Курянин сделал уникальные снимки Олега Попова

В распоряжении "МК Черноземье" оказалась эксклюзивная пленка

В конце 1970-х увидеть собственными глазами главного клоуна Союза смогли и куряне. На выступление Олега Попова было не купить билеты. А несценические фотографии с местных гастролей затем и вовсе оспаривали сразу несколько городов Советского Союза.

В распоряжении "МК Черноземье" оказалась эксклюзивная пленка
Михаил Гапонов запечатлел местную ребятню с Олегом Поповым

Артиста принято провожать в последний путь аплодисментами. Клоунов — смехом или улыбкой в знак признательности за их труд. Но смеяться в эти дни мало кому хочется. Из жизни ушел не обычный клоун, а Олег Попов, нашедший общий язык не только с солнечным зайчиком в своей самой известной репризе, но как-будто с каждым, кто был когда-то ребенком. С нами всеми.

Не было бы встречи, да несчастье помогло

… Конец 1970-х. Курские гастроли. Сегодня уже сложно вспомнить, что именно пошло не так. Но в памяти сохранился небольшой инцидент. Труппа приехала, а выступление — едва ли не под угрозой срыва. Часть инвентаря самого Попова то ли повредили, то ли просто не довезли. Понятно, что билеты раскуплены заранее. Понятно, что не выйти на арену Олег Константинович просто не может: взрослые и дети ждут в первую очередь его. Кто еще в программе — курян мало интересует. За помощью было решено обратиться на один из заводов. Рабочий процесс отлажен, есть нормы выработки, ясно, что шабашить никто не даст, но помочь самому Попову, быть причастным к выступлению легенды… Вопрос, снять мастеров или нет с основной работы, не стоял. И конечно же, несмотря на то что мобильных тогда и в помине не было — слух моментально облетел ближайшие к заводу улочки. «Попов едет! Его можно будет увидеть не только на арене, не только в цирке, куда придут все, но и вот так, запросто! По-взаправдашнему!» Угадайте, где вскоре оказалась местная детвора? Правильно, у проходной.

… Сегодня «Станкостроительный завод» остался лишь в памяти старожилов, да еще в качестве названия одной из трамвайных остановок Курска. Здание в центре города, стоявшее долгое время пустым, раскупили на кафе и рестораны, часть цехов превратилась в магазины. Тогда, в 1970-е, бывший танкостроительный и будущий станкостроительный был действующим заводом «Сельмашзапчасть». Здесь трудились сотни рабочих, а жители ближайших улиц просыпались «по гудку»…

Курянину Михаилу Гапонову на тот момент было около двадцати. Как и многие советские мальчишки, фотографией он увлекался с детства. Вот только ко времени поступления в мединститут он уже успел не просто «набить руку». Дома жили несколько фотоаппаратов, была оборудована маленькая лаборатория для проявки и печати снимков, а хобби стало едва ли не основной профессией, позволявшей неплохо зарабатывать и во многом — содержать семью. Михаил Иванович вспоминает:

— Я только-только вернулся из стройотряда. В последние дни мы с ребятами решили сделать одинаковые стрижки. Под Котовского. И вот я в рваных «техасах», грязной майке и с потрясающей стрижкой вожусь во дворе. Весь в строительных работах, вид непрезентабельный, и тут вбегает сосед с Нижней Луговой — Володька Аникеев. Его мама как раз работала на «Сельмашзапчасти», и, естественно, он одним из первых узнал о приезде Попова. Влетел с одной просьбой: «Дай фотоаппарат». Понятно, что сделать фото артиста хотелось не только Володьке, поэтому я схватил первый попавшийся заряженный фотоаппарат и как был, мягко говоря, в непрезентабельном виде, побежал к проходной. Мне показали «Вон, идет». Олег Попов только-только выходил с завода. Я знал, что первые несколько фото не получатся, его сильно загораживали. Затем — пробился ближе и начал отщелкивать. Не обратить на меня внимание было сложно. Сейчас понимаю, что выглядел я в своем «чистом» костюме и с говорящей стрижкой в лучшем случае как недавно откинувшийся сиделец…

К таким «папарацци» один из главных клоунов Страны Советов не привык. Окинув усталым взором местного фотографа, он со скепсисом в голосе осведомился: «Хоть что-нибудь получится?»

— Получится, получится, — заверил я, даже не донастраивая свой «Киев 4А», — вспоминает Михаил Гапонов.

Фото курянина, где дети дарят цветы любимому артисту, всплыли спустя пять лет в Харькове
После этого курянин сделал портретный снимок, сфотографировал момент одаривания артиста цветами, сделал несколько кадров в момент общения Олега Попова с детьми… Оставалось оценить результат.

«Прости, мастер, что обидел»

Сегодня тот самый фотоаппарат, равно как и его собратья, с которыми в молодые годы работал Михаил Гапонов, утерян. Переезжать с места на место с таким «багажом» было неудобно, а военная служба заставила помотаться по стране… Все старые фотоаппараты были отправлены в комиссионку и наверняка сменили не одного владельца. Попадали ли в их кадр в будущем столь же великие артисты — остается только догадываться. Но тогда, в 70-х, ни «Киев 4А», ни широкофокусный объекив «Юпитер-12», при помощи которых были сделаны фото Олега Попова, не подвели мастера.

— Я распечатал целый пакет фото. Что-то около 40 снимков в основном формата 18х24. Примерно через неделю-две после того, как снимки были сделаны, купил билет в цирк и отправился на представление, — вспоминает Михаил Гапонов. — В антракт спустился к арене и попросил разрешения увидеть Олега Попова. Сперва, понятно, пускать не хотели. Артиста берегли от чересчур настойчивых обожателей. Я объяснил, что у меня для него подарок — фото, которые обещал сделать. Показал. Через несколько минут состоялась моя вторая встреча с клоуном…

На выступление куряне приходили со стопками открыток с портретом Олега Попова. Их приносили с собой, покупали в цирке и дружно просили подписать на память. Увидев очередной пухлый конверт, артист тяжело вздохнул: «Это тоже подписывать все?!» «Нет, это вам, на память. Может, у себя оставите. Может, подарите кому-то».

Солнечный клоун чуть внимательнее посмотрел на курянина, принимая подарок, силясь что-то вспомнить:

— Мы же с вами встречались прежде?

— Да, на заводе. Вы еще интересовались, получится ли…

Олег Попов улыбнулся. Открыл конверт. Молча пролистал снимки…

— Прости, что обидел, мастер. Не ожидал такого... качества.

Курские фото стали достоянием Харькова

Спустя примерно пять лет Михаил Гапонов приехал к родным в Харьков. За столом речь зашла, в том числе, и о фотографии. Не вспомнить о том, как снимал САМОГО ПОПОВА, Михаил Иванович не мог. Родные восприняли все это скептически: «Да ладно, привирать. Вот у нас на заводе есть мастер, — он реально делал фото Попова. Он — местная знаменитость. Сам Попов называл эти снимки одними из лучших». И в качестве доказательства курянину ткнули в лицо фото. Сделанное им. С курскими ребятами. У проходной курского завода. Вот только табличка с названием предприятия была срезана…

Это сегодня защита авторских прав, продажа снимков — дело обычное. На дворе было другое время. Подобные споры решались с глазу на глаз. Михаил Гапонов попросил познакомить его с тем самым фотографом. Харьковская звезда выходил с завода с гордо поднятой головой. С курским юношей мастер общался, что называется, «через губу»:

— Ну снимал, и чо?

— Если это ваши снимки, где негативы?

— Есть негативы, тебе то что?

— Покажите…

— Кому?! — с презрением. — Тебе что ли?

Поспорили на ящик водки. Коллеги украинца еще смеялись: «А деньги-то у тебя будут расплатиться?» Продемонстрировав, что с этим проблем не будет, Михаил сорвался в Курск. Пленка была найдена и торжественно доставлена в Харьков. Падение с пьедестала закончилось для местного мастера после ее прилюдной демонстрации. Всех снимков. С полной табличкой курского завода. С несрезанными кадрами. Говорят, били. Местные. Мало ли что говорят…

В скольких еще городах Союза гуляли «мастера», сделавшие те самые фото, трудно отследить. Интернета тогда не было. Олег Попов и его фото — популярны… Распечатанных снимков с этой пленки не сохранилось, но, в отличие от фотоаппаратов, которые Михаил Гапонов сдал в комиссионку, пленки живы и сегодня. Прикоснуться к истории смог и «МК Черноземье». Заветная пленка с молодым Олегом Поповым побывала в редакции…

…Разве могут уйти навсегда клоуны? Помнят же великих мастеров этого самого сложного циркового жанра, ушедших из жизни еще в XIX веке. Будут помнить и Олега Попова, который смотрит на нас с оцифрованных записей старых концертов. С переведенных в электронную версию старых фотоснимков. Укротить солнечного зайчика? Укротить светопись, гелиограф, фотографию?.. В эти дни Курск будет аплодировать и грустить. Мы не сможем улыбаться, Олег Константинович, простите, этому вы нас не успели научить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2016

Заголовок в газете: Укротить солнечного зайчика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру