когда говорят, что невозможно ко мне попасть, ко мне невозможно зайти, передо мной стоят какие-то кордоны власти, чиновников, я всегда говорю: я приезжаю на работу с 7.30 до 7.45. У входа просто находитесь, и вы меня увидите. Приходите. Я вас увижу и подойду. Люди, у кого были вопросы, требующие решения, у которых просто накипело, приходят и в большинстве случаев решение своей проблемы получают.

Если нет судебных решений, которые не в моей власти. Если же вопрос касается того, в чем мы можем помочь, что зависит от органов государственной власти, то тут мы включаемся по полной программе.

Кстати, я много общаюсь с людьми в социальных сетях. И Вы даже не представляете, сколько мне пишут по самым разным вопросам. Совсем недавно случай был — пишет мне женщина о том, что столкнулась в некоей поликлинике с хамством со стороны персонала даже не по отношению к себе, а к другой женщине, ветерану войны, нельзя ли отреагировать, Вадим Владимирович? Я отреагировал. На следующий день весь состав упомянутой больницы эту бабушку обхаживал. Все, что можно было сделать, — было сделано. Мне нравится и такой формат моей работы. А главное — люди к этому привыкают. Они знают, что если позвонят в приемную и скажут, у нас там-то и там-то не вывезли мусор, реакция будет, вывезут. В противном случае они придут сюда вниз, меня встретят и скажут: мы звонили — не отреагировали, и тогда будет реакция моя. Да, порой жесткая. Да, к ней не привыкли. Да, это удивляет, чего это я мусором занимаюсь, — ну не мое же, я же губернатор? А я занимаюсь. Я просто по-другому работу губернатора себе не представляю. Все, что касается орловцев, касается и меня лично.

 

Потенциал у орловцев огромный, и я готов просить для них что угодно

— А что конкретно касается орловцев? Помимо проблем с мусором, жкх и качеством здравоохранения, которые касаются лично каждого. По-моему, жители многих российских регионов давно привыкли к тому, что от них ничего не зависит. В целом для региона. Получается…

— Я понимаю, к чему Вы клоните — нет, не получается так! Не аморфный у нас народ! Вот мы в прошлом году на душу населения дали рекордный урожай пшеницы, лучший в Российской Федерации! Мне иногда говорят: «Тяжело будет регион разбудить». Да не надо будить никого! Область живет, люди трудятся — молодцы. В сельском хозяйстве — герои. И в ряде промышленных предприятий — просто молодцы как работают! И сейчас, чтобы войти в число лучших, самодостаточных регионов России, нам просто нужно, как говорится в спорте, нарастить мышечную массу. Чем я и занимаюсь. Сегодня на нас реально обратили внимание. Вот я встречаюсь со всеми министрами, и они четко знают — зачем и почему приехал губернатор Орловской области. Не для того, чтобы меня сняли ТВ и показали мою встречу, не для галочки. Я приезжаю с конкретным делом, предложением, с просьбами. И Вы знаете, слышат! Я не могу назвать ни одного министра Российской Федерации на сегодняшний день, с кем я лично встретился бы и не нашел точек соприкосновения, решений тех или иных сложных вопросов. Иногда, признаюсь, предлагая очень нестандартные варианты их решения…

— Например?

— Пожалуйста. Несколько дней назад был у руководителя Газпрома, Алексея Борисовича Миллера. И среди тех вопросов, которые я поднимал, был один, который не имел решения. Вот просто не имел и все…

— ???

— В селе Долгое Газпром строил школу. А сети должен был провести регион. И вот регион в свое время начал пробуксовывать. На этой почве возникла конфликтная ситуация. Объект бросили. Газпром вычеркнул его из своей адресной программы, потому что его регион официально уведомил: все, уходите с этого объекта, мы без вас достроим. В итоге объект недостроен. Средства, которые необходимы на сегодняшний день, чтобы объект достроить, 187 миллионов 500 тысяч рублей. У региона их нет, Газпром уже не в теме. И вот я у Алексея Борисовича этот вопрос поднимаю. Говорю: «Алексей Борисович, я понимаю, Вы не можете включить этот недострой в свою адресную программу. Но! Вы же можете нам просто подарить эти деньги, а мы достроим!» И Алексей Борисович нам их дарит. Мы подписываем документы, получим эти деньги от Газпрома и школу в Долгом достроим.

— Вы выпросили по факту эти деньги. Нет внутри ощущения униженности какой-то, что ли…?

— Да о чем Вы?! Потенциал у Орловской области огромный, и я готов да хоть польку-бабочку танцевать, лишь бы регион не обделяли, как обделяли раньше. Мне нужен ре-зуль-тат! И ради результата, чтобы у региона все было хорошо, я готов на многое. Какое унижение? Ну разговариваешь, человеку объясняешь: слушайте, я — другой, я пришел здесь перед вами не выпендриваться, что я великий. Я знаю, что у вас есть возможность, а мне нужно, чтобы вы этой возможностью поделились.

Поделитесь, пожалуйста! И человек поделился. За что ему огромное спасибо!

— Одна школа в масштабах области — это как звонок в одну отдельно взятую поликлинику. Не мелковато?

— Во-первых, не мелковато. Потому что именно из мелочей, из отдельных кирпичиков только и можно сложить что-то большое. И это Вы, кстати, спросили о примере нестандартного решения вопросов. А во-вторых, не только по поводу этой школы я встречался с Миллером. Нам нужно провести газопроводы к ряду объектов к 450-летию основания Орла. Деньги на это не были заложены у Газпрома. Я говорю: Алексей Борисович, это программа, которую мы выполняем не один год. Мы ожидаем приезд Президента на 450-летие основания города Орла. Я не могу хоть один объект, который есть в этой программе, не сдать вовремя! Помогите. Все, вопрос решен. Или вот не строит Газпром на Орловщине детские площадки спортивные, не строит крупные физкультурно-оздоровительные комплексы… Но нам же тоже хочется! Мы ж тоже тут с детьми…! У меня 14 ВУЗов, 40 тысяч студентов с лишним, тысячи школьников, мы про спорт говорим. У меня два рекорда в Книге рекордов Гиннесса на 9 мая поставлено!

— Да, мы писали об этом…

— Миллер говорит: «Ну давай с тобой поступим честно». Я говорю: «Это как?» — «Вот мы с тобой встретимся в Питере на экономическом форуме, и ты приедешь ко мне с графиком погашения задолженности. Покажи мне тенденцию к погашению задолженности. Покажешь, программу по спортивным площадкам подпишу».

График уже готовится, потому что я знаю, что у меня идет погашение. Я приду с этим графиком, покажу Алексею Борисовичу, скажу: мы договаривались, и я свое слово сдержал. И будет у меня 20 площадок. 20, не две! И три крупных оздоровительных комплекса.

— Миллер — не единственный влиятельный человек в государстве, и хороших отношений с ним мало…

— Да я же говорю об общей тенденции, об отношении федерального центра к проблемам нашего региона! Вот у Дмитрия Анатольевича Медведева был не так давно. Пришел к нему с историей. Говорю: Дмитрий Анатольевич, есть у нас такой «Красный мост». Спроектировали его в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Но мост в таком плохом состоянии, соединяет два берега, очень насыщен проходимостью, давайте его сделаем красивым, давайте вернем былую красоту! Он говорит: А давай. И подписал документы.

С министром Силуановым у меня полное взаимопонимание…

 

России нужен Госплан!

— Взаимопонимание и положительная реакция на просьбы это хорошо. Но не вечно. Хорошую экономику на дотациях не построишь. Что будет, когда в ответ на просьбы начнут раздаваться «нет»?

— Вы сейчас говорите очевидные вещи, и я не собираюсь строить экономику Орловской области исключительно на дотациях. У меня есть готовые проекты, но я не прихожу к инвесторам и не говорю: вот хочу. Нет, конечно, хочу. Но я понимаю, что в сегодняшней ситуации сказать «дайте денег на завод» будет сложно. Для того чтобы инвестор смог прийти и сказать: я готов работать в Орловщине, вложить сюда миллиард или несколько миллиардов, мы должны их обезопасить. Создать такие условия, чтобы с удовольствием сюда приезжали, атмосферу гостеприимства экономического, платформу, на которой хочется работать. И сегодня я бизнесу доказываю, что на Орловщине дело обстоит именно так. Вот, например, в Санкт-Петербурге скоро состоится экономический форум, бизнесмены Санкт-Петербурга просят встречи, хотят с нами встретиться, обсудить вопросы по поводу размещения здесь бизнеса. В Курске на Средне-Русском экономическом форуме ряд встреч состоится.

С Абхазией намечены планы по взаимодействию. После Абхазии я улетаю в Татарстан — учиться.

— Учиться?!

— Да. А что в этом зазорного? Хочу поучиться у Минниханова тому, как в Татарстане была создана платформа, при которой бизнес не просто хочет, но борется за право там работать. Далее с Калугой хочу прочные связи наладить. «Орловско-Калужская экономическая дуга» как бы красиво звучало, согласитесь?!

— Красиво. А для чего? Сейчас же вроде как каждый сам за себя, нет?

— Да не должно так быть! Это очень большой провал сегодняшней нашей реальности — отсутствие планирования государственного! Вот мы сейчас потихонечку к советскому госплану уже возвращаемся. Потому что не могут все регионы заниматься молоком, не могут все заниматься зерном. Одни должны заниматься молоком, другие — кормовой базой, третьи производством, четвертые — еще каким-то производством: и все должны быть заняты делом, потому что когда все заняты делом, все идут на работу, получают достойную заработную плату. А когда мы все занимаемся одним и тем же, то начинаем друг у друга воровать инвестора, и скоро дойдем до такого идиотизма, когда инвестор не то, чтобы инвестировать в регионы будет, а мы будем платить ему деньги, чтобы он к нам пришел! И понимание этого должно быть в каждом российском регионе. Мироустройство сейчас таково, что мы находимся в режиме постоянной схватки. В схватках побеждает сильнейший. Сильнейшей Россия может стать не в режиме «каждый за себя», как вы говорите, а только объединив усилия всех регионов страны. Все гениальное просто. Не я сказал. Эйнштейн.

— А Вы всю жизнь в схватках проводите?

— Всю жизнь!

— Всю жизнь побеждаете, нет?

— По-разному бывает. Но в итоге — да.

Без мечты жить нельзя

— Вадим Владимирович, а есть люди, которые помогают? Есть те, кто реально хочет того же, чего и Вы? Я сейчас не о Ваших питерских знакомствах и связях в федеральном центре спрашиваю, а об Орле?

— А вот есть. Может быть слишком пафосно будет сказано, но честно: мой самый главный и единственный помощник — жители Орловской области. Я выезжаю в регион, по улицам хожу, по выходным дням сажусь за руль, останавливаюсь возле любого магазина, захожу, все, что мне нужно, покупаю, — ко мне подходят, со мной разговаривают, и никто мне ни в лицо, ни в спину ни разу не плюнул…

— Охрана-то знает, у какого магазина останавливаться, у какого нет, да?

— Никакой охраны у меня нет! Я что-то украл? Кого-то оскорбил? Какая охрана! Зачем она мне нужна? Кого охрана когда спасала? За себя постоять я смогу…

— И не было ни разу ситуации, при которой — «А, вот он, Потомский, который...»

— Ни разу. Было только одно: вот смотрите, губернатор Потомский с сыном идет! Сходил в магазин, в «Спортмастер», мячик ему купил, шайбу, клюшку…

А так, я приезжаю в деревню какую-нибудь и вижу, люди идут, знают, что я приеду — идут поговорить….

— Откуда знают-то? Если Вы, как говорите, без мигалок, охраны и подготовки едете?

— Это — Орел! Это Орловщина. У нас есть своя специфика. Здесь информация любая летает. Ее скорость распространения больше, чем скорость света — уж точно! Поэтому, когда я приезжаю куда-то, люди обычно уже знают и ждут. И вот тут — нормальный разговор. Люди говорят: вот в этом помогите, в этом помогите. Но не было такого всполоха ни разу за полтора года, чтобы мне глаза опускать пришлось!

— Ну как же! Я видел фото митинга, там было человек 80 с баннером «Варяги» Уезжайте!»…

— Нет, было не 80. Было человек под 500 на самом деле. Не самая дорогостоящая акция из тех, что против меня организовывали…

— То есть враги у Вас в регионе все-таки есть?

— Врагов нет. Те, кому я неудобен, есть. Но для всех хорошим не будешь, и даже пытаться не стоит. Нужно делать свою работу и стараться делать ее не просто хорошо, а так, чтобы ни у одного жителя области сомнений не возникло в правильности твоего пути. Я не идеализирую или хвалюсь, я просто эту работу вижу так. Если ты это делаешь, если тебе это не чуждо и ты этого не стесняешься, все получится. Если ты включил мигалку, впереди поставил гаишную машину, шторки закрыл, ты высшее должностное лицо, ты ждешь всюду «хлеб-соль», и нос у тебя выше лба — конец. Нет, ближайший круг тебя будет хвалить и облизывать, а все остальные стараться тебя если не укусить, то хотя бы доплюнуть.

— Ну дай Бог, чтобы простые орловцы не старались доплюнуть…

— Вот это — главная задача. И переходя от метафоры к реалиям — знаете, там, где чисто и красиво, там плеваться не хочется. Вот сегодня те, кто приезжает в Орел, в область, говорят: чисто стало. Белоруссию напоминает. Или даже европейские города. Именно этого мне и хотелось. И поэтому я ночью в три часа могу сесть за руль, поехать, проверить, как город моют.

— И Вы хотите, чтобы все вокруг захотели того же?

— Понятно, что все не захотят, я идеализирую… Но у меня должны же быть, как у любого человека, мечты? Без мечты жить нельзя. Надо этого хотеть.

— В завершение разговора — традиционное пожелание читателям «МК Черноземье»…

— Читайте газету с историей, с позицией, точкой зрения и без «заказухи». Не тратьте свое время на газеты, которые разменивают чистую журналистику на купюры, нивелируя тем самым честное имя журналистов. И тогда у вас буду т хорошее настроение, хороший следующий день, хороший повод, чтобы узнавать новое…

— Спасибо. Больше даже не от читателей, а от нас, газеты «Московский комсомолец»!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру