Орловский музей изобразительных искусств шагает к юбилею... без средств

Свое шестидесятилетие Орловский музей изобразительных искусств встречает в борьбе. В борьбе за выживание, за честное имя, за посетителя. Интервью «МК Черноземье» с его директором Светланой Четвериковой, кандидатом искусствоведения, членом-корреспондентом Академии народного искусства, депутатом Орловского горсовета, получилось не очень-то праздничным. Не случайно: на кону — будущее одного из лучших региональных музеев страны, который входит в восьмерку лучших.

Орловский музей изобразительных искусств шагает к юбилею... без средств
Ru.esosedi.org

Никто не заступился

— Светлана Анатольевна, начнем с неприятного: в апреле областная КСП провела проверку работы музея и выявила нарушения больше чем на 1 млн рублей. Тут все странно: и что пришли в юбилейный для вас год, и что оказалось столько нарушений, хотя вы — один из немногих орловских чиновников с доселе безупречной репутацией. Говорят, кому-то приглянулось ваше кресло?

— По поводу кресла — без комментариев. А вот по поводу проверки скажу. Самое обидное, что за музей практически никто не вступился: ни учредитель в лице управления культуры области, ни руководство региона, ни депутаты, ни политики, хотя было очевидно, что претензии безосновательны. Мне пришлось самой защищать нашу честь и достоинство, хотя мне все говорили: бесполезно. И суд не согласился с выводами КСП! Впервые в орловской практике производство по административному делу, которое возбудил региональный контрольный орган, прекращено, поскольку признано незаконным. Добиться этого было непросто. Мировой судья, которой попало это дело, даже слушать нас не захотела и отказала в исковых требованиях, положив в основу решения доводы КСП… по совершенно другой проверке — Областного выставочного центра. Для нее, видно, что музей, что центр — одно и то же. Вам смешно, и мы теперь смеемся. А тогда нам было не до улыбок, поскольку показалось, что суд абсолютно зависим от власти — настолько, что даже не утруждает себя разбираться в ситуации. Но оказалось, дело не в суде, а в судье.

Вся эта ситуация тем более обидна и унизительна, что в конце прошлого года музей проверяла комиссия из Минкультуры РФ и осталась очень довольна нашей работой, что бывает крайне редко в музейной практике.

Светлана Четверикова

К 60-летию пришли с дарами

— Как намерены встречать свое 60-летие? Отличия от 50-летнего юбилея, который многие помнят до сих пор, будут значительными?

— У каждого учреждения есть свой эквивалент работы. У музея это комплектование фондов, работа с собраниями других музеев. Поэтому мы на свой полувековой юбилей делали выставку новых поступлений за предшествующие 10 лет. В те годы Фонды Минкультуры СССР и РосИЗО довольно активно передавали музеям произведения с выставок. Было приобретено много хороших работ. И вот мы их брали-брали, а показать не было повода… Выставка получилась хорошая, ретроспективная. Мы пригласили всех живущих экс-директоров, выпустили — впервые за 50 лет — небольшую брошюру о музее и сделали знаменитый буклет «Краски старых мастеров», который познакомил читателя с нашей основной экспозицией и ее историей.

Что касается нынешнего юбилея, то выставка тоже обязательно будет. Новые поступления есть. Когда мы стали смотреть работы, то выяснилось, что на 90% это — дары.

— То есть вы это не купили, а получили в подарок?

— Совершенно верно.

— Тоже, наверное, неплохо. Говорят, что художник, оставляя в музее свою работу, попадает в вечность. Умело используете мотивацию?

— Как сказать... Нас ведь интересуют не все подряд художники, а определенного, высокого уровня. У таких нет острой необходимости за бесплатно «входить в вечность», поскольку другие музеи могут, в отличие от нас, купить у них работы и покупают. Так что дарить что-либо особой необходимости у мастеров нет. Но музей обязан пополнять фонды. И мы нашли другой вариант. Мы предлагаем именитым художникам провести у нас выставки. В отличие от многих музеев, которые на этом зарабатывают, бесплатно. Но в обмен просим подарить одну работу. Поскольку художники всегда заинтересованы в выставках в государственных музеях, они на это идут.

Есть у нас и постоянные дарители — коллекционеры из Москвы В.А. Матвеев, М.Х. Горшман, которые давно дружат с музеем и передают нам часть своих коллекций, подыскивают авторов, которые согласились бы передать нам свои работы... Вот так формировалась в Орле коллекция последнего десятилетия… Так что юбилейная выставка будет интересной, но своеобразной. Она даст определенный общественный срез, в том числе того, как сегодня живет, вернее, выживает музей.

И конечно же, на торжествах достойное место займет наш уникальный альбом «Орловский музей изобразительных искусств», изданный в прошлом году. Полноцвет, с золотым тиснением, 300 страниц… Не поверите, но мы шли к нему десять лет. Когда меня назначили в 2006 году директором, он уже стоял в плане. И нам постоянно резали бюджет, в первую очередь за счет него как самого «ненужного» для музея. Но в 2015 году нам дали на него «аж» 92 тысячи — в Москве это стоимость макета книги... Мы ухватились за возможность. Нам помогло федеральное агентство по печати и средствам массовой коммуникации. В результате альбом был признан лучшим издательским проектом ежегодного областного конкурса «Орловская книга». А на фестивале национальной книги «Читающий мир» — лучшим художественно-полиграфическим решением.

Вначале было… финансирование

— Давайте вернемся к системе комплектования музея. Вот вы сказали, что практически все ваши приобретения последнего десятилетия — это дары. А как раньше было?

— Раньше нас комплектовало Управление культуры и, конечно же, Минкультуры, которое либо закупало произведения с выставок, либо выделяло средства на приобретение работ из комиссионных магазинов — тогда ведь не было аукционов. И в нашей экспозиции ряд таких работ благодаря этому имеется, в том числе работы XVIII, XIX веков. Из последних приобретений — две работы Пластова. Но это, можно сказать, исключение. Денег на комплектование не выделяется ни областным центром, ни федеральным. В госзадании, которое формируется учредителем, строчки комплектования и сохранения нет вообще. И это очень плохо для музея. Ведь его основные функции — сохранение и пополнение фондов. И есть такое понятие: государственная политика в области культуры. И она тоже должна быть. Никто не отменял ответственности государства за состояние государственных музеев. Тем не менее финансирование музея ежегодно сокращают.

— А на что все же дают деньги?

— В первых строчках финансирования — посетители, мероприятия, выставки, то есть просветительская деятельность. Здесь тоже дефицит средств. Мы его прикрываем за счет личного потенциала сотрудников. Но комплектование и реставрация стоят других денег, и решить проблему самостоятельно музей не может. Нам говорят: зарабатывайте сами. Но это чушь. Музей никогда ни в одной стране не может быть прибыльным. И нельзя требовать развития музея без вложений. Физический закон сохранения вещества: нельзя получить что-то из ничего. Таких примеров в природе нет. Почему этого ждут и даже требуют в обществе — не понимаю.

И это не только мое мнение. Совсем недавно М.Б. Пиотровский в своем интервью говорил, что содержание такого музея, как Эрмитаж, — это дорого для государства. Но государство понимает, что такое Эрмитаж.

— Я слышала, что в каждом орловском музее должен быть создан фонд целевых капиталов. Что это такое?

— Никто не знает. Это мы должны создать как бы НКО, чтобы деньги от меценатов и спонсоров вытеснили бюджетное финансирование. Я обзвонила коллег из других регионов — мне в ответ покрутили у виска: вы ж государственный музей! Мы промониторили ситуацию по стране и обнаружили, что такое все же есть. В Эрмитаже. Которому Потанин дал 500 тысяч долларов на основные цели музея. Причем в бюджете Эрмитажа эта сумма как капля в море. И там никто не ставит вопрос о самоокупаемости и привлечении внебюджетных средств, хотя это ЭРМИТАЖ, то есть известнейший в мире туристский центр, мировые имена и иная стоимость билетов!

Это не личное, это — государственное.

И жнец, и на дуде игрец

— А еще вам вменяют в обязанности разработку виртуальных экскурсий и интерактивных программ. Это реально?

— Конечно, реально. Хотя тоже требует вложения средств. И надо отдавать отчет, что мы можем сделать, а что нет. Наш музей пока первый и единственный в Орловской области, кто успешно осваивает новую реальность. Замечу: это наше собственное решение, и реализуем мы его на собственные средства, которые удалось заработать.

Идея родилась просто: я увидела филиал Русского музея, вернулась, посмотрела на наш музей другими глазами и поняла, как все плохо. А потом стала размышлять, что все-таки можно сделать, не имея финансирования, площадей, приспособленных аудиторий и специалистов, — у нас ведь в штате нет даже программиста... В результате мы установили сенсорный киоск в Мемориальной мастерской А.И. Курнакова. Не в дань моде, а по жестокой необходимости. Там маленькие площади и очень много вещевого фонда, который просто невозможно весь представить зрителю. А сенсорный киоск позволил всю эту информацию сделать доступной для посетителей и существенно дополнить имеющуюся экспозицию.

Затем Русский музей предложил нам проект «Виртуальный филиал» за счет средств Минкультуры — от области требовалось лишь предоставить соответствующее помещение. Однако никто не захотел и слушать. Упустив эту возможность, мы пошли по другому пути. Благодаря тому, что я работаю в Институте культуры, попросила выпускника музейного отделения, который был нацелен работать с информационными технологиями, выбрать темой дипломной работы создание аудиогида. И он вместе с нашими сотрудниками создал программу. За этим стоит полная оцифровка материалов всей нашей экспозиции, чего не сделано пока ни в одном музее области. Мы связались с разработчиками оборудования, разработали маршрутную карту, которая выдается посетителям вместе с плеерами. И теперь человек может сам, без экскурсовода, ходить по нашим залам и получать нужную ему информацию.

В нашем музее самые дешевые билеты, и это осознанная стратегия. Я считаю, что лучше пусть придет пять человек, заплатив по 20 рублей, чем один за сто. Музей — это гос-

имущество и особая гордость государства, доступ к которому, как к недрам, должен быть максимальным. Не случайно в мировой практике норма — бесплатный вход в музеи, и это правильно. Я вообще считаю порочной так называемую борьбу за посетителей и строку об этом в наших отчетах. Посетитель должен приходить в музей, во-первых, потому что ему интересно, а во-вторых, потому что это иной мир, другая реальность, которая позитивна, а не потому что мы должны поставить галочки. Но, чтобы была мотивация, должны быть созданы соответствующие условия. Аудиогид — одна из новых возможностей получить информацию без каких-то дополнительных усилий.

Вопреки всему мы уже запустили вторую часть аудиогида — аудиогид для мобильных приложений. А в прошлом году захотелось сделать виртуальную экскурсию. Да, такие вот прибабахи — хочется, чтобы музей был узнаваемым, хочется быть лучшими. И мы за счет собственных средств наняли для этого специалиста. Работал не только он, но и эксперты, хранители. Полгода колоссального труда и немалых вложений — сейчас, скажу честно, я бы это не потянула по деньгам. И получился совершенно уникальный проект.

Если посмотреть на сайты других музеев, то в основном у них виртуальные панорамы: можно пройтись по залам здания, заглянуть в какие-то уголки, но информацию вы не получите. А мы сделали именно виртуальную экскурсию, то есть виртуальную панораму всего музея с навигацией на отдельные работы с достаточно полной информацией о них. То есть можно с помощью курсора «подойти» к любому экспонату, нажать на него и получить всю информацию. Хотела было выложить проект на наш сайт, но взбунтовались сотрудники: опасаются, что после этого отпадет потребность в живой экскурсии. А поскольку прецедентов нет, мы не можем изучить аналогичную практику. Поэтому решили выложить пока один зал — покажем портреты, самые известные работы нашего экскурсионного ряда. Если найдем средства, к юбилею выпустим диски с виртуальной экскурсией. Но если бы у нас решился вопрос с бесплатным посещением музея, мы бы с удовольствием выложили на сайт всю экскурсию, в полном объеме. Тогда у человека будет выбор. Лично я была б счастлива: музеи ведь созданы для людей, а не для самих себя. Уверена: когда-нибудь мы до этого доживем. А пока ищем деньги для юбилея — не можем же мы обмануть ожидания наших друзей и почитателей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2017

Заголовок в газете: Духом окрепнет в борьбе?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру