Чудны крестьянские дети

В России есть два слова, лексическое значение которыХ невозможно понять, только почувствовать, принять с молоком матери. «Интеллигент» — это не только и не столько умный, образованный, воспитанный человек, «провинциал» — это тоже не категория людей, родившихся за пределами столицы.

Чудны крестьянские дети

«Провинциал» — всегда в ТОПе обзывательств и обращений для гармоничности посылательств независимо от страны, времени и степени воспитанности говорящего. Так, например, Зинаида Гиппиус называла провинциалом Чехова и брезгливо морщила носик.
 Корней Чуковский отворачивался от Леонида Андреева, бормоча это же слово. Маяковский всегда мыслил широко, для него вся парижская эмиграция — «провинция — не продохнуть». Есенин горько вздыхал над рюмкой: «Америка — железный Миргород». То есть провинциалом и провинциальным мог быть обозван любой и любое время несмотря на уверения Гете, что столица — еще не сосредоточие культуры, а все остальное вокруг нее — еще не отсталость и мрак. Хотя чему удивляться? Что немцу хорошо…
Прежде чем вы начнете читать дальше и ненавидеть меня, поясню, что родилась я в Ямало-Ненецком автономном округе, росла в Курске, побывала не в одном городе Черноземья, а теперь вот перебралась в Сибирь. Повидав разные концы нашей Родины, могу заверить, что все регионы отличаются не только ландшафтами и экономическими показателями, но и людьми. Если быть внимательным, можно научиться отличать одних от других с первых минут знакомства. Чем отличаются друг от друга курянин, орловец и белгородец?

«А мои-то куряне»
— Курское «г» так фрикативно, так раскатисто, что его научились узнавать, если не во всех уголках земного шара, то уж на популярнейших курортах однозначно
— Жители 46-го региона гордятся антоновкой, Триумфальной аркой, соловьями и упоминанием в летописи. Однако только 65% аборигенов может сказать, когда началась и закончилась битва на Курской дуге
— Только в Курске существуют такие слова, как: «корец» — совок, «песики» — виски, «бурак» — свекла, «тавосить» — делать что-то.
— По обеспечению торговыми площадями на душу населения Курск является лидером в ЦФО: при нормативе в 521 кв. м в Курске на 1000 человек приходится 650 кв. м.
 На рынке качественных торговых площадей отмечается бурный рост предложения, обусловленный строительством торговых центров во всех микрорайонах города. Курск остается купеческим городом и в XXI веке
— В Курске такси — не роскошь, а средство передвижения. Автобус прибудет через неопределенный период, а такси ровно через 12 минут. Служб в городе так много, что заказы разбираются мгновенно (если не дождь, ДТП, 31 декабря), да и стоимость радует пассажиров. Вот уже много лет поездка из одного района города в другой — 60 рублей, а дальше уж, сколько счетчик намотает. Кстати, таксист — вторая по распространенности в Курске профессия после продавцов
— В Курске живут очень красивые девушки. Злые языки говорят, мол, из-за того, что в Курскую губернию Екатерина II ссылала проституток. Нет. Красивые, и точка. Интересно, что в области рождается традиционно больше мальчиков. Вот и сначала 2015-го родилось 3697 мальчиков против 3604 девочек. Красота — товар штучный.
Орловцы
учатся летать
— Орел, как Греция, дал миру культурный пласт, теперь может спокойно отдыхать. Эта земля славится Иваном Тургеневым, Афанасием Фетом, Федором Тютчевым, Михаилом Пришвиным, Леонидом Андреевым (вы помните, кто воротил от него, провинциала, нос?) и другими
— Так уж сложилось, что орловцы всегда ругают действующую власть. При этом неважно кто у руля («единоросс», «коммунист», да хоть «демократ) — он все равно в чем-нибудь виноват
— Вопреки всем законам русского языка жители этого региона таки отвоевали себе право быть не «орловчанами», а «орловцами»
— В Орле веники вяжут, но выдают их не за «фирму», а за памятники. Долгие годы страшная птица, отдаленно напоминающая орла, была символом города, она провожала и встречала гостей города. Мало кто, побывав в Орле, уехал без фотокарточки с этой, с позволения сказать, достопримечательностью. Не менее страшные экспонаты, созданные также из веников, похожие на медведей, обитают в городском парке

Белгородцы — 
все равно куряне
— Куряне с завистью посматривают на соседний регион, где уровень жизни выше, зарплаты больше, экономика на другом уровне, на улицах чище, заводы работают, фермерства процветают. Зависть всегда выливается в ненароком оброненную фразу: «Так, они раньше были курянами. Курскую область разделили, получилась Белгородская». И действительно, до 1928 года территория современной Белгородской области входила в состав Воронежской и Курской губерний. После подписания Брестского мира, с апреля 1918 по январь 1919 годов Белогородщина была составной частью Украинской Державы гетмана П. П. Скоропадского. Но белгородцы вспоминать про этот факт не любят и пытаются перевернуть его, мол, это Курская область была нашей территорией
— Белгородцы — пожалуй, самые позитивные обитатели Черноземья. На все неприятности они смотрят свысока и готовы их решать. У них практически нет претензий к действующей власти, а рейтинг доверия к губернатору самый высокий в ЦФО. Евгения Савченко ценят и любят
— Белгородцы трясутся за свои квартиры. Пресловутый квартирный вопрос испортил не только москвичей. Белгород строится активно. В первом квартале 2015 года средняя рыночная стоимость одного «квадрата» в Белгороде достигла 63 375 рублей. Вот и стараются бабули сдать свои холупы на окраине за бешеные деньги, а прописывают в них только ближайших родственников. Мало ли что?

Большие люди 
маленьких городов
В каждом областном центре есть свой Манхэттен. В Орле — Набережная, в Курске улица Ленина, где негоже появляться девушкам без агрессивного макияжа и не при параде. Я сейчас даже не про стразики и лосины под джинсовыми юбками. Девушки из хороших семей, с отличным вкусом и журналом «Vogue» подмышкой не смеют показаться в этих местах в обычных джинсах, кедах и ветровках. На этих улицах серым разрешено быть только асфальту.
В регионах домострой не пал. Здесь мужчину ценят больше. Женщины строят карьеру, но она всегда вторична по отношению к любви (последнее слово произносить на манер Беллы Ахмадулиной). Нет, разводы случаются также часто, но вот одинокой женщина будет недолго. Даже не потому, что мужчин больше и все девы нарасхват. Как бы не так. В регионах охотник — дама, она окапывается в клубах, ресторанах, корпоративах и ждет дичь. Мужчина курянке или липчанке нужен, во-первых, чтобы был, во-вторых, на зависть одиноким подругам, в-третьих, кто на дачу отвезет и там же сарай починит?
Выезжая в столицу, пусть даже Северную, все провинциалы осознают свою провинциальность. Не упрекайте за тавтологию. Никто в этом не признается, но это так. Каждый чувствует дискомфорт, вот и приглядывается к столичным штучкам, перенимают манеру общения, поведения, словечки, моду.
Многие скрывают свое происхождение, другие выставляют напоказ, бравируют: «Да из деревни я».
И те и другие только спустя года два перестают спрашивать новых знакомых: «А ты откуда?» Этот вопрос задают только провинциалы, москвичи уверены, больше и жить нигде нельзя.
Провинциалов не любят за их настойчивость, напористость, говорят, что они шагают по головам. Это правда лишь отчасти. Срабатывает принцип: когда хочешь догнать, обгоняешь. Орловцы, куряне, липчане и белгородцы одинаково не любят москвичей, это практически классовая ненависть, пролетариат ненавидит бояр, еще больше могут ненавидеть только «своих» таки, покоривших столицу.

Екатерина АКСЕНОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру