Когда наказанием за страшное преступление становится принудительное лечение

Поставлена финальная точка в одном из самых кровавых преступлений прошлого года

В сентябре в Северном районе Орла женщина взяла из дома кухонный отбойный молоток, отправилась в ближайшую аптеку и нанесла провизору около 50 ударов импровизированным оружием. Орловский областной суд признал обвиняемую невменяемой и отправил на принудительное психиатрическое лечение.

Поставлена финальная точка в одном из самых кровавых преступлений прошлого года

Специалисты не берутся предсказать, сколько времени проведет в закрытом лечебном учреждении эта женщина. Может быть, год, может быть, всю жизнь. Определять степень ее выздоровления предстоит не суду, а медикам.

Громкие преступления нередко заканчиваются не реальным уголовным наказанием, а именно определением виновного на принудительное лечение. Однако так было не всегда.

Цепи и карцер

Душевно больны и особо опасны… Такие люди были всегда. Их называли одержимыми дьяволом, сжигали на кострах и бросали в темницы. Первые больницы для психически нездоровых появились в XV-XVI веках, однако они больше напоминали интерьер к фильмам ужасов. Розги, карцер, цепи, темные подвальные помещения. И даже если ты не сошел с ума, здесь у тебя не было ни единого шанса сохранить остатки разума.

К слову, лечить безумие пытались даже в Каменном веке. Методика была проста — трепанация черепа. Считалось, что через отверстие, проделанное в голове, изгоняется дух демона, вселившийся в сумасшедшего. Но не стоит думать, что с ходом истории судьба становилась более милосердна к безумным. Казалось бы, в цивилизованные XIX-XX века все должно быть по-другому. Но даже тогда имели место весьма сомнительные методы лечения психических отклонений. Среди них женское обрезание — удаление или травмирование женских гениталий, лоботомия — удаление лобных долей и шоковая терапия, когда через головной мозг пропускаются разряды тока. Именно из-за этих бесчеловечных методик дома для душевнобольных по-прежнему имеют негативный образ в восприятии современного человека.

В XXI веке душевнобольных лечат преимущественно медикаментозно и психотерапевтически. А биополярные расстройства — шоковой терапией под наркозом.

Лечение преступников, страдающих психическим расстройством, — это отдельный разговор. Положение о том, что душевнобольных нельзя подвергать тюремному заключению, принято ООН 30 августа 1955 года. В большинстве стран принудительное лечение считается разновидностью уголовного наказания. В том числе и в России.

Чтобы отправить человека не в колонию, а в лечебницу, проводятся многочисленные медицинские экспертизы. Правда, некоторые обвиняемые надеются обмануть следствие, выдавая преступные намерения за душевный недуг. Например, только на минувшей неделе в этом стал подозреваться мужчина, обвиняемый в причастности к громким заказным убийствам шестилетней давности. Находясь в камере СИЗО, он разломал бритвенный станок и начал себя им полосовать. Медики и сотрудники СИЗО долгое время не могли попасть внутрь, так как арестант угрожал покалечить любого, кто рискнет войти. Лишь вмешательство главы Управления Федеральной службы исполнения и наказания по региону Владимира Назарова помогло урегулировать ситуацию. На данный момент подозреваемый находится под присмотром врачей, которым предстоит выяснить мотивы такого поведения. Но уже сейчас существует версия, что таким образом арестант пытался симулировать психическую болезнь, чтобы избежать уголовной ответственности.

Месть всему миру

Орловчанке, жестоко расправившейся с провизором, ничего симулировать не потребовалось. В здравом уме учинить подобную кровавую расправу можно с трудом.

Преступление спровоцировал инцидент, который незадолго до трагедии произошел с мужем убийцы. Он был осужден за нападение на провизора, и его жена решила мстить. Однако мстить не конкретному виновнику случая с ее супругом, а любому сотруднику аптеки, который может попасться на ее пути. К несчастью, первой аптекой, куда она зашла, стала аптека № 53. Заперев дверь, женщина направилась к провизору, хитростью выманив ее из-за прилавка. Лже-покупательница попросила показать лекарства, находившиеся на витрине в торговом зале. Когда аптекарь вышла и повернулась спиной, то преступница достала молоток для отбивания мяса и ударила женщину по голове. Жертва попыталась убежать, но удары сыпались один за другим. В общей сложности погибшей было нанесено 50 ударов в область головы.

Прохожие слышали нечеловеческие крики, доносившиеся из аптеки. Они попытались прийти на помощь несчастной женщине, но не смогли открыть дверь. Проникнуть в помещение удалось лишь прибывшим по вызову сотрудникам полиции, к тому моменту женщина уже была мертва.

Суд пришел к выводу, что убийство провизора орловчанка совершила в состоянии невменяемости, — рассказали в пресс-службе Орловского областного суда. — Согласно заключению стационарной комиссионной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы орловчанка страдает хроническим психическим расстройством.

Еще одно резонансное преступление также имеет отношение к Орлу. Именно здесь была похоронена несчастная четырехлетняя малышка, обезглавленная своей няней Гюльчехрой Бобокуловой. Семья, в которой произошла эта трагедия, была родом с Орловщины, но несколько лет назад перебралась в столицу.

На допросе «няня-убийца», как окрестили ее в СМИ, говорила о том, что убить девочку и поджечь квартиру ей «приказал Аллах». Напомним, что эта история произошла 29 февраля. Отрубив голову спящей воспитаннице, Бобокулова, уроженка Узбекистана, отправилась с головой девочки к метро «Октябрьское поле», где размахивала своим «трофеем» и угрожала взорвать себя с криками «Аллах акбар».

10 марта ТАСС обнародовал информацию о том, что было принято решение перевести Бобокулову из женского СИЗО № 6 в «Печатниках» в психиатрическую больницу при СИЗО № 2 (Бутырка) под наблюдение врачей.

А незадолго до этого в СМИ появилась информация, что Бобокулова страдала шизофренией и много лет стояла на учете в психоневрологическом диспансере в Узбекистане. Однако свою болезнь женщина тщательно скрывала от работодателей в России. Сейчас Гюльчехре Бобокуловой назначена комплексная стационарная нарколого-психолого-психиатрическая экспертиза.

Мать стала жертвой

На прошлой неделе завершилось расследование еще одного дела, где преступник действовал с безрассудной жестокостью. Как рассказали в пресс-службе СУ СК РФ по Липецкой области, 47-летний мужчина поссорился со своей 68-летней матерью. Свою обиду он выместил на несчастной женщине в полной мере.

Схватив табуретку, липчанин стал бить мать по голове. А затем нанес ей девять ударов ножом в область грудной клетки и шеи. После безумец стал громить все вокруг, круша мебель, разбивая стекла и бытовую технику. В это время его мать скончалась от острой кровопотери.

В пресс-службе СУ пояснили, что в рамках расследования уголовного дела проведена психолого-психиатрическая экспертиза, которая показала, что мужчина страдает психическим расстройством здоровья, что лишает его способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Как следствие — он нуждается в принудительных мерах медицинского характера, требующих постоянного наблюдения.

Похожий случай произошел в прошлом году в Белгородской области, в селе Крутой Лог. 45-летний мужчина с детства страдал психическим расстройством. За ним присматривала престарелая мать. В тот злополучный день 86-летняя женщина пыталась дать лекарства сыну. Однако он неожиданно отказался принимать медикаменты. Мать настаивала, тогда агрессор схватил топор и опустил его на голову несчастной. Удар оказался роковым — от полученной травмы пенсионерка скончалась.

57-летний мужчина стал жертвой психически нездорового человека в Курской области. Трагедия произошла в селе Верхний Любаж Фатежского района.

38-летний местный житель апрельской ночью просто постучался в случайный дом. Дверь открыл хозяин. Незваный гость достал отвертку и с силой несколько раз пронзил ею тело мужчины в области груди и живота. Испуганная супруга в это время смогла закрыть дверь, спасая свою жизнь. Она кинулась к телефону и вызвала полицию.

57-летний пострадавший от полученных ранений вскоре скончался в больнице. Полицейским удалось задержать нападавшего. Как оказалось, ранее он был признан недееспособным по решению суда. Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что подсудимый действовал в состоянии невменяемости. Суд определил его в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением для принудительного лечения.

Я знаю многих людей, которые, узнав, что убийца признан невменяемым и не отправится в колонию, возмущенно всплескивают руками: мол, убежал от наказания. Но душевнобольные уже наказаны. Кто-то с самого рождения, кто-то по ходу жизни. Их тело может находиться в лечебнице или даже на свободе, но душа, в вечном смятении, навсегда закована в цепи безумия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2016

Заголовок в газете: Вирус безумия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру