Убийство Хохлова: выстрелы в центре Курска
14 февраля 2004 года бывший чиновник областного правительства Борис Хохлов, его председатель, если точнее, подъехал на своем «Мерседесе-Гелендваген» к своему особняку в центре Курска на улице Кирова, где располагались как его офис, так и место жительства. В машине кроме него и охранника находились две девушки — день святого Валентина как-никак, и предприниматель Игорь Булгаков (в определенных кругах — просто Булгак). Хохлов с одной из дам вышел из машины и подошел к двери подъезда.
В это время с левой стороны, от калитки в заборе выдвинулись два киллера в масках. Раздались выстрелы. Один из пистолетов заклинило после второго выстрела. Всего их было восемь. Пять попали в Хохлова. Одна пуля вошла в голову, что гарантировало летальный исход.
Так был убит Борис Хохлов, фактический хозяин Курской области второй половины 90-х. Ровно через семь лет после того, как почти при таких же обстоятельствах, но в Москве, был убит Владимир Хохлов, давший когда-то старт восхождению своего однофамильца на олимп курской политики. Затем почти сбросивший свою креатуру с этого олимпа. и не знал бы сегодня никто Бориса Петровича Хохлова. Не просчитал тогда В. Хохлов одного — что его протеже Б. Хохлов никакой уже не протеже, а самостоятельная, жесткая и жестокая акула. И просто так с завоеванным расставаться не будет. О результате ошибки — ниже.
Заказные убийства в городе случались и раньше, но по отношению к фигуре такого калибра смертный приговор кем-то был вынесен и приведен в исполнение впервые.
У следствия тогда появился очень широкий спектр версий, с учетом того, кем был в местной, и не только в местной, жизни Борис Хохлов, погибший в 43 года владелец бизнес-империи. Курская водка, курский спирт, ресторанный и игорный бизнес, нефтепродукты. Рисковый бизнес держался на связях как в криминальном мире, так и в правоохранительной системе. Он же стал и причиной смерти. В последнее время господина Хохлова постоянно сопровождал охранник, однако в окружении бизнесмена никто не думал о реальной возможности покушения на него. В областном УБОПе считали, что убийство было связано с бизнесом господина Хохлова. Причем заказчиками, скорее всего, выступили иногородние партнеры. Однако бывший начальник Бориса Хохлова экс-губернатор Курской области Александр Руцкой был не согласен с такой версией. «Я знал Бориса Петровича как честнейшего и порядочнейшего человека,— заявил Александр Руцкой вскоре после убийства корреспонденту Ъ.— Все, в чем его обвиняли, полная чушь. Местная милиция и прокуратура сознательно изобретали несуществующие уголовные дела и против Хохлова, и против Руцкого».
Восхождение
Официальные строчки биографии гласят: Борис Хохлов родился в 1960 году в поселке Вторые Поныри Курской области. Окончил Курский политехнический институт. До 1990 года работал в местном трамвайно-троллейбусном управлении. В 1991 году зарегистрировал ИЧП «Заря», которое возглавлял до 1996 года. В 1996-1999 годах — заместитель гендиректора Курской АЭС по коммерческой деятельности. С 1999 года — первый заместитель, а затем председатель правительства Курской области. Борис Хохлов считался одним из самых состоятельных и влиятельных людей Курской области. Ему и членам его семьи принадлежали контрольные пакеты акций ликероводочного завода «Курский», завода по производству пластиковых труб «Формпласт», ресторана-казино «Колизей», ресторана «Радуга» и еще ряда местных предприятий. Неофициальная история выглядит несколько иначе.
Мне ее рассказал человек, который в те годы работал в силовых структурах. Старшей сестрой Хохлова являлась Фаина Петрововна Тарубарова, долгие году курировавшая торговлю в Курской области. Причем она всегда была на хорошем счету руководства, невзирая на то, кто управлял регионом, что при коммунистах, что при демократах.
То есть у предприимчивого коммерсанта уже изначально были связи во властных коридорах. Но как и многих предпринимателей в 90-е годы, судьба свела его с представителями криминала. Одним из них был некий Анатолий Петров. Как утверждал журналист Эрик Котляр в газете «Московская Правда»: «Анатолий Сергеевич Петров, как рассказывают некоторые знающие его люди, с гордостью называл себя близким человеком к известному бандитскому лидеру Сергею Ивановичу Тимофееву (Сильвестру), праотцу самых отчаянных преступных группировок в России. Так ли оно на самом деле, сказать сложно, но то, что оба родом из Боровичей — точно, и по всей вероятности, они могли быть знакомы».
По словам моего собеседника, эта информация соответствует действительности. По данным оперативного учета через Петрова и Сильвестра у Бориса Хохлова был выход на преступные группировки ореховских и гольяновских. Тогда курским милиционерам удалось удержать ситуацию под контролем, в результате, по словам моего собеседника, криминальных разборок вооруженных банд удалось избежать, и сегодня во многом благодаря этому на территории региона спокойно работают как госкорпорации, так и коммерсанты. Но то, что не стреляли в Курске, не значит, не стреляли в Москве.
Убийство Хохлова: выстрелы в центре Москвы
11 декабря 1997 года около восьми утра в Москве в собственной квартире был убит советник министра атомной энергетики Владимир Николаевич Хохлов. Тот самый однофамилец курского «премьера в законе». Подчеркну, он просто однофамилец, хотя был знаком с нашим героем очень близко.
«В то утро за сыном советника приехал шофер, чтобы отвезти ребенка в школу. Мальчика собрали, и когда шофер с младшим Хохловым выходили из квартиры, их внезапно с наружной стороны двери втолкнули внутрь два вооруженных человека. Один крупный, с резкими чертами лица, держал пистолет, снаряженный глушителем. Водителя Монахова налетчики заставили лечь на пол и проползти в большую комнату, где находились на момент незваного визита мать Хохлова и его жена. Всех, кто был в квартире, связали проводами, отрезанными от игрушек сына Хохлова. Сам Владимир Николаевич в это время находился дома. По причине болезни он был босиком и не одет, попытался возмутиться. Свое возмущение адресовал человеку фактурной внешности. На что тот процедил загадочную фразу: «Догадываешься, откуда ветер дует?» Ее слышали все, кто был в комнате, но потребовалось несколько лет, чтобы она послужила ключом к разгадке случившегося в то утро в доме на Шмитовском проезде, где жил со своей семьей советник министра. Из морозильной камеры в холодильнике исчезла упаковка казенных денег, общей суммой в сто тысяч долларов, полученных Хохловым накануне для передачи в кассу министерства и принесенных им на свою беду домой», — писала «Московская правда».
Тут надо вернуться в середину 90-х. Как-то на отдыхе в Сочи, к Владимиру Хохлову, который тогда работал заместителем директора по коммерческим вопросам Курской АЭС, прибыл курский криминальный авторитет. Он предложил внедрить в коммерческую деятельность станции нескольких предпринимателей, которые придадут финансовым потокам ускорение и дополнительную «доходность», что может принести пользу договаривающимся сторонам. Владимир Хохлов обратился к Хохлову Борису. В общем, разруливать ситуацию отправились «спортсмены» Петрова. Их установили и вышли на Дмитрия Скоробогатова, которого потом родственники опознали как одного из убийц советника министра. А в уголовном деле появилось фото, на котором Петров, Скоробогатов и Борис Хохлов что-то обсуждают, то есть факт знакомства был. Но все это было позже.
Вначале Владимира Хохлова перевели в Москву, но он перед тем рекомендовал на свое место однофамильца. Через некоторое время забрали на руководящую должность в столицу директора станции Владимира Ивановича Гусарова. Вместо него пост директора получил не Борис Петрович Хохлов, которому этого очень хотелось, а рядовой инженер по фамилии Слепоконь, профессиональный энергетик и хороший практик.
«Борис Петрович открыл доступ Петрову и его приближенным к документам, и все финансовые сделки и взаимозачеты теперь контролировались не руководством станции, а за ее пределами малопонятными людьми. Все это не могло остаться незамеченным в Москве. И когда у Слепоконя спросили, что происходит на станции, он взмолился: «Уберите Бориса Хохлова, иначе энергоузел целиком отойдет в распоряжение криминальных кругов!» От Бориса Петровича потребовали написать заявление об уходе. Бывший директор Гусаров, двадцать лет проработавший на энергоузле, знающий здесь каждый винтик, со скандалом отобрал у Хохлова заявление, и вопрос его отставки стал делом дней», — писала «Московская Правда». Криминал выяснил, что одним из серьезных препятствий к возвращению Бориса Хохлова на АЭС, стала позиция советника министра Владимира Хохлова. Они даже встречались. Был скандал. Но советник на уступки не пошел, и к нему пришли киллеры. Связь опера между событиями не доказали, так что все вышенаписанное — не более чем совпадение. А Бориса Петровича губернатор Руцкой взял в обладминистрацию. Вначале замом, а после председателем правительства.
А уже в 2000 году на заседании Курской областной Думы известный курский бизнесмен, глава корпорации ГРИНН Николай Грешилов напрямую обвинил Бориса Хохлова в связях с организованными преступными группировками и непосредственном участии в расправах над должниками и конкурентами. Официально обвинения господина Грешилова не подтверждались, однако и иска со стороны Бориса Хохлова о защите чести и достоинства не последовало.
Уголовное дело
Но в апреле 2001 года Бориса Хохлова внезапно арестовали. Брали его курские опера как раз возле деревни Боровичи Новгородской области, где он был в гостях у Сильвестра. К тому времени экс-председатель правительства числился в федеральном розыске. Но убийство однофамильца было не при чем. Ему инкриминировали хищение акций ГАК «Русская водка», в результате чего он стал владельцем Курского ликеро-водочного завода, и хищение денежных средств Курской АЭС. По оперативной информации, Хохлов собирался бежать за рубеж. Вот и пришлось задерживать экс-чиновника на проселочной дороге.
Из приговора Ленинского районного суда г. Курска от 06.06.2002 г. по уголовному делу по обвинению Б.П. Хохлова в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 160 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ следует, что, согласно постановлениям губернатора Курской области от 16.04.1999 г. № 227 и от 16.07.1999 г. № 438, Хохлов назначен на должность первого заместителя председателя правительства Курской области, а затем председателем правительства Курской области, первым заместителем губернатора. Являясь первым «заместителем председателя правительства Курской области, должностным лицом субъекта РФ, акционером ЗАО ЛВЗ «Курский» и уже имея в собственности 93383 обыкновенные именные акции, что составляет 19,5 процентов уставного капитала, Хохлов решил использовать свой авторитет и полномочия представителя органа государственной исполнительной власти субъекта РФ для приобретения своими близкими родственниками продаваемого ОАО ГАК «Русская водка» пакета акций ЗАО ЛВЗ «Курский», составляющего 35,9 процентов уставного капитала. Кроме показаний свидетелей, вина Хохлова Б.П. в превышении должностных полномочий подтверждена материалами дела. Статья 10 Закона РФ «Об основах государственной службы РФ» предусматривает обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан. Действия Хохлова Б.П. повлекли существенное нарушение прав и законных интересов акционеров ЗАО ЛВЗ «Курский». Вмешательство подсудимого в принятие решения ликвидационной комиссией ОАО ГАК «Русская водка», что выходило за пределы его полномочий, повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета органов государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
Был еще яркий эпизод в деятельности Хохлова. Куряне хорошо знают, где находился «Гастроном № 1» г. Курска. В конце 90-х там началась реконструкция. Это был первый в Курске современный гипермаркет, где на открытии красную ленточку разрезал тогдашний генерал-губернатор. Оборудование для него приобреталось на деньги бюджета Курской области. Его поставляла фирма «Солнечный луч», учредителями которой являлись родственники Хохлова. Яркие фуры, растаможка, все как положено. Только вместо оборудования поставили хлам. А «предприниматели» обули бюджет почти на 1,5 млн долларов, плюс оборудование внесли в уставной капитал, и у Хохлова оказалось 99% доли в предприятии. Но эта история до суда не дошла.
Бывшему первому заму губернатора влепили 4 года из которых, к тому времени год он уже провел в СИЗО. Отбывал назначенное судом наказание Борис Петрович Хохлов в системе УИН Минюста РФ по Орловской области, где за примерное поведение был переведен на содержание в колонию-поселение и, в конце концов, условно-досрочно освобожден. А потом пришли киллеры… Заказчиков не нашли до сих пор, впрочем, как и исполнителей. Вообще, в Курске времен Руцкого часто и много чего терялось бесследно, чтобы не найтись никогда. Банки и заводы, предприятия и земли сельхозназначения. И даже целые колонны комбайнов. И без отдыхающего в тюрьме крестного отца, в Курске к тому моменту сформировалась дружная семья, состоявшая из финансовых махинаторов, высокопоставленных чинов милиции и авторитетных бандитов, не дававших заскучать публике. То Акоп Юзбашев кого-нибудь «успокоит», То Муса Идигов к главе района с автоматчиками приедет, то Леха Адидас дебош в кафе устроит. Но об их «представлениях» — в следующем номере