Как развивалась анимация в России

У истоков отечественной мультипликации стояли балетмейстер и биолог

«Как же повезло современным детям: они могут смотреть любые мультики в удобное время», — завистливо вздыхает поколение 90-х. Всего каких-то 20 лет назад просмотр «Тома и Джерри» или «Ну, погоди!» превращалось в настоящий ритуал — если в семье не было видеомагнитофона, то ребятня собиралась у телевизора строго в определенное время. А наши бабушки с дедушками и вовсе узнавали о последних новинках мультипликации из кинотеатров. За сто с лишним лет существования в России анимации изменились методы съемки, герои, сюжеты, но неизменной осталась любовь к этому волшебному виду искусства. 8 апреля в нашей стране отмечается День российской анимации.

У истоков отечественной мультипликации стояли балетмейстер и биолог
Все началось с балета

Долгое время основоположником отечественной мультипликации считался биолог Владислав Старевич. Поэтому дата премьеры его работы «Прекрасная Люканида» — 8 апреля (26 марта по старому стилю) 1912 года — стала Днем рождения российской анимации. Это была кукольная драма в средневековом стиле о соперничестве двух жуков-рогачей за самку. Двигались насекомые с помощью лески, пропущенной через их лапки, а декорации Старевич сделал из пластилина. Многие зрители решили, что наблюдают чудеса дрессуры, а не мастерски поставленную картину — так реалистично биолог передал повадки жуков. Однако в 2009 году киновед Виктор Бочаров обнаружил в архиве балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева пленку, на которую еще в 1906 году был снят первый в России мультфильм. В качестве героев ленты «Пьеро-художники» выступили 12 танцовщиков. Специалисты до сих пор не могут разгадать секрет Ширяева, ведь его куклы прыгают и крутятся в воздухе.

От графики до пластилина

Годом возникновения отечественной графической мультипликации считается 1924-й. В этот период на студии «Культкино» был выпущен целый ряд анимационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования», «Советские игрушки» и другие. Процесс создания ленты упрощали новые «герои» — плоские марионетки вместо кукол. 1968 год — еще один важный этап в развитии российской мультипликации. В этом году был создан первый компьютерный мультфильм «Кошечка». Его авторами стали студенты и преподаватели МГУ. Расцветом пластилиновой анимации считаются 80-е. Вышедшие в этот период мультфильмы «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» до сих пор не теряют интереса у зрителей. А их создатель — мультипликатор Александр Татарский — по праву занял свое место среди мастеров отечественной анимации.

По следам Уолта Диснея

Важным этапом в развитии отечественной мультипликации можно назвать создание студии «Союзмульт- фильм». История ее образования такова. В 1934 году Уолт Дисней послал на Московский кинофестиваль короткометражный фильм о Микки Маусе. Советские мультипликаторы были так поражены работой американского коллеги, что в следующем году на волне этого впечатления была основана студия «Союзмультфильм», в состав которой вошли небольшие коллективы «Мосфильма», «Совкино», «Межрабпомфильма», а в 1941 году — и «Ленфильма». К 1952 году были освоены все методы классической мультипликации, создан аналог диснеевской многоплановой камеры. На сегодняшний день на студии «Союзмультфильм» снято более полутора тысяч мультфильмов.

Из слесарей — в художники

Свой вклад в развитие отечественной анимации внес житель Черноземья — курянин Борис Дежкин. Благодаря этому режиссеру-мультипликатору на свет появились такие шедевры, как «Шайбу! Шайбу!», «Муха-цокотуха», «Чиполлино», «Матч-реванш». Хотя изначально слесарь-инструментальщик Дежкин и не помышлял о творческой карьере. Когда семья Бориса Петровича переехала из Курска в Москву, он устроился работать на подшипниковый завод. А в свободное время рисовал. Однажды сатирические карикатуры будущего режиссера поместили в заводскую стенгазету, после чего директор предприятия посоветовал ему «учиться на художника». Сначала Дежкин посещал курсы карикатуристов при журнале «Крокодил», а в 1936 году пришел на студию «Союзмультфильм», где впоследствии проработал более 50 лет как сценарист, режиссер и художник. Отличительной чертой его мультфильмов стала танцующая походка персонажей — это своеобразный авторский штрих, по которому можно сразу узнать творения курянина. Несмотря на свой индивидуальный стиль, тонкостям профессии Борис Петрович учился по анимационным фильмам Уолта Диснея.

Примечательно, что большую часть своих мультфильмов Дежкин создал, будучи инвалидом по зрению — во время Великой Отечественной войны он потерял глаз. Умер Борис Дежкин в 1992 году в Москве.

Путин в деле

Определенную известность в мире анимации приобрел еще один житель Черноземья — белгородец Алексей Юревич. Он создал ставший популярным в сети мультсериал «Ниндзя в деле». Поклонник фильмов с участием Джеки Чана, Юревич решил попробовать сделать что-то подобное и в анимации. На создание первой части «Ниндзя в деле» у него ушло 9 лет. В 2012 году мультфильм разместил на своем сайте Дмитрий Пучков, известный как Гоблин — автор пародийных переводов голливудских фильмов. После чего ролик разошелся по сети. Большая популярность мультфильма натолкнула его автора на мысль о создании продолжения. Особым интересом у зрителей теперь пользуется третья часть сериала, в сюжет которого белгородец ввел известных персонажей: Владимира Путина и Дмитрия Медведева, Александра Кержакова и Алексея Навального, Леонида Володарского и Николая Валуева. «Ниндзя в деле 3: Другие люди» на «YouTube» посмотрел почти миллион пользователей. Чтобы вывести мультфильм на новый уровень, Юревич решил воспользоваться поддержкой многочисленных поклонников его творчества. С помощью краудфандинговой платформы «Boomstarter.ru» он собрал более 200 тысяч рублей.

За японцами не угнаться

Сегодня крупнейшими отечественными анимационными студиями являются «Пилот», «Мельница», «Мастер-фильм». Несмотря на то что в России ежегодно выпускаются мультфильмы, имеющие высокие кассовые сборы (из последних успешных работ — серия о трех богатырях, Иване Царевиче и Сером Волке), наши мультипликаторы пока не могут составить конкуренцию зарубежным коллегам. Если у нас в стране в год снимается около 20-30 часов анимационных фильмов, то во Франции — 350, в Китае — тысячи часов, в Японии и США — десятки тысяч. И это при том, что в пору расцвета «Союзмультфильма» он ежегодно выпускал по 300-400 экранных часов.

Каждому региону — по минуте


В августе 2006 года продюсерская компания «Аэроплан» и анимационная студия «Пилот» запустили совместный некоммерческий проект «Мульти-Россия». Он задумывался как видеоэнциклопедия самой большой страны мира, состоящая из более чем 100 мультфильмов продолжительностью в 1 минуту. Но в итоге в цикл вошли 48 роликов, каждый из которых посвящен уникальным особенностям определенного российского региона. Объединяет их ведущий — пластилиновый Медведь-краевед. Среди регионов Черноземья косолапый отметил только Курскую область. За минуту он успевает рассказать о Серафиме Саровском, крестном ходе, Курской битве, магнитной аномалии и знаменитом певце здешних мест — соловье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2016

Заголовок в газете: Анимация в России: от жуков-рогачей до 3D-богатырей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру