Как рыба об лед
— В самой воде совсем не холодно. А вот когда в очереди к купели стоишь в одних трусах — аж зубы сводит, — вспоминает свое первое крещенское купания курянин Владимир.
Он окунался в ледяную воду всего два раза в жизни. И оба пришлись на Крещение. Не сказать, что это было его давней мечтой. К моржеванию он никогда не испытывал особой тяги. Да, верующий, но не фанатик, слепо выполняющий все православные обряды. В Коренную пустынь — мужской монастырь, расположенный в 40 километрах от Курска — он поехал за компанию. Народу там было так много, что машину пришлось ставить далеко от места омовения и идти по морозу пешком.
Несмотря на то, что в Курской области ежегодно открывается порядка 50 официальных мест для крещенских купаний, едва ли не треть всего верующе-моржующего населения направляется именно на территорию мужского монастыря. А поскольку некоторые уверены, что наибольший эффект от погружения случится в ночь с 18-го на 19 января, к полуночи здесь образуется настоящая давка.
— К купели я уже подошел продрогший, — рассказывает курянин. — А когда увидел, какая к ней выстроилась очередь, совсем отчаялся вернуться домой здоровым. Но все прошло более чем хорошо, и уже выйдя из воды, я почувствовал такую легкость и подъем сил! Поэтому год спустя, не раздумывая, принял предложение приятеля снова отправиться на Крещение в Коренную.
Помнится, мы тоже с компанией друзей, поддавшись новомодному веянию, как-то отправились в Коренную на Крещение. Причем заныривать собиралась только одна из нас, другие поехали в качестве группы поддержки. И она ей понадобилась. Поскольку у места, оборудованного для захода в воду, была большая очередь, мы решили перебраться на другой берег реки, где образовалась «нелегальная» купель. По сути это была обычная прорубь без ступенек и перил. Спрыгнуть в воду наша купальщица еще как-то смогла, и даже окунулась три раза, как положено. А вот выбраться из воды — уже никак. Снова и снова она предпринимала попытки запрыгнуть на лед, который доходил ей до груди, пока у нее не начали синеть губы и пока оказавшийся рядом мужчина попросту не вытолкнул ее на «берег». На следующий день у ныряльщицы на теле красовались огромные синяки, и, кажется, это было первое и последнее погружение в прорубь в ее жизни.
Но она еще легко отделалась, потому как у другой моей подруги папа после ледяного купания заработал сильнейшее воспаление легких. Так что целебные свойства крещенской воды преувеличены. Ну или он недостаточно верил.
Советы начинающим
Если вы все же решили приобщиться к этому массовому обряду, прислушайтесь к советам, которые дают сотрудники ГУ МЧС России по Белгородской области:
— Не рекомендуется купание лицам с резко выраженными хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.
— Основной причиной несчастных случаев на воде становится переохлаждение, так как организм не может возместить потерю тепла. Для его сохранения неплохо растереть тело жирным кремом или выпить столовую ложку рыбьего жира.
— До самой проруби необходимо идти в обуви, поскольку ноги начинают замерзать первыми. Раздеваться перед купанием лучше всего постепенно: сначала снять верхнюю одежду, через несколько минут обувь, только потом раздеться до купальника.
— Не рекомендуется погружаться в воду более чем на 2 минуты.
— Купание в проруби и употребление алкоголя несовместимы!
— После окунания в воду разотрите себя махровым полотенцем и наденьте сухую одежду. Для укрепления иммунитета необходимо выпить горячий чай.
Пьяный верующему — не товарищ
Почему многие православные считают, что крещенские купания — это панацея от всей бед и болезней? И откуда вообще пошла традиция окунаться в ледяную воду в этот праздник? Однозначного ответа на этот вопрос я не нашла. Даже некоторые священнослужители признаются, что ни в Древней Руси, ни в дореволюционной России не было подобного обычая, и массовым он стал совсем недавно. Другие прямо заявляют: нет такой церковной традиции — купаться на Крещение в проруби.
«В отношении к освященной воде не должно быть ничего магического. Эта святыня может принести пользу лишь тем, кто искренне верит в Бога и старается жить благочестиво. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду — всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан». Это выдержка из статьи, размещенной на сайте Курской епархии. Но сомневаюсь, что кто-то из тех людей, которые распихивают очередь к купели, матерясь и чертыхаясь, вообще ее читали. Здесь работает принцип: все окунаются, и мне надо. Что ж я не верующий что ли?
Наверное, так думали и люди, первые решившие занырнуть в крещенскую купель. Изначально так называемые иордани вырубали и освящали в источниках, чтобы верующие могли набрать воды. По одной из версий, некоторым хотелось еще и окунуться в прорубь, чтобы, так сказать, засвидетельствовать силу своей веры. Наверное, отсюда и взялась такая традиция.
Многие священнослужители, вероятно, относятся к ней спокойно, раз оборудованные сотрудниками МЧС купели из года в год освящаются. И даже, кажется, не реагируют на пьяные компании ныряльщиков, превращающие обряд в обычную тусовку. А таких в Крещенскую ночь половина — не меньше. И как уж врачи не стращают последствиями нетрезвого моржевания, с этих купальщиков — как с гуся вода. К счастью, подобные мероприятия в Черноземье обычно обходятся без происшествий. А то что поскользнутся и упадут — так это и с трезвым может случиться. На пьяном еще и следов не останется (есть у людей под градусом такая суперспособность). А наутро спишет на силу крещенской воды.
Крещенская вода все стерпит
Работая журналистом в одном областном еженедельнике, я не раз делала репортажи о крещенских купаниях. Обычно выезжала на место омовения ближе к вечеру, когда некоторые ныряльщики были уже тепленькими. Так репортаж получался красочнее, щедро сдобренный прямой несвязной речью.
А в тот раз я почему-то отправилась к проруби днем. Мне повезло, что там был хоть кто-то. А именно — мужчина средних лет, богато украшенный татуировками. Не повезло, что он отказался фотографироваться. И какой репортаж без иллюстраций? Потом наш водитель объяснил причину категорического отказа ныряльщика появляться в газете. «Ты что не знаешь, кто это?» — прошептал он мне, хотя мы уже далеко отошли от купели. — Это же местный криминальный авторитет. Какие фотографии?!»
Позже, во время крещенских купаний мне уже было проще вычислить людей подобного толка: они подъезжали к самой воде на своих черных внедорожниках, выходили из них в халатах и шлепках с бокалом коньяка в руках. На голове — лысина, на шее — огромный крест. Сразу приходила мысль: это как надо было нагрешить, чтобы нацепить на себя столько металла? И хватит ли им трех погружений в воду, чтобы все это с себя смыть?