Парки Орла превращаются в неопрятные заросли

ЭКОлогия не терпит ЭКОномии

Осень на дворе — значит, можно говорить о предварительных результатах запланированного на год. 2017-й провозглашен Годом экологии. Все эти обозначения-названия как бы формулируют главные проблемы, на которых надо бы акцентировать внимание и граждан, и власти. Однако в Орле, да и на Орловщине в целом, можно сказать, не получилось. Никаких серьезных бюджетных да и внебюджетных вливаний в улучшение экологической среды не замечено, имеющиеся проблемы лишь стали старше на один год, а некоторые даже усугубились. Хотя есть одно несомненное достижение: в их решение включается все больше граждан. Орловцы сами расчищают парки «Ботаника» и «Дворянка», чистят дно озера «Светлая жизнь» и городские берега рек, массово выходят на субботники, а в этом году даже сажали клумбы и косили траву. «Мы от конфликта с общественностью перешли к диалогу» — так это назвали. О непростой экологической ситуации в областной столице говорили на круглом столе, посвященном Году экологии, который провел глава горадминистрации Александр Муромский.

ЭКОлогия не терпит ЭКОномии
Областная столица этим летом навевала воспоминания о деревенских пейзажах.

Озеленение по-деревенски

Орел беден. В прямом смысле слова. В бюджете катастрофически не хватает средств даже на самое необходимое. Именно поэтому в Год экологии был в разы уменьшен муниципальный заказ на благоустройство города, чем уже много лет занимается муниципальное предприятие «Зеленстрой». По сообщению главного специалиста по озеленению Татьяны Можиной, МУП в этом году посадило по муниципальному заказу всего… 125 деревьев и 100 кустарников, муниципалитет заказал и оплатил лишь один(!) за все лето покос травы — оттого областная столица этим летом навевала воспоминания о деревенских пейзажах. В целом же объем муниципального заказа «Зеленстрою» сократился с 56 млн рублей в прошлом году (даже это крайне недостаточно для содержания города в порядке) до 19,3 млн в текущем. Так что спасибо неравнодушным. Весной орловцы во время субботников высадили более 3 тысяч саженцев деревьев и примерно столько же кустарников. В том числе благодаря лесхозу Глазуновского района, который безвозмездно дал городу 1000 саженцев дуба и клена. Такой вот Год экологии в Орле по строчке «озеленение».

Частник не виноват?

Но если зелень — дело наживное, да и граждане могут власти подсобить — в конце концов, все в городе живут, большинство его любят, то проблему очищения Орла от мусора силами общественности не решить, даже если еженедельно устраивать субботники.

Раньше считалось, что проблема зарыта в частном секторе, который не платит за вывоз мусора, — оттого, дескать, город и обрастает стихийными свалками.

— Анализируя ситуацию, мы говорили, что основная проблема в том, что не все жители частного сектора охвачены договорами на вывоз ТБО. Называлась даже цифра — 50 процентов. Однако после того, как была проведена аналитическая работа, прежде всего с абонентским отделом МУП «Спецавтобаза», выяснилось, что в городе Орле ситуация с договорами с частным сектором даже несколько лучше, чем в других муниципальных образованиях. Договорами охвачено 83% жителей частного сектора, — удивил собравшихся заместитель начальника городского управления городского хозяйства и транспорта администрации Александр Филатов.

То есть в том, что Орел не чист, виноват не частник. Тогда кто? Или что?

Когда что-то не срабатывает, мы ищем тех, кто недоработал, но при этом не любим смотреть на экономику, понимая, что дефицит средств все чаще пополняется не бюджетом, а гражданами. Тем не менее от математики никуда не деться: как за 50 рублей не купишь пачку сливочного масла, так за 145 рублей — столько стоит вывоз одного куба мусора в Орле — невозможно содержать город чистым.

— Если норматив по накоплению отходов, утвержденный в 2013 году, более-менее соответствует практикам других городов, то тариф по вывозу мусора, которым должна руководствоваться «Спецавтобаза», не соответствует реалиям затрат на топливо, запчасти, погрузку и т.д., — убежден Филатов. — Предприятие несет убытки. И получается парадоксальная ситуация: за договоры с хозяйствующими субъектами, многоквартирными домами спецпредприятия бьются, а вывозить мусор из частного сектора не хочет никто, кроме муниципального предприятия.

Да и оно, скорее всего, не хочет, да деться некуда. Так же как некуда деться ПАТП 1, которое возит людей по убыточным маршрутам, как МУП ЖРЭП (Заказчику), который вынужден «подбирать» убыточные многоквартирные дома и обслуживать их, множа собственные долги.

Экономическую необоснованность тарифа косвенно подтверждает и тот факт, что город вынужден субсидировать из бюджета вывоз мусора. Так, на очистку 43 контейнерных площадок, имеющихся в областном центре, горбюджет доплачивает возчику мусора 15-16 млн рублей в год.

При том, что проблема с мусором в России глобальная, решают ее в разных городах по-разному.

Среднерыночный обоснованный тариф для Орла — 220-240 рублей, а в реале — 145 рублей. К слову, в Курске, даже в Ливнах — более 200 рублей, а в Тамбове — вообще более 500 рублей за куб. Наиболее радикальные меры провели в Новгороде. Там не стали поднимать тарифы. А просто… убрали муниципальные контейнерные площадки из частного сектора и активизировали деятельность по контролю, складированию отходов вне отведенных мест. После того как административно-техническая комиссия стала в массовом порядке наказывать граждан за вынос мусора в неустановленные места, а установленных там практически не было, жители частного сектора были просто вынуждены устанавливать индивидуальные контейнеры через заключение договоров со специализированными организациями. И стало чисто. Не факт, что такой путь стоит пройти Орлу, но то, что надо менять ситуацию, бесспорно.

— Радикальных мер мы не предпринимали, полагая, что в этом году придет региональный оператор, который и решит проблему. Однако его приход задерживается до октября 2018 года, — пояснил Филатов.

Мантра про регоператора

Вообще, мантра про регоператора звучит давно. Не особо вникающие в проблему полагают, что это некий добрый дядька, богатый и рачительный, придет в Орел, закрутит нужные колесики и за свой счет наведет порядок. И ждут его — не дождутся. Ошибаются эти люди. «За свой счет» не будет ничего. Все заранее продумано и расписано: тарифы и нормативы должны быть экономически обоснованы, обхват договорами — тотальный, и т.д. и т.п.

— Сэкономив на субсидировании вывоза отходов из частного сектора, мы будем по-прежнему иметь обязательства по стихийным свалкам, по уборке уличной дорожной сети, и, что самое главное, нам, вероятно, на перспективу, придется кратно увеличивать расходы на содержание контейнерных площадок, — пояснил Филатов. — Те нормативы, которые есть, свидетельствуют о том, что уход за контейнерной площадкой — обеспечение наличия ограждения, исправного бункера — будет организовываться собственником земельного участка. То есть нашу муниципальную программу ремонта и благоустройства контейнерных площадок придется расширять. При этом регоператор потребует от органа местного самоуправления иметь весь фонд контейнерных площадок, содержания придомовых территорий в надлежащем состоянии.

А иначе «кина не будет». Поэтому совсем непонятно, почему муниципальная и региональная власть столь не спешны. Все равно ведь придется идти на непопулярные меры — или без «кнута» никак? Очевидно, что идти к чистоте лучше постепенно, не доводя областной центр до мусорного коллапса, а людей — до сердечных приступов, когда на них свалится все и сразу: повышение нормативов, тарифов, требований. 

«Люди просто обнаглели»

Есть такая поговорка: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Если ее применить к Орлу, то она будет звучать короче: грязно, потому что мусорят. Мусорят у нас везде. Магазины и кафе, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, дачники и владельцы гаражей, горожане, выбрасывающие свои пакеты с отходами куда ни попадя, но при этом всегда находящие себе оправдание. Прозвучал характерный диалог и на круглом столе.

— Люди просто обнаглели, — возмутился глава администрации Советского района Артем Левковский. — Есть у нас улицы Матвеева, Игнатова — о чистоте только помечтать. Спрашиваю там бабульку: почему мусор бросили на полдороги к контейнерной площадке? Отвечает: далеко нести. И что с нею делать? Даже оштрафовать не могу — для этого нужна полиция.

— Так ведь, правда, далеко, метров сто, — возразил кто-то из присутствующих. — Там нужна еще одна контейнерная площадка — точно говорю, я там живу.

— А вы согласитесь ее поставить около своего дома?

— Ни за что! Костьми лягу!

— И что делать?

Проблема…

— Больная проблема, — согласился мэр Орла Василий Новиков. — Мусор — на третьем месте по жалобам горожан. Если надо принять нормативно-правовые решения — надо принимать.

— Если я затребую цифры, сколько у нас оштрафовано за незаконный выброс мусора, что скажете? — спросил глава горадминистрации Александр Муромский.

— Думаю, цифры вас не впечатлят, — ответил Филатов.

… Есть ли выход? По итогам обсуждения круглый стол дал поручение финансово-экономическому управлению администрации города Орла представить до 29 сентября обоснованные предложения по изменению тарифного регулирования работ по вывозу ТКО из сектора частной жилой застройки. Территориальные же управления по районам должны будут представить нормотворческие предложения по совершенствованию правоприменительной практики по пресечению нарушений Правил благоустройства и санитарного содержания территории. Если все получится — это и будет, наверное, главным результатом Года экологии в Орле.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2017

Заголовок в газете: Ни красоты, ни чистоты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру