Эх, любо, братцы, любо...
История российского казачества насчитывает сотни лет. Его героями стали ряд ярких персонажей и выдающихся личностей, которые прославили российское казачество на века, стяжав себе неувядаемую славу воинов и патриотов с большой буквы. Таковы атаман Платов, гетман Богдан Хмельницкий, покоритель Сибири атаман Ермак…
Но, к сожалению, у российского казачества была и оборотная сторона. Которая в последнее время вновь набирает силу. В роли отрицательных героев в истории свой кровавый и предательский след оставили гетман Мазепа, атаман Краснов, атаман Семенов. Их путь был выстлан грабежами, разбоями, пытками, еврейскими погромами и иной уголовщиной, заставлявшей отворачиваться от них даже убежденных сторонников Белого движения. Закономерно, что в отношении почти всех предателей-выходцев из казачества восторжествовала в итоге мрачная справедливость. Печально окончил свои дни Мазепа и его прихвостни. Были либо убиты на фронтах Гражданской, либо выданы СССР и казнены по итогам Ялтинских соглашений изуверы-атаманы периода 1917-1922 годов. Ну довольно истории. Перейдем к дню сегодняшнему.
Курские казаки — ряженые?
Судя по всему, курские казаки вполне заслуженно получили среди земляков пренебрежительное прозвище — «ряженые». В отличие от своих собратьев из Ставрополья и Кубани, желающих делать что-то полезное среди наших казаков особо нет, зато покрасоваться лампасами на крестном ходу — любителей хоть отбавляй.
О чем говорить, если даже один из курских криминальных авторитетов получил от щедрот в начале 2000-х звание есаула. Никаких прав сей грозный титул ему не давал, но, имея в кармане такую «ксиву», он мог легко передвигаться по городу вооруженным. Даже — с шашкой на боку. Чем, говорят, иногда и грешил.
Так стоит ли удивляться тому, что в пестрой компании любителей погорланить и злоупотребить спиртным атаманом оказался человек с крайне неоднозначной биографией — Игорь Филипповский.
Новый пан атаман КОКО
18 февраля 2017 года состоялся внеочередной Большой Круг Курского окружного казачьего общества. Основным вопросом повестки дня были выборы атамана КОКО. Абсолютным большинством голосов атаманом Курского окружного казачьего общества был выбран Филипповский Игорь Васильевич. Скоропостижно и странно. Почему? Скоропостижно, потому что о выборах этих мало кто из казаков знал, а странно, потому что не ясно, зачем выбирать 62-летнего человека на должность атамана с пятилетним сроком полномочий, учитывая, что занимать ее не могут лица старше 65 лет. Да и потому еще, что строилась карьера пана атамана Филипповского, временами лишь благодаря чистой случайности не соскальзывая в пропасть нелегальщины. Фигурировал нынешний курский атаман то в различных объединениях воинов-афганцев, то среди спортсменов-единоборцев, пытался баллотироваться депутатом городского Собрания и мэром Льгова, но везде проигрывал. Почему же избиратели раз за разом его «прокатывали»? Может быть, зная не понаслышке о жизненном пути Филипповского? Дело в том, что Игорь Васильевич постоянно в течение 2000-х годов фигурирует в ряде мутных историй, происходивших на территории Курской области. То господин Филипповский проявится в конфликте с начальником областного УФСИН Виктором Федичевым. Причем засветится так, что у него в квартире проводят обыск. То возьмет под свое крыло Рышковский кирпичный завод, якобы отстояв его от «злых рейдеров» и восстановив попранную законность. Вот с этого-то завода, кстати, и началась одна из странных историй пана атамана Филипповского.
Признаю свою вину, меру, степень, глубину...
В 2006-2007 годах Рышковский кирпичный завод оказался предметом разборок криминала. Дошло до стрельбы и покушения на убийство его тогдашнего владельца. Кто с кем сцепился и сейчас еще остается тайной, свет на которую могут пролить лишь засекреченные архивы МВД и ФСБ. Зато ясен итог разборок — управляющим кирпичного завода стал Игорь Филипповский, сразу же развернувший на предприятии бурную и, как позже было установлено, незаконную деятельность. Кем установлено? Оперативниками ОЭБ и ПК УМВД РФ по Курску, которые в 2011-2012 годах в ходе оперативно-розыскных мероприятий выявили факты осуществления Филипповским незаконной предпринимательской деятельности — производства кирпича без лицензии и на нелицензированном оборудовании. Собранные по делу материалы оперативники передали в следствие УМВД РФ по Курску, которым и было принято решение возбудить в отношении Игоря Филипповского уголовное дело. Да и как не возбудить, если ущерб государству от его деятельности составлял, по информации из разных источников, то ли 90, то ли 50 миллионов рублей. А это серьезная статья УК. Средняя тяжесть. До 5 лет лишения свободы…
Кстати, сама проверка далась оперативникам нелегко. Каждый их шаг Филипповский сопровождал кучей жалоб на незаконность действий, необоснованность уголовного преследования, вымогательство денег, предвзятость и прочие грехи. Следственный комитет Курска был просто завален жалобами нашего героя. Правда, по итогам проверок этих жалоб следователи постоянно выносили постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Что не мешало Филипповскому придумывать новые измышления и направлять в следственные органы уже их.
Главным же итогом этой истории стало то, что Филипповского… амнистировали! Насколько законно это было сделано, судите сами. Предлогом применения амнистии стало намерение Филипповского И. В. компенсировать потери бюджета. Вину свою он полностью признал, раскаялся. Обязался больше так не баловаться. Однако точно известно, что на момент применения амнистии господин Филипповский ничего особо не компенсировал. Каким образом он не лишился свободы? Тайна. Почему не был нынешний курский атаман привлечен к уголовной ответственности и за серию заведомо ложных доносов на полицейских? Еще одна тайна…
Яблоко от яблони...
Впрочем, стоит отметить, что по количеству и качеству, так сказать, криминальных подвигов папу-атамана переплюнул сын, Ваня. Иван Филипповский умудрился стать фигурантом сразу двух уголовных дел — по незаконной банковской деятельности и неуплате таможенных платежей. А также отметился в малоприятном эпизоде незаконной попытки завладения 30 миллионами рублей у «Промсвязьбанка». Эту историю как-то замяли. Дела по таможне и банковским махинациям тоже таинственно не причинили Ивану Игоревичу вреда. Почему? Да разные циркулируют слухи. Кто-то говорит о серьезных коррупционных связях этого семейного дуэта. Кто-то о необыкновенной удачливости. Что тут правда, что ложь, могут разобраться лишь беспристрастные следователи СК и сотрудники прокуратуры. Если таковые изъявят желание. Что поводов, что причин для тщательной проверки здесь более чем достаточно. Как и для проверки обстоятельств того, каким образом и для чего пан атаман Грициан Таври... ой, простите, Игорь Филипповский смог заполучить должность атамана. Уж не для распила ли земли, которую планируется государством выделять казакам в ближайшем будущем?
Слово казака
Для того чтобы узнать, как относятся к новому атаману сами казаки, следовало бы обратиться и к кому-то авторитетному из их среды. Понимая, что, как обычно, со стороны «героя» в адрес газеты посыплются обвинения в заказном характере статьи, а на любого комментирующего — в том, что он заказчик, мы все-таки попросили дать комментарий настоящего, не ряженого казака. Честно предупредив его о возможности подобных обвинений, мы обратились к потомственному казаку, учредителю и президенту международного фестиваля традиционной казачьей культуры «Православная Россия» и председателю регионального отделения Казачьей партии РФ Роману Алехину.
«МК Черноземье»: Роман, как вы считаете, занявший на днях должность атамана курского казачества господин Филипповский — достойная кандидатура на этом посту? И каковы перспективы курского казачества под его управлением?
Роман Алехин: Только из-за того, как Филипповский занял эту должность, я уже не считаю его легитимным. Кроме того, он с 2013 года в казачестве, и пока я не видел от него каких-то действий.
По Уставу и укладу казачества, любой казак может на казачьем Круге как выразить недоверие действующему атаману, так и предложить свою кандидатуру. Это основа основ казачества испокон веков. Казачество на Руси было высшей и идеальной формой демократии, обществом равных людей. На этом же Круге я выдвинул свою кандидатуру, но мне отказали даже в выдвижении, хотя препятствий к этому не было. Кроме того, Филипповскому 62 года, а по Уставу атаман должен сложить полномочия в 65. Для чего он выдвинулся и стал атаманом? К сожалению, у нас к государственным деньгам рвутся многие, и часто не с самыми благими намерениями.
Я выслушал программу Филипповского, но это была ничем не подкрепленная декларация о намерениях. Денег у него для реализации озвученного нет. К казачеству в Курске отношение больше негативное. В лучшем случае как к людям, которые не наигрались в детстве.
Что касается достоинства, то надо смотреть по делам человека. Что он создал в казачестве и в жизни. Филипповский в казачестве себя вообще пока никак не проявил. В жизни, если не ошибаюсь, он тоже самостоятельно ничего не создал, и в качестве руководителя или командира у него заслуг нет. Так что не вижу я его сильным атаманом. И перспектив я тоже не вижу. Хорошо, если все останется как есть через 3 года. В связи с чем сразу после избрания атаманом этого субъекта я покинул реестровое казачье общество.
А поворотись-ка, сынку...
Такая вот картинка мутная получилась с избранием нового атамана в курском казачестве. Мы обратились и к самому господину Филипповскому, приехав в штаб казачества на улице Льва Толстого в Курске, чтобы задать ему ряд вопросов, возникших в процессе подготовки этой публикации. Однако на месте новоиспеченного атамана не оказалось. А посему здесь и задаем атаману Филипповскому один из наших вопросов: как бы ты, казак Филипповский, поступил, если бы узнал, что целью и заветной мечтой твоего атамана является не прославление казачества, а возможность «срубить пару сотен миллионов на этой земле, которую вот-вот выделят»? О чем, он, атаман, не стесняясь, заявлял бы в разговорах, упрашивая собеседников вступить гуртом в казачество для увеличения масштабов планируемой махинации с землей? А?
P.S. Наш вопрос источникам, близким к Курской епархии, о том, получал ли новоиспеченный атаман благословение Православной церкви, обязательное по Уставу КОКО, вызвал замешательство. Как следует из полученной информации, в связи с отсутствием митрополита Германа, а также с тем, что попасть к нему на прием будущий атаман так и не смог, благословение на атаманство господином Филипповским получено не было. Возможно ли получить его постфактум, выяснить не удалось.
P.P.S. Перед отправкой номера в печать редакции стало известно, что, до того как господин Филипповский стал атаманом, ему было предложено занять место советника губернатора Курской области по казачеству, предположительно с окладом в 100 тысяч рублей. Филипповский ответил отказом. Отсюда вопрос: это как надо любить землю родную и какое количество ее предполагать получить, чтобы отказаться от такой хлебной и непыльной должности?