Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Социальное правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.
Все красивенько, все пристойненько…
К чему был весь этот ликбез? А просто вспомните новогодние события в ФРГ. Конкретно? Кельн. «Разбившись на группы по 2040 человек, мигранты окружали женщин, запуская руки под их одежду»… Такой дикости Кельн не помнит со времен средневековых усобиц, отмечали немецкие газеты.
Пару недель назад глава администрации г. Курска Николай Овчаров получил письмо от народных избранников. Депутаты просят разобраться в проблеме. К ним «продолжают поступать многочисленные обращения от граждан, общественных организаций и объединений, исповедующих ислам, с просьбой выделить отдельный земельный участок под кладбище, на котором захоронение будет проводиться по мусульманским обычаям».
Можно согласиться, что негоже мусульманину покоиться с миром на кладбищах иных конфессий. Но в Курске кладбища муниципальные. Там нет разделения на христиан, иудеев, мусульман, адептов пастафарианства и атеистов. В крайнем случае, есть частные погосты. Договоритесь с владельцами, может выделят мусульманский квартал? Забавно, что к письму приложена переписка курских мусульман с властными структурами за прошлые годы. Например, 24 мая 2011 года в письме к Николаю Овчарову от председателя Местной религиозной организация мусульман Курской области «Аль-Рахма» (Милость) Салманова Рауфа Фаталы оглы значится следующее:
1. Выделить земельный участок для строительства мечети.
2. Рассмотреть вопрос о возможности аренды одного из муниципальных помещений города Курска для отправления религиозных обрядов.
3. Разрешить на одном из муниципальных кладбищ города Курска отдельное захоронение мусульман по мусульманским обычаям.
Обратите внимание: первым пунктом идет мечеть, вопрос захоронения только третий.
Там есть еще одна заковырка. Уважаемый имам Салманов пишет: «В настоящее время около 300 человек являются постоянными участниками богослужений». Простите, это из нескольких тысяч мусульман? Нет, ну конечно, за эти годы цифра увеличилась. Не сомневаемся. Вот только никаких упоминаний о наличии на территории Курской губернии мечети времен Российской империи найти не удалось. Хотя тогда здесь (перепись 1897 года) проживало более 11 тысяч мусульман. Так что говорить о восстановлении исторической справедливости в данном случае то же не приходится.
Исключительная благодать
Поневоле вспоминается недавнее шоу на Орловщине, где бывший губернатор Александр Козлов три года назад попытался построить мечеть. Орловцы об этом узнали из сообщения на сайте правительства Чеченской республики. Скандал вышел грандиозный. Социальные сети лихорадило. Люди требовали отчета у властей. Популярности и уважения выходцу из Татарстана Козлову у местного населения это не добавило. Или последняя история в Белгороде. 12 декабря прошлого года сотрудники местного УФСБ задержали в подозрении к причастности к террористической деятельности имама Белгородской мечети, члена религиозной организации «Мир и созидание», уроженца Дагестана Файзулу Исмаилова. При обыске у имама были изъяты в его служебном кабинете два пистолета ТТ и наган, три патрона, ручная осколочная граната Ф-1, унифицированный запал для ручных гранат модернизированный УЗРГМ 2, заряд тротила массой 737,3 грамма. 8 февраля суд в очередной раз оставил имама под арестом на время следствия. Говоря о толерантности, не следует убирать из виду такой аспект: как к строительству мечети или созданию отдельного мусульманского кладбища отнесется коренное население Курской области? Сомневаетесь? Тогда, может быть, курским мусульманам стоило предложить властям провести местный референдум по столь тонкому вопросу?
Сегодня, когда Европа пережила шок от поведения мусульманских мигрантов, там пытаются изменить ситуацию. В Норвегии организованы курсы по гендерной этике для соискателей статуса беженцев. Молодых людей, воспитанных в патриархальных восточных обществах, учат правилам поведения в эмансипированной европейской среде, где женщины носят мини-юбки, в одиночку ходят в бары и на вечеринки, работают в офисах наравне с мужчинами. Поможет ли?
«Отмечать Новый год в исламских семьях не принято. Хотя многие давно живут в России, где это большой праздник, перенимать традицию не собираются. Как бы детвора, насмотревшись на русских сверстников, ни просила елку и ни ждала Деда Мороза, взрослые потакать не станут. «Для нас это обычный день, — поясняет Рауф (Салманов — прим.ред). — Если засидимся допоздна, может, и послушаем речь президента, но не более того. Своих сыновей, которым 2 и 6 лет, я начинаю учить молитвам и традициям нашего народа», — писала курская газета «Друг для Друга» в № 642 от 27 января 2007 года. А мы говорим про толерантность и светское государство?