Орловским евреям вернули отобранное в далеком 1923-м…

Синагога обрела настоящих хозяев

В прошлом номере мы пообещали рассказать об истории орловской синагоги, которая обрела, наконец, своих настоящих хозяев. Выполняем свое обещание, благо, прошлое весьма поучительно.

Синагога обрела настоящих хозяев
Так выглядит здание костела сегодня... (russia.travel)

Евреи и Орел

Первые еврейские общины на Руси появились еще в Х веке — в Киеве. Однако в Орле община появилась гораздо позже — в середине XIX века. «Начало ее возникновения относится к тому времени, когда небольшое число отставных «николаевских солдат» водворилось на постоянное жительство в Орле, причислившись к местному мещанскому сословию». Постепенно эта небольшая группа аборигенов продолжала увеличиваться прибывшими из «черты оседлости» ремесленниками и купцами, а затем — и лицами так называемых либеральных профессий».

Сразу поясню. «Николаевскими солдатами» называли призванных на военную службу детей евреев — Указом императора Николая I от 26 августа 1827 года для евреев была введена так называемая натуральная воинская повинность, к призыву принимались дети с 12 лет. Квота призыва для еврейских общин составляла 10 рекрутов с 1 тысячи мужчин ежегодно (к слову, для христиан — 7 с одной тысячи и через год). Срок военной службы — 25 лет. Отслужившие полный срок евреи-солдаты, которых и называли «николаевскими», и их потомки получали право жить на всей территории Российской империи.

Что касается «черты оседлости», то так с 1791 по 1917 год называлась граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство иудеям и цыганам. Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения) и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.

Оказавшись в Орле, евреи стали налаживать не только свой личный быт, но и общественный, и им это вполне удалось. «Не доставало одного — собственного благоустроенного Храма Божия».

Место для постройки синагоги искали вдумчиво и долго — ключевое слово: вдумчиво. Подходящее место нашлось в 1905 году, и его удалось приобрести — на 2-й Никитской улице — ныне ул. Советской, 16. Здание построили быстро — меньше чем за два года. Исключительно на, как бы сегодня сказали, народные деньги.

...а так выглядел костел в начале ХХ века

Храм — это не укладка камня. Это единенье душ

Торжественная закладка здания Еврейского Молитвенного дома состоялась 14 июня 1909 года. Председатель Хозяйственного правления по постройке Еврейского Молитвенного дома в Орле Я.Е. Дунаевский произнес речь, сказав, в частности: «Чтобы Дом сей был прочен и изящен, примут надлежащие меры лица, взявшиеся его строить; но чтобы эта прочность сохранялась на все времена его существования, необходимо, чтобы мы, орловская община одновременно с созиданием сего Молитвенного дома созидали бы и свой внутренний моральный мир». Ему вторил общественный раввин Я.Б. Кальценельсон: «Мы готовимся воздвигнуть здание из кирпича, камня и железа. Будет создан, так сказать, внешний, материальный «сосуд», — и необходимо понять, что сила его будет заключаться в содержимом, в его внутренней, одухотворенной крепости».

«Чтобы довести эту постройку до конца, мы, все классы нашей общины, должны соединиться. И каждый по мере сил своих должен принести свою лепту на алтарь этого храма», — сказал собравшейся публике член Хозяйственного правления Ф.Л. Цып.

Как шло строительство храма по проекту архитектора Ф.В. Гаврилова, история умалчивает. Но вот как относились к этому люди, строившие себе Храм, можно вполне себе представить по сохранившимся… бухгалтерским документам.

Итак, читаем «Денежный отчет по постройке Молитвенного дома с 17 мая 1909 г. по 1 января 1912 г.»

«Получено за места — 2028 р. 23 к.: от местных жертвователей — 2250 р. 50 к.; от пожертвований на приобретение электр. люстры — 228 р., пожертв., собранные кружком дам, — 625 р. 77 к., от иногородних пожертвователей — 1249 р., лиц. Отказавшихся от приобретения мест — 735 р., кассы Хоз. Правления — 6126 р. 63 к., разных поступлений — 30 р. 73 к., неоплаченных долгов — 2657 р. 06 к. Итого — 34430 р. 92 к.

Пожертвовано Г.А. Липмановичем 2 вагона леса по оценке 300 р.; г. Китаевым один вагон палубника для крыши, по оценке —

120 р.; И.Я. Граевским железная ограда (весом 112 пудов по 4 р. 50 к.) — 504 р.; Я.М. Виленчиком из Брянска 10 пудов кровельного железа (по 2 р. 40 к. за пуд) —

24 р. Итого — 948 р. А всего — 33 378 р. 92 к.»

Было построено красивое двухэтажное здание, после чего ревизионная комиссия подсчитала: потрачено на строительство синагоги не все, что собрано. Сэкономлено 11 рублей 14 копеек, кои и были возвращены Хозправлению на нужды. Эх, поучиться бы нынешней власти так вести дела — прозрачно, чисто, с дотошностью.

А еще было отмечено: «считать сооружение Молитвенного дома в Орле фактом, выдающимся в жизни местной еврейской общины».

А еще сохранились полные списки тех, кто давал деньги на строительство синагоги. В них — практически вся орловская община. Основная масса денег — 20 528 руб. 23 коп. (рука отказывается в данном случае округлять цифры для краткости) собрана за места. Надо иметь в виду, что, в отличие от православных храмов, здесь можно во время службы сидеть. И место, скамейку можно было купить. В том числе — заранее — на всю жизнь или на год. Или заплатить за аренду.

В этой синагоге было шесть рядов дубовых скамеек на 144 места. На каждом месте — металлическая дощечка с именем владельца или арендатора. Скамьи делали по лучшим образцам того времени, для чего командировали в Московскую синагогу. Чтоб посмотреть и сделать не хуже… Но главным украшением был Арон кодеш — так называют Священный ковчег в синагоге, вмещающий свиток Торы и обычно устанавливаемый у восточной стены на возвышении со ступеньками. Этот шкаф был украшен резьбой и позолотой.

К слову сказать, в орловской синагоге скамейка в первом ряду стоила 500 рублей (для сравнения: зарплата рабочего — 30 рублей, пуд мяса (16 кг) — 4,45 руб., ржаного хлеба — 3-4 коп., хромовые сапоги — 2 руб., фунт золота (0,45 кг) — 525 рублей). Для абсолютного комфорта можно было еще заплатить за скамеечку под ноги — еще 12 рублей. Никто уже не знает, почему тот или иной человек платил ту или иную сумму, но доподлинно известно, что, к примеру, Я.Е. Дунаевский заплатил 512 рублей — то есть и за скамью, и за скамеечку, а, к примеру, Ю.Х. Шагалов — 500. Тот же Шагалов, к слову, занимался сбором средств на люстру, видимо, объявив «по рублю, братцы» — и 204 человека скинулись по рублю, еще 14 человек — кто по два, кто — по три рубля, но все — в списках, по алфавиту. Напротив. Кружок дам собирал по принципу «кто сколько может», хоть копейку — на украшение синагоги. И у них другие цифры — самый маленький взнос — 20 копеек, самый большой — 18 рублей, и тоже — все учтено до копеечки.

Судя по отчету, платили и посторонние люди — через орловских знакомых, через членов правления — все указаны. И те, что давали в долг — тоже остались навеки в списках. Кстати, со всеми рассчитались полностью…

Долгий путь назад

В 1923 году у еврейской общины отобрали синагогу так же, как отбирали православные храмы. Слава Богу, ее не взорвали, как взрывали многочисленные русские церкви. В 1993 году здание признали памятником истории и культуры и приняли на государственную охрану. Но вернуть хозяевам — не вернули, хотя просьбы и обращения были. «Администрация города Орла на ваше письмо от 01.07.1993 г.

о возвращении Орловской еврейской религиозной общине бывшего здания синагоги... сообщает, что передать в настоящее время здание СПТУ № 9 не представляется возможным, так как это потребует строительства нового учебного корпуса или выделения ему помещения на 12-14 классных комнат, однако средств на строительство… администрация города не имеет. Мэр города Орла А.Г. Кисляков».

В начале «нулевых» тогдашний губернатор Орловской области Егор Строев, что называется, на камеру пообещал вопрос решить. Но не решил. В декабре 2010 года на еврейском празднике «Ханука» раввин ФЕОР Центрального федерального округа Зеев Вагнер в присутствии замгубернатора и председателя правительства Орловской области Игоря Гармаша и тогдашнего главы города Орла Виктора Сафьянова сообщил, что «премьер-министр РФ Владимир Путин еще раз подтвердил свое решение о передаче здания бывшей синагоги в Орле ее законным владельцам — всем евреям города Орла в лице местной еврейской религиозной организации «Центр Шалом». Но опять не вышло.

И вот случилось. Как уже сообщал «МК Черноземье», 21 ноября губернатор Орловской области В.В. Потомский и уполномоченный представитель Орловской Еврейской Иудейской религиозной общины Ян Пискунов подписали соглашение о передаче синагоги. Ее восстановление, реставрация будут производиться, как и сто лет назад, за счет пожертвований. Предполагается, что этот дом станет не только местом для религиозных обрядов, но и центром общения и еврейской культуры. Сегодняшней общине есть с кого брать пример в этом деле.

21 ноября губернатор Орловской области В.В. Потомский и уполномоченный представитель Орловской Еврейской Иудейской религиозной общины Ян Пискунов подписали соглашение о передаче синагоги (infoorel.ru)

Можно сказать, что повезло и памятнику истории и культуры. В отличие от другого — здания католического костела, где до сих пор расположены производственные помещения. Увы, католической общины в Орле нет, так что хлопотать о возвращении этой собственности, похоже, некому. Ну а судьбой автодорожного техникума, который здесь располагался, занимается областная власть.

В материале использована информация из книги «Евреи Орловщины. Лабиринты нашей жизни».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2016

Заголовок в газете: И вот, почти сто лет спустя…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру