Вводить нельзя помиловать! Вто­рой ино­с­т­ран­ный язык в рос­сий­ских шко­лах — ожи­да­ние или ре­аль­ность?

«Вы сна­ча­ла рус­ско­му язы­ку на­учи­те нор­маль­но. Ан­г­лий­ский и так на каж­дом ша­гу:

«На зла­том крыль­це си­де­ли Миш­ки Гам­ми, Том и Джер­ри, Губ­ка Боб и три утен­ка, До­нальд Дак и Вил­ли Вон­ка», — ус­лы­ша­но в обыч­ном дво­ре. 

А как зим­нее солн­це пред­ки на­зы­ва­ли — в мо­ем по­ко­ле­нии и то не все зна­ют».

Вводить нельзя помиловать! Вто­рой ино­с­т­ран­ный язык в рос­сий­ских шко­лах — ожи­да­ние или ре­аль­ность?

В уни­вер­си­те­тах, шко­лах, на стра­ни­цах со­ци­аль­ных се­тей не ути­ха­ет по­ле­ми­ка, ка­са­ю­ща­я­ся во­про­са обя­за­тель­но­го вве­де­ния вто­ро­го ино­с­т­ран­но­го язы­ка. За­яв­ле­ние, сде­лан­ное ми­ни­с­т­ром об­ра­зо­ва­ния и на­уки РФ Дми­т­ри­ем Ли­ва­но­вым в на­ча­ле учеб­но­го го­да, об­ще­стВена­ность ок­ре­с­ти­ла по­пу­лист­ским хо­дом, под­дер­жи­ва­ю­щим за­пад­ные цен­но­с­ти.

Пос­ле дол­го­го ра­бо­че­го дня вра­чи ино­г­да ус­по­ка­и­ва­ют се­бя ци­нич­ной шут­кой: «Здо­ро­вые лю­ди ле­чить­ся не хо­дят». Вот уже не­сколь­ко дней мне ка­жет­ся, что Ми­ни­с­тер­ство об­ра­зо­ва­ния и на­уки РФ при­ня­ло ре­ше­ние ру­ко­вод­ство­вать­ся тем же прин­ци­пом в про­це­ду­ре при­ема граж­дан. По­зво­ни­ла по но­ме­ру, ука­зан­но­му на офи­ци­аль­ном сай­те Ми­нобр­на­у­ки, — по­со­ве­то­ва­ли на­брать дру­гой. Пе­ре­зво­ни­ла по но­во­му — та же ис­то­рия. Пос­ле тре­ть­ей по­пыт­ки до­би­лась лишь: «По­про­буй­те ос­та­вить он­лайн-за­яв­ку, и мы обя­за­тель­но рас­смо­т­рим ва­ше об­ра­ще­ние». Здо­ро­вой се­бя уже чув­ство­вать пе­ре­ста­ла! Сде­ла­ла все как по ин­струк­ции, че­рез па­ру дней в от­вет при­шло: «Ва­ша за­яв­ка при­ня­та. Те­ле­фон для спра­вок:… Ни да­ты, ни вре­ме­ни, ни же­ла­е­мо­го «ждем с не­тер­пе­ни­ем». Ре­ши­ла, что по­ра брать штур­мом, во­рва­лась в ми­ни­с­тер­ство с уве­рен­ным пас­са­жем, вро­де «мне нуж­но, я по за­пи­си, у ме­ня лич­ное об­ра­ще­ние», в ито­ге до­бить­ся уда­лось лишь: «А вы во­об­ще как сю­да про­шли?» По­хва­ли­ли за эн­ту­зи­азм и про­фес­си­она­лизм.

«С 1 сен­тя­б­ря шко­лы пе­ре­хо­дят на но­вый стан­дарт обу­че­ния, ко­то­рый пред­ус­ма­т­ри­ва­ет вве­де­ние ВТО­ро­го обя­за­тель­но­го ино­с­т­ран­но­го язы­ка. По­ка не все учеб­ные за­ве­де­ния го­то­вы к но­во­му стан­дар­ту, им да­ет­ся пе­ре­ход­ный пе­ри­од для адап­та­ции», — со­об­щил Дми­т­рий Ли­ва­нов в ин­тер­вью «Рос­сий­ской га­зе­те» 31 ав­гу­с­та 2015 го­да. Он обоз­на­чил пер­спек­ти­ву вве­де­ния ФГО­Сов для 10-11-х клас­сов с 2020-го и Еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го эк­за­ме­на (ЕГЭ) для вы­пуск­ни­ков школ с 2022-го. Та­кая «пя­ти­лет­ка» по ду­ше при­шлась да­ле­ко не всем.

На­пад­ки на Ли­ва­но­ва со сто­ро­ны бло­ге­ров и ак­тив­ных поль­зо­ва­те­лей со­ци­аль­ных се­тей не про­сто не пре­кра­ща­ют­ся, а по­рож­да­ют но­вые кон­флик­ты. Боль­шин­ство со­шлось на том, что «вы­пу­с­ка­ют­ся из школ де­вять из де­ся­ти — де­би­лы, ко­то­рые тол­ком пи­сать не уме­ют, чи­та­ют так, что пла­кать хо­чет­ся, а го­во­рят и во­все как по­след­ние де­ге­не­ра­ты». Об­ще­ствен­ность взбу­до­ра­же­на за­яв­ле­ни­ем о вве­де­нии до­пол­ни­тель­ной на­груз­ки для де­тей. О на­бо­­шем на­по­ми­на­ют так­же ча­с­то зву­ча­щие ри­то­ри­че­с­кие во­про­сы вро­де: «А по­че­му вто­рой ино­с­т­ран­ный? По­че­му не ли­те­ра­ту­ра или ис­то­рия? Как быть с на­ци­о­наль­ны­ми шко­ла­ми?»

Да? Нет? Ес­те­с­т­вен­но, да!

— Не по­ни­маю, от­ку­да взял­ся та­кой не­га­тив, — от­ме­ча­ет Ма­ри­на Сер­ге­ев­на Ши­ро­ла­по­ва, учи­тель не­мец­ко­го язы­ка. — еще Ге­те в XVIII ве­ке ска­зал: «Кто не зна­ет ино­с­т­ран­ных язы­ков, ни­че­го не зна­ет и о сво­ем соб­ствен­ном». Я с ним пол­но­стью со­ли­дар­на. В на­шей шко­ле из­на­чаль­но бы­ло два ино­с­т­ран­ных язы­ка: не­мец­кий и ан­г­лий­ский. На­чаль­ная шко­ла из­уча­ет один язык — три ра­за в не­де­лю, в сред­ней шко­ле к пя­ти ча­сам од­но­го ино­с­т­ран­но­го до­бав­ля­ют­ся два ча­са но­во­го язы­ка, а в стар­шей па­рал­ле­ли обу­че­ние про­дол­жа­ет­ся в со­от­но­ше­нии 4:2. В про­ти­во­вес до­во­дам по по­во­ду на­груз­ки школь­ни­ков мо­гу ска­зать, что на­ша си­с­те­ма обу­че­ния да­ет воз­мож­ность ус­пеш­но и без ре­пе­ти­то­ра под­го­то­вить­ся к сда­че эк­за­ме­на на не­мец­кий язы­ко­вой дип­лом. Этот до­ку­мент да­ет воз­мож­ность учить­ся за гра­ни­цей без до­пол­ни­тель­но­го под­твер­жде­ния уров­ня вла­де­ния нор­ма­ми язы­ка. Кро­ме то­го, сер­ти­фи­кат но­сит сво­е­го ро­да без­вре­мен­ный ха­рак­тер, то есть не тре­бу­ет пе­ре­сда­чи хоть че­рез де­сять лет, хоть че­рез пять­де­сят. Ра­ди та­ко­го бо­ну­са мож­но по­тру­дить­ся, плюс — се­бе же во бла­го.

В Мос­к­ве, на­при­мер, шко­ла с уг­луб­лен­ным из­уче­ни­ем не­мец­ко­го язы­ка № 1212 пло­дот­вор­но со­труд­ни­ча­ет с не­мец­кой по­соль­ской шко­лой. Уже бо­лее со­ро­ка лет (еще со вре­мен Со­вет­ско­го Со­юза) ре­а­ли­зу­ет­ся об­мен с дву­мя гим­на­зи­я­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми в Гер­ма­нии.

— Нем­цы сла­вят­ся сво­ей пе­дан­тич­но­с­тью и ак­ку­рат­но­с­тью. Го­во­рят, что эта на­ция от­ли­ча­ет­ся прак­тич­но­с­тью и бе­реж­ли­во­с­тью: они эко­но­мят во­ду, сор­ти­ру­ют му­сор, не лю­бят пот­че­вать го­с­тей. А дей­стви­тель­но ли это так? Вот в рус­ской се­мье на обе­ден­ном сто­ле или в хо­ло­диль­ни­ке все­г­да долж­но быть го­ря­чее: су­пы, бор­щи — так мы при­вык­ли, так у нас за­ве­де­но. В Гер­ма­нии на зав­трак бу­тер­бро­ды с ну­тел­лой и фан­та, а на ужин — то, что ос­та­лось от ут­рен­ней тра­пе­зы. У уче­ни­ков есть воз­мож­ность про­ве­рить все это на соб­ствен­ном опы­те. Не­мец­кий ос­т­ро­вок по­сре­ди спаль­но­го рай­о­на на Мо­сфиль­мов­ской ули­це, зна­ком­ство с бы­том и тра­ди­ци­я­ми за­пад­ной (или во­с­точ­ной) куль­ту­ры не по за­нуд­ным книж­кам… Все это хо­ро­шо. Толь­ко по­че­му-то на ум при­хо­дит ве­се­лая пе­сен­ка Кол­ма­нов­ско­го и Оша­ни­на: «По­че­му, дру­жок, да по­то­му, / Что я жизнь учил не по учеб­ни­кам. / Про­сто я ра­бо­таю, про­сто я ра­бо­таю, / Про­сто я ра­бо­таю вол­шеб­ни­ком».

Дед Ма­зай и зай­цы, че­ст­ное сло­во

— Учи­те­ля не го­то­вы да­же к вве­де­нию обя­за­тель­но­го ЕГЭ по ино­с­т­ран­но­му язы­ку, по­сколь­ку уро­вень вла­де­ния у мно­гих не­до­ста­точ­но вы­со­кий и в шко­лах нет ма­те­ри­аль­ной ба­зы (я имею в ви­ду тех­ни­че­с­кие сред­ства). Что тут го­во­рить о вве­де­нии еще од­но­го? — счи­та­ет Свет­ла­на Ев­ге­нь­ев­на Шев­чен­ко, кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, до­цент ка­фе­д­ры те­о­рии язы­ка Кур­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Что­бы знать язык, уметь им опе­ри­ро­вать нуж­но, ми­ни­мум, три ча­са в не­де­лю. Мень­ше — это про­сто фик­ция. Для вла­де­ния язы­ком и сда­чи эк­за­ме­на не­об­хо­ди­мы ста­жи­ров­ки, а кто их бу­дет оп­ла­чи­вать? Ес­ли в сто­ли­це ре­зер­вы не лоп­нут в ре­зуль­та­те рас­хо­до­ва­ния де­нег на язы­ко­вой об­мен, то в ре­ги­о­нах шко­лы мо­гут рас­счи­ты­вать толь­ко на ро­ди­тель­ский ко­ше­лек.

Ис­то­рия с дву­мя ино­с­т­ран­ны­ми язы­ка­ми ро­ди­лась не се­год­ня и да­же не вче­ра. Не­сколь­ко лет на­зад в шко­лах уже пы­та­лись до­б­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­но пре­об­ра­зо­вать рас­пи­са­ние с уче­том но­вых дис­цип­лин. Но по­зво­лю се­бе об­ра­тить­ся к По­ста­нов­ле­нию Глав­но­го го­су­дар­ствен­но­го са­ни­тар­но­го вра­ча Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 29 де­ка­б­ря 2010 г. № 189 г. Мос­к­вы «Об ут­вер­жде­нии Сан­ПиН 2.4.2.2821-10 «Са­ни­тар­но-эпи­де­ми­о­ло­ги­че­с­кие тре­бо­ва­ния к ус­ло­ви­ям и ор­га­ни­за­ции обу­че­ния в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных уч­реж­де­ни­ях». Чи­та­ем об объ­еме мак­си­маль­ной до­пу­с­ти­мой на­груз­ки в те­че­ние дня: «для обу­ча­ю­щих­ся 1-х клас­сов не дол­жен пре­вы­шать 4 уро­ков и 1 день в не­де­лю — не бо­лее 5 уро­ков за счет уро­ка фи­зи­че­с­кой куль­ту­ры; для обу­ча­ю­щих­ся 2-4-х клас­сов — не бо­лее 5 уро­ков, и один раз в не­де­лю 6 уро­ков за счет уро­ка фи­зи­че­с­кой куль­ту­ры при 6-днев­ной учеб­ной не­де­ле; для обу­ча­ю­щих­ся 5-6-х клас­сов — не бо­лее 6 уро­ков; для обу­ча­ю­щих­ся 7-11-х клас­сов — не бо­лее 7 уро­ков». Кро­ме то­го, рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся ко­ли­че­с­т­во ча­сов, от­ве­ден­ных на вы­пол­не­ние школь­ни­ком до­маш­не­го за­да­ния (по всем пред­ме­там): «во 2-3-х клас­сах — 1,5 ч., в 4-5-х клас­сах — 2 ч., в 6-8-х клас­сах — 2,5 ч., в 9-11-х клас­сах — до 3,5 ч». А те­перь спро­си­те у стар­шек­лас­сни­ков, сколь­ко ча­сов из су­точ­ных 24 они вы­кра­и­ва­ют на сон и чте­ние лю­би­мой книж­ки? И сколь­ко тра­тят на так на­зы­ва­е­мое д/з?

Пре­по­да­ва­тель ан­г­лий­ско­го язы­ка од­но­го из ве­ду­щих мо­с­ков­ских ву­зов стра­ны за­яв­ле­ние Гла­вы Ми­ни­с­тер­ства об­ра­зо­ва­ния и на­уки РФ Ли­ва­но­ва се­рь­ез­но вос­при­ни­мать от­ка­зы­ва­ет­ся: В об­щем, это пол­ный бред, по­то­му что ска­зать мож­но все что угод­но, а пре­тво­рить в жизнь... Ну, во-пер­вых, учеб­ный план и рас­пи­са­ние все-та­ки не ре­зи­но­вые. За счет ка­ких ча­сов бу­дет вво­дить­ся вто­рой ино­с­т­ран­ный? Ка­ким пред­ме­том нуж­но по­жер­т­во­вать, что­бы бо­лее-ме­нее изъ­яс­нять­ся на фран­цуз­ском-не­мец­ком-ки­тай­ском? Вто­рой мо­мент: штат со­труд­ни­ков. Ес­ли в шко­ле не бы­ло пре­по­да­ва­те­лей по этим пред­ме­там, то от­ку­да они возь­мут­ся. Зай­ми­тесь эле­мен­тар­ной ариф­ме­ти­кой. Не ду­маю, что вы­пуск­ни­ки ин. яза стре­мят­ся ра­бо­тать в шко­ле. Да и ес­ли хо­ро­шо по­ду­мать… За­чем та­кие край­но­с­ти? Бле­с­тя­ще бу­дут знать сра­зу два? Я вас умо­ляю!

По­че­му? За­чем? Но глав­ное — КАК?

Воз­мож­но, на во­прос «за­чем?» мы от­ве­тить су­ме­ем. Все-та­ки кур­сы из­уче­ния ино­с­т­ран­ных язы­ков, язы­ко­вые шко­лы и тре­нин­ги про­цве­та­ют и за­ра­ба­ты­ва­ют не­пло­хие день­ги на по­треб­но­с­ти лю­дей быть об­ра­зо­ван­ны­ми в этой об­ла­с­ти. Не­дав­но по­дру­га вер­ну­лась из Ав­стрии: пьем чай, она с вос­хи­ще­ни­ем рас­ска­зы­ва­ет: «Там да­же во­ди­те­ли ав­то­бу­сов сво­бод­но раз­го­ва­ри­ва­ют на ан­г­лий­ском!» Да ник­то и не спо­рит. Ре­фор­ма са­ма по се­бе по­лез­ная, нуж­ная. На­уч­ная ли­те­ра­ту­ра сей­час вся на ино­с­т­ран­ном, га­дже­ты и со­вре­мен­ная тех­ни­ка в боль­шин­стве сво­ем — на ино­с­т­ран­ном, обя­за­тель­ное ус­ло­вие при тру­до­у­с­т­рой­стве на ма­ло-маль­ски пре­стиж­ную ра­бо­ту — вла­де­ние ино­с­т­ран­ным. Но во­прос в том, за счет ка­ких из­вра­ще­ний и но­вов­ве­де­ний пред­ло­же­ние Ли­ва­но­ва бу­дет во­пло­щать­ся в жизнь?

И не яв­ля­ет­ся ли дан­ная за­тея ам­би­ва­лент­ной, ана­ло­гом еще бо­лее ин­те­рес­ной: в школь­ную про­грам­му хо­тят вклю­чить обу­че­ние ез­де на ве­ло­си­пе­де. Кста­ти, зим­нее солн­це на­ши пред­ки на­зы­ва­ли Ко­ля­дой, от­сю­да и по­шло на­зва­ние празд­ни­ка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру