Пустота
Осенью 1832 года Николай Васильевич Гоголь, совершая поездку из Петербурга в Екатеринослав, из-за поломки экипажа был вынужден остановиться в Курске, где пробыл неделю. Существует версия, что именно эта поездка стала отправным пунктом бессмертного шедевра мировой литературы: город N в повести «Ревизор» словно писан по Курской губернии того времени.
В девятнадцатом веке Курск представлял собой несколько широких грязных улиц, с хаотично разбросанными на них домами. Во всем городе были только рынок, пара трактиров, почта, полицейский участок — словом, радовать глаз было нечем. Кроме того, это был довольно бедный город. В начале XIX века Курск был не развит в производстве, его кормило сельское хозяйство, о чем свидетельствует статистика: население Курской губернии равнялось 1 миллиону 766 тысячам, из которых 1 миллион 600 тысяч составляли крепостные. Все они были неуловимо похожи друг на друга.
Самому же Гоголю Курск показался типичным уездным городом России того времени со всеми своими сплетнями и пересудами. Подобные губернии писатель считал до высшей степени Пустотой — местом, где царит безделие, уныние и бессмысленность. После Гоголь в своем письме к Петру Плетневу назвал Курск скучным и несносным. Именно таким рисуется город N в произведении «Ревизор». Кроме того, если отыскать черновики Гоголя, то вы увидите, что в первоначальном варианте главный герой направляется в Екатеринослав, а не в Саратов, причем именно Курск находится на одной трети пути от Екатеринослава к Петербургу — ровно столько остается преодолеть Хлестакову.
Курская губерния всегда славилась своими купцами, людьми, как один похожими друг на друга (даже сейчас наш город не сбавляет обороты — он занимает первое место по объему товарно-денежных отношений). Возможно, образы своих героев Гоголь срисовал с курян. Мошенничество и коррупция, к сожалению, были довольно распространены.
Самый большой город в России
Если в вопросе причастности Курской земли к «Ревизору» еще не все прояснено, то с рассказами Чехова «Встреча» и «Самый большой город» дело обстоит иначе. Эти произведения были написаны сразу после поездки Антона Павловича в Курскую губернию.
Во «Встрече» авторская ирония направлена исключительно на необразованность и безграмотность людей, во ВТОром же рассказе Антон Павлович саркастично называет поселок Тим самым большим городом в России. Экипаж английского корреспондента, который впервые оказался на просторах черноземья, на протяжении нескольких часов не может выбраться из грязи.
«Остановившись немного погодя в гостинице, корреспондент сел и написал: «В России самый большой город не Москва и не Петербург, а Тим».
А теперь обратимся к повести «Степь», в которой автор наглядно показывает, как далеки люди от природы. На протяжении всего произведения люди и все созданное ими рассматриваются как инородные тела на фоне лесов, рек и рощ. Как ни странно, но именно виды Курской губернии смогли проиллюстрировать мысль и показать яркий контраст между тем, что сделано человеком, и тем, что изначально принадлежит природе. «Дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю. За заводами кончался город и начиналось поле. Егорушка в последний раз оглянулся на город и горько заплакал».
Сама степь является символом чего-то необъятного, неподвластного людской воли. Бричка, в которой едут герои, кажется ничтожной по сравнению с равниной. «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается». Вот такой силой и могуществом обладают курские земли. Кроме того, автор особое внимание уделяет здешнему народу — курянам, обычаи и привычки которых ему кажутся странными. Автор словно заново знакомит читателей с русскими людьми, позволяет взглянуть на них с другого ракурса.
Звезды как лампады
Такие писатели, как Толстой и Максим Горький, тоже не смогли обойти стороной Курск. Первый, пребывая в нашем городе несколько дней, нашел здесь материал для одного из своих домашних спектаклей «Плоды просвещения», где курские мужики показаны грубыми, неотесанными и недалекими. Максим Горький, подобно Гоголю, тоже нелестно отзывался о Курске: «Не сделавши 400 верст, переломал так свой экипаж, что принужден был прожить целую неделю в Курске, в этом скучном немом Курске!» Наблюдая за Крестным ходом у Знаменского собора, писатель поразился количеству нищих и убогих. Позже Горький еще не раз бывал в Курской губернии, и в 1929 году был напечатан очерк о впечатлениях писателя о городе.
Если Чехов и Гоголь видели в Курской губернии и ее жителях немало негатива, то такие писатели, как Лесков, Тютчев и Фет, восхищались красотой курской природы, ее естестВенаностью и простотой. Волшебное пение соловьев, журчание рек, завораживающие виды с холмов на деревушки и бескрайние поля — все это не раз вдохновляло поэтов. Особенно поражала приезжих река Тускарь. Об этом свидетельствует стихотворение «В небе тают облака», написанное Тютчевым на берегах курской реки. В произведении Лескова «Овцебык» автор описывает Тускарь и Сейм. «Первую из этих рек вы совсем не встретите на многих картах России, а вторая славится особенно вкусными раками». Возможно, что и сам главный герой, по прозвищу «Овцебык», вечно находящийся в поисках истины, принципиальный и жаждущий справедливости, был списан с одного из жителей Курска. Василий Блогословский в произведении играет роль просветителя, наставника, что, конечно же, льстит курянам. В другом произведении Лескова «Очарованный странник» читатель обращается к красочному описанию: «В лете, знаете, у нас около Курска бывают такие темные ночи, но претеплейшие и премягкие: по небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Нужно сказать, что Курская губерния была особенно любима Николаем Семеновичем: слова о ней встречаются во многих его произведениях.
Иван Сергеевич Тургенев видит в Курске нечто среднее между картинами, написанными Гоголем и Лесковым. В рассказе «Бурмистр» из сборника «Записки охотника» писатель рассматривает две стороны человека: положительную и отрицательную. Конечно, писатель делает акцент на излишнем позерстве и хвастливости главного героя, однако эта черта не становится основной, герой в глазах читателей не предстает как исключительно положительный или исключительно отрицательный. Сам же писатель относился к Курску «с уважением».
Нужно заметить, что ни в одном произведении Курск не имеет собственного лица, а скорее наоборот, является собирательным образом городов всей России. Если бы я была писателем — я бы назвала Курск городом железных дорог: здесь никто не задерживается надолго (все герои произведений, собственно, как и их авторы, оказываются в Курске проездом), никто не посещает этот город по собственной воле — люди постоянно приезжают и уезжают. Недаром Даниил Хармс, находясь в ссылке, в своем письме к Пантелееву писал, что здесь «поют поезда». Курск не стал городом богемы, подобно Петербургу или Москве, он не поражал разум своей красотой, изысканностью или утонченностью. Он не таил в себе загадок, так, любимых писателей, напротив, Курск поражает своей искренностью, простотой и откровенностью. Широкая пустынная улица, голые площади — Курск по своей сущности открытый город, который готов поделиться своими видами с каждым, кто станет у подножия его холмов. Курск — город контрастов, и пусть ему не тягаться в искусности со столицами. Здесь своя атмосфера, которую тоже нужно ценить.