— Илья, привет. Расскажи, как ты первый раз поехал в Индию?
— Спонтанно. Вот так взял и поехал, как это может сделать любой, в том числе и ты. Друзья сказали мне, что это элементарно. Получил визу, купил билеты на самолет, а там уже понеслось.
Индия — крайне расслабленная страна по отношению к приезжим, низкий уровень преступности, все дешево — еда, жилье, транспорт. Если у тебя в кармане есть тысяча долларов, тебе хватит этого на полгода. Посчитай, на сколько дней тебе хватит этой тысячи в России.
— В каких ты штатах был?
— В основном в южных. Там, где тепло.
— А где музыке учился?
— Пробовал у местных учителей, но они какие-то слишком коммерческие, с туристов деньги стригут. Поэтому учился везде, даже на улице.
Музыке учиться просто: слушаешь и пытаешься повторить то, что тебе понравилось. Нужно попасть в культурную среду, чтобы были концерты, музыканты, с которыми можешь пообщаться. Если есть время и желание — учись не хочу.
— Чем занимаешься в Индии, кроме музыки?
— Делали с друзьями полухалявный хостел в саду. Там была мастерская музыкальных инструментов, тематические фестивали, йога.
— А как это — полухалявный?
— Люди, у которых не было денег, жили на халяву. Бесплатно. У кого была возможность, тот платил небольшую сумму и тусил с нами.
— К Гималаям ездил?
— Да, был в Ришикеше. Жил в пирамиде на крыше из бамбука в бунгало пирамидальной формы.
Ришикеш — город, куда люди едут заниматься йогой. Город рядом с истоком Ганги, там она чистая, пить из нее можно. Мята везде растет. Там есть ашрам — такое уединенное место для молитвы, в котором «Битлз» альбом записывали.
Зимой в Ришикеше холодно, а в апреле становится очень жарко, и все уезжают в горы. До осени вся тусовка там, потом едут на юг — Гоа, Керала и тусуют там до марта, потом на юге становится жарко, и они опять едут на север. Кто-то едет в Непал.
Непал
— Ты был в Непале?
— Был, мне там не понравилось. Ездил в Катманду за новой индийской визой, когда старая закончилась.
— Почему не понравилось?
— Там все пьют, продают мясо на ступенях буддистских храмов, курят, и баранья туша висит у такого продавца на плече. Индусы едут в Непал побухать, заняться секс-туризмом и поиграть в казино, потому что в Индии это все нелегально. Непал — это такая микространа, где можно то, чего в Индии нельзя.
— Что должен знать турист в Непале?
— Местные постоянно стараются обмануть. Я там был всего 8 дней, меня обманули прилично, начиная с границы. Говорят, что нельзя ввозить крупную индийскую наличность — 1000 и 500 рупий, в лавке мне поменяли рупии на доллары. Обменял весь крупный нал, и меня обманули тысячи на полторы при обмене, хотя в Непале можно было свободно все это сделать по нормальному курсу. Обманывают на остановках автобуса, ночью продают все в два раза дороже, чем днем.
В Индии спокойно можно достать «котлету» денег из кармана и пересчитать. В Непале деньги светить, говорят, нельзя. Мне когда сказали, у меня не возникло желание проверять, почему так говорят.
— Какие еще сложности были, когда приехал?
— Было такое: приезжаю в Непал, и там все надписи на автобусах – на непальском. И я сразу понимаю, что не могу никуда поехать, не могу прочитать ни одной надписи. Представляешь, приезжаю в декабре из Индии, там холодно, стою на автостанции, мерзну. Я попытался найти автобус, который едет в мою сторону. Мне нужно было в Дарбар. Я спрашиваю у людей на остановке: этот автобус идет в Дарбар? Мне говорят: да, да. Приходил водитель автобуса, заводится, спрашивает: тебе куда? Говорю: на Дарбар. Он мне: этот автобус не идет на Дарбар. Я так сменил семь автобусов.
Потом смотрю: подходит ко мне чувак, говорит, что он — полицейский, показывает корочку и говорит, что может довезти. Я говорю: мне в консульство Индии, за новой визой. И вот он уже меня довез.
Вывод такой: если в стране нет вывесок на английском языке — тут-то ты, дружок, и попал.
— В Индии с этим проще: английский — второй государственный.
— В Индии 23 языка. Английский второй, да. На севере говорят на хинди, на юге — на местных языках. Для каждого штата свой. Штат Махараштра — марати, штат Гоа — конкани, штат Гокарна — каннада, штат Керала — малаялам, штат Тамил-Наду — тамильский, штат Андрха-Парадеш — телугу… Все знают язык своего штата, и хинди, и еще английский. А вообще у индусов считается хорошим тоном знать от трех до пяти языков.
— Сильно между собой языки отличаются?
— Примерно как русский от польского. Не сказать же, что сильно отличается один от другого.
А вообще индусы считают, что когда-то их предки жили на территории современной Сибири, потом там начал меняться климат, стало холодно, все разбежались кто куда, часть пошла в Индию.
— Вот так, у нас с индусами общие предки.
— Да если посмотреть, санскрит похож на древний русский язык. Индусы знают, что русские им что-то вроде дальних родственников, и всегда особенно к нам приветливы. Намного лучше русских об этом осведомлены, между прочим.
Как жить в Индии
— А что делаешь, когда деньги заканчиваются?
— Можно по-разному подзаработать. Кто-то посылки в Россию отправляет, а разницу в стоимости доставки забирает себе. Кто-то группы экскурсионные ведет. Можно заваривать чай и продавать по 10 рупий за чашку. Одна рупия — один рубль. Знакомые чуваки все лето торговали пирожками с капустой на фестивале. Всю первую половину дня пекли, потом ехали под вечер продавать. Ночью возвращались и с утра опять пекут. Заработали очень неплохо для Индии.
— Расскажи о своем последнем маршруте в Индии. Ты сел на самолет в Москве — куда прилетел?
— В Дели. Потом сел на поезд и попер на юг, в Гокарну. Был там почти весь сезон.
Люди, которые прилетают в Индию, едут сначала на юг, потом на север. Но это в зависимости от того, у кого какие интересы. Кто-то хочет в горы, по святым местам поездить, а кто-то на пляж. Как правило, люди прилетают в ноябре-декабре, едут на юг, а потом, когда становится жарко на юге, в марте едут на север и чем ближе к июню, тем выше поднимаются в горы. После Гокарны поехал еще южнее — туда, где мы делали хостел.
Жили там в большом саду, у меня была кровать под открытым небом с москитной сеткой.
— Много народу было? Из каких стран?
— 20-30 человек, жильцы постоянно менялись. Были французы, испанцы, англичане, русских много. Жили недалеко от деревни, километра 2-3. Ближайший город — 4 часа на поезде.
— Так далеко?
— Не знаю, может, был и поближе, но ближайший интересный — Удупи — в четырех часах езды.
— Чем занимались в хостеле, кроме того что купались в Индийском океане? Есть ли у нас в стране что-то похожее?
— Играли музыку, занимались йогой. У нас ничего похожего нет. Скорее это похоже на детский лагерь, только без вожатых и без правил, в тропиках под пальмами. Вокруг растут манго, кокосы. Урожай манго в конце апреля, только обычно его никто не дожидается, уезжают раньше. Как начинается сезон, сажусь на самолет и лечу в Крым.
Крым
— Там не хуже, чем в Индии?
— Крымская движуха в последние годы становится по объективным причинам все более беспонтовой. У людей, которые занимаются коммерцией, там дела идут лучше. Там есть своя «мафия»: организаторы всяких движух. Они все исповедуют правильные принципы, но, когда дело доходит до денег, они становятся как все, а то еще и жестче.
Было время, мои друзья хотели вписаться на фестиваль, делать смузи всякие и шейки. Так им заломили там такую цену за вход, что они просто не пошли. В чем вся фишка: чем больше кафешек на фесте, тем ниже цены на еду. Чтобы этого не допустить, эта мафия ставит большой ценник на вход, люди тратят больше денег, и эти чуваки больше зарабатывают.
Когда доходит дело до коммерции, в них включается естественным образом конкуренция. Люди, которые занимаются этим в Крыму, хотят нагрести бабла. А изначально их задачей является культурно-просветительская деятельность альтернативных способов существования, основанных не на конкуренции, а на кооперации. Кооперировать они не хотят, потому что люди просто, как всегда, хотят денег.
— Какие же там есть фестивали?
— Есть «Сан-Спирит», «Space of joy», тысячи их. Было много фестивалей, когда Крым принадлежал Украине, а потом на несколько лет случился провисон, потому что никто не хотел связываться с Крымом из-за непонятной ситуации. Сейчас вроде бы многие темы возвращаются, но уже это немного не то из-за высоких цен. Все эти фестивали и движухи будут становиться очень коммерческими. Все это для москвичей, которым надоело в офисах сидеть, и они устраивают себе такой Диснейленд. Людям, которые занимались другими вещами, они не интересны, потому что на них не заработаешь. Да и сезон всего несколько месяцев, потом опять на самолет — и в Индию.
Индия, мотивация и дикие слоны
— Зачем люди едут в Индию?
— У каждого свои причины. Многие хотят отдохнуть от суровой российской действительности в стране, где напрягов меньше. Либо по религиозным причинам. Кто-то едет потому, что там зимой тепло, а у нас холодно. Кого-то, как меня, прельщает культура. По крайней мере, она там есть. В моем понимании, культура — это то, чему как минимум две тысячи лет.
— А кланы там есть?
— Да, Индия вся клановая, но уже не так, как раньше.
— Слонов видел?
— Видел, но не диких. Диких лучше не встречать, они злобные. Затоптать тебя могут.
— Правда, что в Индии очень грязно?
— В крупных городах действительно все очень плохо. А сама Индия — чистая страна, достаточно уехать из города.
Дело в том, что еще 20 лет назад в Индии не было такого количества пластиковых бутылок и прочего отходного мусора. Бутылки появились, а перерабатывающие заводы еще не успели. Потому и столько мусора. Дайте им несколько лет, и города снова станут чистыми.
Индия не стоит на месте. У них мобильная сеть 4G появилась через год-другой после появления 3G, например. У нас на это ушло гораздо больше времени.
Проблема воспитания
— Тебе нравится культура Индии. Люди там другие?
— Более мягкие и спокойные. В России, в Курске совсем по-другому. Многим не хватает вежливости и элементарного воспитания. Воспитания, которое присуще тем, кто живет в Индии или, например, в США.
— Чем же отличается в этом плане американец от русского?
— Россия отличается от Америки тем, что в России людей воспитывала власть, а в США общество само с собой работало. Они приехали туда много лет назад из Европы, с ними воевали индейцы, они воевали друг с другом. Тогда у них появились базовые принципы уважения. Знаешь, что такое настоящее уважение? Это не когда я уважаю какую-нибудь старушку за то, что она столько лет прожила или что-то сделала хорошее… да мне все равно на старушку, я уважаю людей просто потому, что, если я не буду их уважать, меня могут пристрелить. Вот это нормальное уважение: когда ты осознаешь, что в любой момент можешь понести наказание за то, что ты будешь к людям относиться неуважительно, обманывать кого-то, воровать. Выйдет мужик и пристрелит тебя из дробовика. А в России этого не понимают и не поймут никогда.
У нас можно быть подонком до тех пор, пока тебя не спалят контролирующие органы. А так ты можешь быть каким угодно подонком, и никто из холопов тебя не пристрелит, потому что это запрещено. Поэтому у нас богатейшая страна, а ничего нет. Нет ничего, кроме водки и низкого качества продуктов.
— Еще можно все изменить?
— Сейчас уже не то время. В Америке это было на этапе формирования общества, еще до того, как начали государство строить. Всем на генетическом уровне дали понять: если ты будешь не уважать других, тебя пристрелят, и все. Человек, даже пьяный, учился себя держать в рамках. Если ты не будешь вежливым, придешь и начнешь посылать всех с порога, тебе не жить. И это все помноженное на 200-300 лет такой вот общественной работы Дикого Запада.
Сейчас в Штатах такая система противовесов, что там нет одного человека, который стоит над всеми остальными. Одни контролируют других, и нет такого, что вся власть сосредоточена в руках одной группировки. Поэтому там общество суперэффективное.
— А как же в Индии?
— Там цивилизация пошла путем ненасилия. Подход другой. У Индии нет задачи в том, чтобы общество было суперэффективным. Там есть обратная задача — общество должно быть супертерпимым, потому что много людей необразованных, но много людей добрых.
У них есть и свое быдло, но по сравнению с нашим они просто школьники. У нас тоже быдло уже не то, что в 90-х, тогда была безнаказанность. По уму, в 90-х надо было всем раздать оружие, но тогда не факт, что я бы выжил, например.
— Поэтому такая разница в воспитании?
— Вся суть заключается в том, что общество само себя воспитывало, а в России общество все время кто-то воспитывал, тут не было никогда такого, что общество рулит само. Нет, было лет 10, в 90-е примерно, и то это нельзя назвать анархией, потому что была возможность, но ею не пользовались. Все заканчивалось тем, что воровали кучу денег, покупали себе дома бухло и продолжали тусить. 10 лет — это мало, этот процесс должен занимать сотни лет. А сейчас все спрашивают: почему все так? А вот как-то так. И что делать? Не знаем, что делать, а что можно с этим сделать вообще...
Потому что, если политиков по-жесткому не контролировать, они начинают скатываться. Еще отец социологии вывел закон, что чем дальше политик от народа, тем меньше его интересует этот народ. Когда он депутат какого-нибудь деревенского округа — он решает дела людей, дороги строит, как только он выбивается выше — он плевать хотел на все на это.
— Ты от таких людей тоже валишь?
— Не то чтобы от людей. Просто когда попадаешь в условия, когда тебе никто мозги не парит и в социуме есть расслабленность, жизнь начинает течь по-другому.
Что осталось от нашей культуры
— Страны Азии изначально более сплоченные, там сложнее манипулировать людьми вне культурного контекста. У них есть семейные ценности. В Россию культуру разрушили на корню. У России никакой своей культуры нет. То, что есть, — это жалкая выжимка. Для такой большой страны это культурой никак назвать нельзя. Тем более для страны, которой столько лет.
— Когда же разрушилась культура в России?
— Смотри. Век двадцатый. Первое разрушение — это революция. Сначала была социалистическая, потом коммунистическая. Потом крушение СССР, потом переход из 90-х в 2000-е, тоже получилась другая страна.
— То есть, получается, до большевиков была своя культура?
— До большевиков были свои разрушители. Петр Первый уничтожил большую часть русской культуры, которая была до этого. До Петра были другие цари, монгольское иго, все это уничтожало культуру. Но самое большое уничтожение культуры в России — это Крещение Руси. Пришел царь и сказал: принимайте. Тех, кто отказывались, деревнями сжигали. То есть сказать сейчас, что есть русская культура, не может никто, потому что Крещение Руси было больше 1000 лет назад. То есть, по факту, в этой стране нет культуры, поэтому нет никаких культурных корней.
— А у вежливых американцев культура есть?
— В Америке нет культуры, но есть самоидентификация: мы — американцы. У России это очень слабое: мы — русские, а что это значит, не знают на самом деле. Здесь процентов 30-40 не уважают свою страну, вообще ненавидят ее, остальные уважают, но не могут объяснить, за что именно. «Почему ты уважаешь Россию?» — «Потому что моя родина». Другого объяснения нет.
Общество находится в очень широкой стадии разобщения, нет никакого понимания между различными слоями общества. Люди понимают на базовом уровне, что, если не будет армии, придут с одной стороны китайцы, с другой — американцы. Это мы все одним
местом чуем. Если бы не ядерный щит, нам бы давно был конец. Тот факт, что у нас есть кнопка и мы можем закидать всю Землю ядерными отходами, держит шатко-валко всю ситуацию, и напрямую не лезут.
Туризм в России
— Когда к нам начнут приезжать путешественники из других стран? В какой город им лучше поехать?
— В России туризма быть не может, потому что иностранцам сложно получить визу, и дадут ее разве что на месяц. Что можно успеть посмотреть за месяц в такой огромной стране? Большинство людей при прочих равных поедут куда-нибудь еще. А к нам поедут только те, что хочет именно посмотреть Россию.
Никаких иностранных туристов в Крыму не будет еще очень долго. Такие условия проезда: это необоснованно дорого, тем более в стране никто не знает английского языка, и это уже огромный минус, только недавно на железнодорожных станциях появились какие-то вывески на английском. Путешествовать по стране, где не говорят на английском, — это из области фантастики.
— В России надолго задержишься? Когда назад, в Индию?
— Буду получать визу на пять лет. Гражданином страны вряд ли стану, слишком много заморочек, но в Индии останусь надолго. Там все здорово. Советую каждому хоть раз съездить и посмотреть. Не нужно ехать в пятизвездочные отели: приезжайте в хостелы на пляж. Там будет музыка и йога. И — свобода.