Дойдет ли Орел до социального взрыва?

В путах капитальной системы

Каждый раз, когда приходят холода, оказывается, что их не ждали. Помимо этого в Орле в последние три года появилась новая фишка — здесь еще и крыши к холодам не закрывают, а капитальный ремонт многоквартирных домов оказывается для испытавших его кошмаром, который неизвестно когда закончится. Региональный оператор программы капремонта, выплатив сотни миллионов рублей, мало того что себя дискредитировал, но и пока бессилен решить созданные им самим проблемы: слишком хорошо работала система выплаты денег ни за что непонятно кому.

В путах капитальной системы

Засекреченный ремонт

В октябре по орловским многоквартирным домам ходила комиссия в составе заказчика капремонта — Регионального фонда и представителей силовых ведомств, которые вместе с экспертами пытались выяснить, как осуществлен капитальный ремонт по программе, работающей вот уже три года. Обследовали не только дома на ул. Ленина, подрядчиков которых безуспешно пытался подгонять в прошлом году даже сам глава города, но и те, которые отремонтированы два года назад. Дело запахло-таки керосином. Но даже если кого-то посадят, жителям «отремонтированных» домов легче не станет. Их дома обречены на то, чтобы люди из собственных средств устраняли бесчисленные недоделки и откровенный брак.

— Оперативники провели выемку документов в ФКР, им есть что сравнивать: реальный ремонт с актами, сметами, которые были в Фонде, — говорит директор ООО «УК Советского района» Наталья Мазуркевич. — А управляющая компания второй год не может добиться от Фонда вообще каких бы то ни было документов, а без них у нас связаны руки. Разговариваем с жителями — у них тоже нет бумаг. В некоторых случаях даже администрация района, которая является членом комиссии по приему работ, по отбору подрядной организации, документов не имеет. То есть процесс проведения капремонта фактически полностью закрыт. При этом в Орле нет ни одного дома, прошедшего капитальный ремонт, в котором бы жители не обращались в прокуратуру с жалобами. И ни одного дома, который бы выдержал хотя бы первый год гарантийного срока.

Простая история: дом капитально отремонтирован, но случилась аварийная ситуация. Мы понимаем, что дом — на гарантии, устранять проблему должен подрядчик, пишем письма в ФКР — не отвечают. Просим Фонд прислать своего специалиста для работы в комиссии, чтобы составить акты о недоделках, — в ответ тишина. И получается: документации нет, какая организация сотворила брак — неизвестно, какие объемы выполнены — не знаем, какой гарантийный срок — загадка.

В прошлом году в День города на Пролетарской горе, 3 произошла аварийная ситуация: на вводе в дом сорвало вентиль на трубе с холодной водой — его заменили во время капремонта. Когда начало заливать подвал, жители обратились в Орелводоканал. Поскольку был праздник и центр города перекрыт, его специалисты не смогли подъехать к дому, никто воду не отключил. В управляющую компанию люди обратились на следующий день. Специалисты УК — в ФКР, поскольку выполнение работ за счет средств собственников в доме, который находится на гарантии, нецелесообразно и неправильно. Но регоператор хранил молчание. Поскольку без воды оставить дом было нельзя, управляющая компания сама произвела замену вентиля за счет жильцов. Претензия, которую УК направила в Фонд, осталась без ответа…

Если попытаться найти перечень работ, которые выполнялись на том или ином доме, на сайте ФКР, это тоже не удастся в полной мере, хотя Фонд как некоммерческая организация обязан по федеральному закону раскрывать информацию. К примеру, возьмем ул. Ленина, 21. Фонд считает, что на этом доме в 2016 году проводился капитальный ремонт. Но зайдите в категорию «выполненные работы», и вы обнаружите, что информации, подтверждающей это, нет: «инженерная сеть» — договор не заключен, «кровля» — договор не заключен. Указано только два договора по этому дому: на стройконтроль и на проверку проектно-сметной документации. Но если информация не размещена, значит, дом находится только в стадии подготовки для капитального ремонта?!

«А где же ваша гражданская позиция?»

На вопросы по проблемам, которые создал регоператор своей деятельностью и для жильцов, и для УК, недавно назначенный заместителем директора ФКР Валерий Курман неожиданно спросил: «А где же ваша гражданская позиция? Вы бы расследовали, почему в Орле с капремонтом происходит то, что происходит, а не гонялись за жареным!» И не согласился с тем, что она, позиция, равно как и гражданская позиция всех собственников жилья в данном вопросе, — это, вообще-то, вовремя платить за капремонт и требовать в обмен качественную услугу.

Расследование — не расследование, но из 29 новеньких узлов учета, установленных в ходе капремонта в домах, обслуживаемых «УК Советского района», в эксплуатацию введены 5-6. Многие подрядчики исчезли вместе с деньгами, которые собрал ФКР с орловцев, не выполнив своих обязательств, обанкротились. В результате из Реестра квалифицированных подрядных организаций новое руководство ФКР исключило тех, кто плохо ремонтировал, и тех, кто плохо осуществлял стройнадзор. Однако деньги, взятые ими из «общего котла» регоператора, это не вернет. Не случайно произошедшим заинтересовались правоохранительные органы.

Регоператор признает: практически у всех организаций, которые выиграли контракты на проведение капремонтов в Орле, не было производственных баз, квалифицированных специалистов. В самом ФКР на момент написания материала не было технологических регламентов ни по одному этапу капремонта — они только готовились(!). Другая проблема — низкая стоимость капремонта, которая определена в Орловской области, и его структура. По словам специалистов ФКР, на Орловщине 75% средств предусматривается на капремонт так называемой «неподвижки» — стен, крыш и т.д., и только 15% — на замену инженерных коммуникаций. А вот в Курске, к примеру, ситуация с точностью до наоборот: 64% направляется на инженерные коммуникации.

Сегодня новое руководство ФКР пытается изменить ситуацию, но созданная предшественниками система, во-первых, так просто не ломается, а во-вторых, не позволяет начать с «чистого листа» — отремонтированные кое-как дома стали проблемой, которую невозможно решить в принципе: средства потрачены, ответственных нет, документов в полном объеме тоже нет даже у регоператора. Ну а вопрос, куда смотрел все это время большой чиновник — руководитель Департамента ЖКХ г-н Ремига, даже нет смысла задавать. Нет уже того чиновника. Наверное, об этом лучше спросят следователи.

Но если власть не придумает, как помочь ФКР, УК и жильцам плохо отремонтированных домов, ситуация может привести к социальному взрыву.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 7 ноября 2017

Заголовок в газете: Воровская схема?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру