Свое дело. Как решиться открыть собственный бизнес в кризис

02.02.2016 в 16:55, просмотров: 4232

Кризис — не повод отказываться от своей мечты, — решили герои нашей публикации. Они открыли собственное дело, вопреки многочисленным «против». И сегодня не жалеют об этом ни секунды. Правда, признаются, что сложностей много, но они преодолимы, если занимаешься тем, что действительно любишь.

Свое дело. Как решиться открыть  собственный бизнес в кризис

Юлия Маркова, владелица студии-кондитерской «Тортляндия»

— У меня два высших образования: экономист в сфере банковского дела и инженер медико-биологической практики. Но когда учебы осталась позади, я поняла, что ни одна из профессий мне не интересна. И захотела заняться тем делом, которое действительно по душе. Выпечкой тортов я увлеклась еще в декрете, смотрела красивые картинки в Интернете и однажды поняла, что тоже смогу так. Долго училась, ездила на курсы в другие города. Как обычно, первыми «подопытными кроликами» были друзья и знакомые, именно им пекла свои дебютные торты. А потом сработал эффект «сарафанного радио», стали обращаться незнакомые люди. Сначала я пекла дома, но количество клиентов стремительно росло, и в голову пришла мысль открыть кондитерскую. Сперва это казалось чем-то нереальным, но, взвесив все «за» и «против», я решила попробовать.

Что касается кризиса, то не могу сказать, что он внес какие-то глобальные перемены в мою работу. Да, сейчас всем достаточно тяжело, но праздники от этого никуда не исчезли. Дни рождения детей будут отмечаться всегда, и родители по-прежнему хотят порадовать своих малышей тематическими тортами. Да, может быть, они стали менее грандиозными, но заказы никуда не делись. Несомненный плюс кондитерской в том, что многие люди, которые не могут позволить себе заказать большой торт, здесь имеют возможность купить пирожных, пряников, зефира, недорогих, но при этом свежих и натуральных. Пусть это будет не заказной торт, но красиво оформленный набор пирожных к празднику.

Готовим мы только из натуральных, качественных продуктов. Если это масло, то 82,5-процентное, если сливки, то 33-процентные, бельгийский шоколад, французские красители. Никаких спредов и консервантов не используем. Я абсолютно убеждена, что рынок перенасыщен продукцией с консервантами. Конечно, очень тяжело делать кондитерские изделия, не используя добавки. Такая выпечка хранится максимум 48 часов. Но продукцию, которая может лежать две недели, вы купите в любом супермаркете. А мы делаем ставку на качественные натуральные продукты, поэтому нашу выпечку можно есть беременным и кормящим женщинам, маленьким детям. Кстати, мой трехлетний сын — главный ценитель нашего ассортимента.

Конкуренция в кондитерском бизнесе достаточно высока, торты с мастикой на заказ пекут очень многие. Поэтому я в постоянном поиске новых идей. В Москве в международной кондитерской школе я освоила технику приготовления современных европейских десертов: торты, покрытые зеркальной глазурью, с добавлением ягод, натуральные зефиры, тающие во рту эклеры, макарун, которые готовятся по настоящему французскому рецепту с добавлением миндальной муки и ягодных пюре. Кроме нас в городе никто таких десертов не печет, потому что это очень сложный и длительный процесс с использованием дорогих продуктов. Но это действительно вкусно.

У начинающего предпринимателя действительно много трудностей. Когда ты сам непосредственно вовлечен в творческий процесс, то разобраться во всех законах и документации достаточно сложно и не хватает времени. Трудоемкий процесс декларирования продукции — нужно каждый образец предоставить в санэпидемстанцию и получить разрешение на изготовление. Но в целом все посильно и абсолютно реально. Поэтому если у вас есть идея заняться делом, которое вам по-настоящему нравится, не нужно ждать подходящего момента или когда закончится кризис. Единственное, о чем я жалею сегодня, что не открыла свою кондитерскую раньше.

Екатерина Тюрина, управляющая барбершопа «Chop-Chop»

— Мой брат Денис — владелец и идейный вдохновитель «Chop-Chop» в Курске. Как потребитель, он постоянно был разочарован тем, как его стригут. В России в салонах клиентов обслуживают преимущественно женщины, а они не всегда понимают специфику мужской стрижки. Поэтому поездив по стране, побывав в барбершопах «Chop-Chop» в других городах (а это первая и самая крупная франшиза барбершопов в России), он решил открыть салон в Курске.

«Chop-Chop» — это не просто парикмахерская, а своеобразный мужской клуб. Здесь вас обслуживают исключительно мастера мужского пола. Но можно сюда прийти и просто так, пообщаться, выпить чая, кофе или чего покрепче. Это такая территория без женщин, выдержанная в едином американском стиле.

Много сейчас говорят о кризисе, но по сути именно он и подтолкнул открыть свое дело. Мой брат работает в иностранной компании, а поскольку политическая обстановка достаточно неспокойная, он перестал чувствовать уверенность в завтрашнем дне. И решил обеспечить будущее, открыв свое дело. Почему парикмахерская? Все просто. В любой кризис люди по-прежнему будут кушать и стричься. И еще есть общая тенденция, и в Курске в частности: все больше мужчин уделяют много внимания своему внешнему виду. И это не только те, кто связан с миром моды. Мужчины хотят выглядеть хорошо: в офисе, на тренировке, в баре с друзьями. В «Chop-Chop» мы делаем упор на классические стрижки, ухоженные, красивые волосы. Это всегда уместно.

Мы ориентированы на совершенно разную аудиторию: да, стрижка стоит дороже, чем в среднестатистическом салоне, но для студентов и школьников у нас скидки и акции. Тот факт, что мы работаем по франшизе, придает уверенности в себе. А для молодого предпринимателя это действительно важно. Когда ты собираешься открыть свое дело, большая часть людей говорит тебе: «Сиди на месте, зачем тебе что-то менять?» Не слушайте никого, но обязательно все хорошенько просчитайте и взвесьте. А когда проект запущен, не ждите, что все с первого же дня будет идеально. У нас сегодня все хорошо. Но будет еще лучше, и, безусловно, есть, куда расти и стремиться.

Жанна Шаталова, владелица корнера «And me»

— Несколько лет назад я открыла свой магазин одежды «Freshin», где в основном продавалась одежда из Китая, не обычный фабричный товар, а стильные и модные вещи. Тогда это было новым и необычным. Через какое-то время я продала проект, но идея своего модно-креативного пространства никуда не исчезла. Я всегда любила дизайнеров, как творцов и как интересных личностей. Следить за их работой — это потрясающе, а быть посредником между ними и покупателями — это то, что мне действительно нравится. И в какой-то момент я подумала: почему я все время откладываю на потом свою мечту? Да, время сейчас не лучшее, но свой первый бизнес я открывала после кризиса 2009 года.

Говорят, сейчас сложнее, и действительно, покупательская способность уменьшилась. Но мне кажется, мы просто стали забывать, как жили раньше. На самом деле, все сложилось так, как должно было сложиться — я встретилась с креативным директором ЦУМа, и оказалось, что у них уже готово помещение, светлое, просторное, с подиумом, как я и мечтала.

«And me» сегодня — это площадка, где представлены эксклюзивные коллекции дизайнеров из Курска, Москвы, Питера. Со временем, надеюсь, их будет еще больше. Но не только. Это пространство, где будут проходить модные мероприятия (первое стартует уже в феврале): встречи со стилистами, фэшн-показы, обучение макияжу. Мы делаем ставку на моду, стиль и красоту и будем развиваться в этом направлении. Кроме того, к весне мы планируем выпустить свою линию одежды.

Наши клиенты — это люди с абсолютно разной покупательской способностью: в корнере представлено как платье за 1,5 тысячи рублей, так и юбка курского дизайнера Александра Курочкина за 57 тысяч. Но всех наших покупателей объединяет одно — им приелся масс-маркет, они хотят выглядеть оригинально и делают ставку на высокое качество и отличный крой, через одежду они выражают свою индивидуальность. К сожалению, из-за кризиса многие магазины сети масс-маркет вынуждены экономить на тканях, и это сказывается на качестве. Дизайнерская вещь, как правило, это синоним отличного пошива. И люди готовы покупать меньше, но выбирать действительно хороший товар.

Начинающим предпринимателям я могу сказать только одно: если вы боитесь начинать, лучше не идите в бизнес. Вам предстоит еще много трудностей, и ответственность очень велика. Ты еще ничего не продал, а уже кругом должен — пенсионному фонду, страховой, налоговой… Это угнетает, но если вы решили идти — идите до конца.

Председатель Курского регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Виктор Карамышев:

— Малый бизнес всегда очень остро чувствует колебания в экономике. У малых предприятий нет того запаса, «жирка», который накоплен крупными предприятиями, а потому кризисные явления его, как правило, затрагивают в первую очередь и гораздо больше.

Вместе с тем в самой природе малого бизнеса заложен механизм самовыживания. Малый бизнес гибче, он быстрее адаптируется и приспосабливается к текущим экономическим реалиям, оперативнее реагирует на вызовы. Поэтому в условиях сегодняшнего кризиса ни в коем случае нельзя опускать руки. Не надо бояться — надо делать. Тем более сейчас на уровне государства и регионов все больше и больше внимания обращают на малый бизнес. Разработаны целевые программы субсидирования, предоставления госгарантий, действуют бизнес-инкубаторы.

Начинающим предпринимателям могу пожелать лишь одно: не надо заниматься маниловщиной. Необходимо реально оценивать свои возможности. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь. То есть необходимо все взвесить, продумать и тогда уже идти вперед, не сдаваясь. Обязательно надо обращаться за помощью в областные и городские центры по развитию предпринимательства. Но главное — уверенность в собственных силах.