Как Курск отметил День ВДВ

2 августа в России отмечался профессиональный праздник, который с радостным волнением ждут все до одного россияне

Можно забыть о Дне медработника, о чествовании бухгалтеров или электриков, даже дату празднования Дня сотрудников органов внутренних дел помнят далеко не все жители нашей Родины. Однако ко Дню ВДВ это не относится. Полицейские и медики переходят на усиленный режим службы, с улиц исчезают российские, но не русские граждане и приезжие, а уже с обеда начинаются массовые заплывы в фонтанах, сопровождаемые криками: «За ВДВ!», «За Маргелова!»

2 августа в России отмечался профессиональный праздник, который с радостным волнением ждут все до одного россияне

В последние несколько лет День ВДВ стал проходить не в пример спокойнее, чем прежде. Да и меры предосторожности, предпринимаемые в городах, — скорее дань традиции, нежели реальное ожидание стихийного бедствия. В чем причина? Как пояснил, улыбаясь, один из десантников: «Времена изменились. В 90-е, оно что? Народ только-только вернулся из Афгана, еще была Чеченская кампания в разгаре. Злости у десантников на нерусских было много. Вот и спускали пар на День ВДВ. А сейчас? И страсти поутихли, и здоровье не то. А у молодых и вовсе такого количества обид нет».

— Армия стала другой, — отвечает на тот же вопрос десантник Александр Сибилев. — Возвращается понятие офицерской и солдатской чести, стараются не опозорить честь мундира. Вон, даже в фонтанах купающихся десантников сегодня редко увидишь. Хотя день ВДВ и отмечают все до одного.

На водоемах становится тише...

По традиции в Курске на один летний день выключили фонтаны. Сегодня, по большей части, они оснащены подсветкой. На каждом табличка с предупреждением о том, что заплыв может закончиться ударом тока. Как показал прошедший за несколько дней до Дня ВДВ День ВМФ, читать желающим освежиться экс-военнослужащим некогда. К радости детворы, разгуливающей у цирка, редкие морячки все же совершали заплывы под бьющими в небо струями.

Подобного оставалось ждать и на день ВДВ, причем в куда большем масштабе. Поэтому еще до начала основных торжеств большую часть фонтанов в городе отключили. Исключением стал лишь «водобой» на Московской площади у ТЦ «Европа». При этом на огромном экране, транслирующем обычно рекламу, то и дело появлялись поздравления с Днем десантника и умильные обращения к празднующим: «Мы не выключаем фонтаны, а вы в них не купаетесь». Вежливость служивые оценили и пошли на уступки. Массовые фонтанные заплывы курянам увидеть так и не довелось.

Большинство десантников выбралось к реке. Многие воспользовались жаркой погодой для того, чтобы закрыть официальный купальный сезон. Хотя отмашка ему официально и будет дана лишь к осени, для многих верующих, а среди десантников их немало, Ильин день — 2 августа — последний для купания. Помните, народную мудрость «До Ильи мужик купается, а с Ильей с рекой прощается», «Пророк Илья в воду пописал, купаться нельзя»? Как выяснил «МК Черноземье», курян, свято соблюдающих запрет, не так мало. Причем и среди обладателей «голубых беретов». Как бы там ни было, единственным пострадавшим в этот день на реке курянином стал отнюдь не ВДВшник, а обычный гражданин, житель Обоянского района, решивший освежиться в не предназначенном для купания месте.

Тишь да гладь, рыночная благодать

В этот раз День ВДВ пришелся на вторник. Сыграло ли это свою роль, или то, что в Курской области значительная часть рыночных торговцев в последние годы — россияне, но большего, чем в другие недели запустения в торговых рядах мы не увидели. Никто не спешил даже на Центральном рынке побыстрее свернуть торговлю, не закрывал палатки в преддверии исхода десантников из близ расположенного «афганского сквера». При этом в том же Липецке, если верить сообщениям информпорталов, торговцам — выходцам из Кавказских республик было официально рекомендовано устроить выходной или закончить с торговлей до десяти-одиннадцати часов утра. В Курске добрая половина десантников воспользовалась именно рынком для покупки арбузов и цветов на возложение. Согласно сводкам, эксцессов не было.

Не пришлось устраивать внеплановый выходной и владельцам общепита. Кафе, принадлежащие нерусским россиянам, работали в привычном режиме. До двадцати трех часов. «До одиннадцати вечера?! — возмущается жительница частного сектора Елена. — Ну, можно и так сказать. До одиннадцати. Потом час перерыва, чтобы люди попытались успеть уснуть и с новыми силами — за танцы. Вот опять ночью, около двух часов, вызывали полицию на громкую музыку. Все-таки приятно жить в толерантной стране, где и День ВДВ — не повод дать местным жителям расслабиться и отдохнуть. Уж поневоле вспомнишь, как в свое время десантники обеспечивали ночную тишину в городе. Если кто и пополнял сводки — только они сами», — усмехается женщина.

«Если дочь? Пойдет служить!»

В ожидании торжественного шествия десантников по улице Дзержинского от одноименного парка до сквера воинам-интернационалистам (в народе — Афганского сквера) стою у бывшего кинотеатра имени Щепкина. Мои собеседники — отец и сын-десантники, оба подтянутые, спортивные. Все жалеют, что нет с ними еще одного члена семьи, прошедшего Афган в десантных войсках, — с работы не отпустили.

Николай и Александр Сибилевы
Николай Сибилев, вспоминая о собственной службе в 1986-ом, признается, что именно тогда не только впервые оценил возможности и ресурсы человеческого организма, но и понял, что такое «второе дыхание». Пройти ему пришлось школу десантно-штурмовой бригады. Вспоминает: во время марш-бросков с полной выкладкой, бывало, бежишь из последних сил, а потом раз и откуда-то появляются новые силы. Или один оступился, подвернул ногу, сразу команда «раненый». Подхватываешь его с кем-то из ребят, бежишь дальше, а вроде как и не тяжелее, чем до этого было. Пришло то самое «второе дыхание», о котором до этого разве что читал. Несмотря на то, что служить ему пришлось не в лучшие для армии времена, Николай Сибилев и не думал о том, чтобы «отмазывать» от армии сына. Напротив, был уверен, что и тот пойдет по его стопам — в десант.

— А если бы не взяли в десант? А определили бы в химбригаду или в танковые войска, к примеру? Тогда что? Восприняли бы как обиду, или?..

— Как это не взяли, а куда бы делись? — смеется Николай, а потом уже серьезнее добавляет: узнав, что сын пойдет по стопам отца и дяди-десантников, радовался сильнее, чем когда самого приняли в войсковую элиту. «Снова как будто вернулся в молодость, вспоминал свою юность. Даже нарезал несколько дисков с песнями про десант, чтобы слушать в машине».

Несмотря на то что ВДВ «сейчас» и «тогда» достаточно сильно отличаются друг от друга, по мнению Николая Сибилева, десантура — все равно отличная школа жизни.

— По небу скучаете?

— Да, но после армии так ни разу и не прыгнул с парашютом. Сперва были 90-е, нужно было работать, семью кормить. Потом — все как-то не получалось. Пару раз узнавал — даже если ты в прошлом десантник, перед прыжком обязателен трехдневный инструктаж. Столько времени освободить у меня не получалось. Сейчас вроде все сократили до трех часов, если повезет, сегодня пройду инструктаж — может, и исполню давнюю мечту.

Сын Николая — Александр — признается, что вопрос служить или не служить для него не стоял. Более того, уверен, что и его будущие дети пойдут по стопам отца. Если, конечно, до тех пор армия не перейдет полностью на контрактную основу. «Сейчас вообще многое меняется к лучшему. И речь не только об оснащенности нашей армии, но и самом отношении к ней, воинской службе, — говорит Александр. — Сегодня все больше девушек могут стать военными. Даже в десантуру дорога им теперь открыта. Понятно, что нормативы для них немного другие, что у них отдельные казармы... Не могу сказать, что раньше было меньше желающих служить среди девушек, но вот возможности для создания специальных женских батальонов точно не было.

— То есть если родится дочь — это не проблема, она тоже сможет продолжить семейную династию.

— Так далеко загадывать рано, но в целом — да. Я надеюсь, что смогу привить своим детям и патриотизм, и желание защищать Родину.

...И здоровый образ жизни, хочется добавить. Подаренные к возвращению сына из армии Николаем Сибилевым стопки с символикой ВДВ так и пылятся без дела. Вредных привычек у членов этого семейства нет. По утрам — зарядка, в свободное время — спорт. Да и работа предполагает физическую активность. Может, потому они и смотрятся рядом как два брата, а не как отец и сын.

… Тем временем улицу перекрывают. По ней отправляется пешая колонна, возглавляемая БТР: праздник десанта можно считать открытым.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2016

Заголовок в газете: Мы не выключаем фонтаны, вы в них не купаетесь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру