В Орле не удалось поставить подпись за выдвижение Путина и Навального

Десять тысяч шагов к конкуренции

Январь — месяц, когда желающие стать президентом кандидаты собирают подписи граждан. Вот и я решила внести свою лепту в демократическую процедуру. Мне своей подписи не жалко ни для кого — ни для Путина, ни для Собчак, ни для Явлинского, ни для Титова, ни для Навального. Потому что должна быть конкуренция. Обзвонив знакомых политиков, выяснила, где чей штаб находится, и отправилась реализовать свою гражданскую ответственность. Мне повезло: все штабы в Орле находятся почти рядом. Дотошный айфон посчитал: на весь обход понадобилось пройти около 6 км — чуть меньше 10 тысяч шагов. Однако полной демократии не получилось.

Десять тысяч шагов к конкуренции
Ekb.holme.ru

Скандал на скандале

Первый визит — в штаб Собчак, который находится как раз чуть наискосок от местного управления ФСБ. Встретили приветливо. Координатор штаба Сергей Носов рассказывает:

— Нашему штабу надо собрать порядка 2,5 тысячи подписей, на 9 января собрано около половины. Деньги за эту работу мы платим — 100 рублей за подпись, но только после того, как она пройдет полную проверку. Помочь нашему кандидату зарегистрироваться вызвались порядка 50 волонтеров.

По словам Носова, подписи орловцы ставят достаточно охотно, но не все.

— Волонтеры рассказывают, что если встречаются учителя или военные, полицейские, то они отказываются. Говорят, им запрещено и даже «нам давно сказали, за кого ставить подпись».

Оказывается, почти весь люд на Орловщине ходит с паспортами, так что проблемы заполнить бланк прямо на улице почти нет.

В отличие от других штабов в Орле, вокруг этого — сплошные недоразумения. Накануне нового года дверь штаба сначала ободрали, потом вовсе выломали — неизвестных остановила лишь решетка, которую они не рискнули или не смогли разломать. А 10 января на волонтера Валентину Шахову вовсе напали. По ее словам, она обходила квартиры, и в одном из домов на ул. Курской, 1 свою подпись за выдвижение Собчак в кандидаты поставила пожилая женщина. Это не понравилось ее сыну, он догнал волонтера на улице, представившись бывшим полицейским с 20-летним стажем, потребовал подписанный лист и, по словам Шаховой, порвал ей куртку. Написано очередное заявление в полицию. В штабе считают нападение и хулиганством, и воспрепятствованием сбору подписей.

Впрочем, прессуют «собчаковцев» не только в Орле. На прошлой неделе, к примеру, координаторы штабов, в том числе Сергей Носов, по мобильному приложению WhatsAp получил письмо от некой межрегиональной организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль», которая призывает ни много ни мало прекратить сбор подписей за Собчак и агитацию за нее, приостановить набор волонтеров, прекратить прием средств и поиск спонсоров. Основание — якобы проводимая прокуратурой города Москвы проверка на наличие признаков экстремизма в высказывании журналистки о территориальной принадлежности Республики Крым. Дескать, если не остановитесь, будете типа соучастники преступления.

— Скорее всего это провокация. Цель очевидна: противодействовать предвыборной кампании Ксении Собчак, — считает Носов.

Больше в штабе переживают по другому поводу:

— Мы с середины декабря не можем согласовать с администрацией города размещение надувного агитационного шатра для сбора подписей. Нам отвечают: все известные в областном центре площадки заняты под другие мероприятия. И предлагают городскую окраину — отправляют нас на Выгонку, при этом рекомендуя обойтись «без сборно-разборной конструкции, которая может создать препятствие для свободного движения граждан».

Что ж, нежелание властей видеть протестные акции, да и вообще что-либо, что не в рамках желаемого «властной вертикали», не ново. В Орле в прошлом году принят так называемый указ Потомского, который практически лишил горожан возможности увидеть какие-либо непровластные акции в центрах районов города.

— Мы подали еще одно уведомление на согласование размещения агитшатра в центре Орла. Если нам в очередной раз откажут, будем это рассматривать не как отказ в проведении публичного мероприятия, а как воспрепятствование сбору подписей зарегистрированного кандидата, — говорит юрист штаба Дмитрий Краюхин.

Так что в штабе — сплошная борьба. Между тем люди идут. Не толпами, конечно, но все же. И молодые, и пожилые. К примеру, в селе Лютое Ливенского района волонтер Сергей Кондратьев собрал аж 60 подписей за выдвижение Собчак — немало, если учесть, что все село — это около 140 жителей…

Ставлю свою подпись за выдвижение и я. Она будет одной из 100 тысяч, необходимых для регистрации. Я хочу, чтобы была хоть какая-то конкуренция.

Волонтер Сергей Кондратьев.

Страшная тайна

Из штаба Собчак иду ставить подпись за действующего президента. Накануне пыталась выяснить, где находится штаб. Все говорят: в Орле его нет. Но есть волонтеры. Ориентир — торговый центр «Водолей». Прогулка по первому этажу известного очага торговли результат не принесла, и многочисленные продавцы не помогли: никто не видел и не слышал о сборе подписей за Путина. Хорошо, что перед уходом подняла голову. Прямо напротив лестницы — стойка и два молодых человека в футболках с надписью «Путин», но больше ничего. Поднимаюсь. Представляюсь. Объясняю, что хотела бы подписаться, но меня смущает отсутствие «опознавательных знаков» — молодые люди ж явно не Путины. И получаю сразивший наповал ответ: «А мы вам не скажем, кто мы, вдруг вы — провокаторы из штаба Собчак или из штаба Навального». «Переговоры» результата не дали. Удалось лишь выяснить, что оба-два — из Орловского госуниверситета. Фамилии назвать отказались наотрез, телефон штаба — оказывается, тайна, имя руководителя штаба — еще большая тайна. Про доверенность, которая у них должна быть, — ни гу-гу. Правда, признались, что штаб — в гостинице «Русь». В заключение тот, что слева, заявил, что он… запрещает мне писать о том, что он мне сказал, в газете — дескать, такие у него права.

В общем, странным молодым людям я не рискнула дать свои паспортные данные — мало ли кто стоит в футболке с именем президента. Но я хочу поставить свою подпись в поддержку Путина! Поэтому отправляюсь в гостиницу…

Таинственные сборщики.

Увы, напрасно. Девушка за стойкой сообщает, что «штаб» размещается рядом, в бывшем кафе «Чудо-улей», но там никого нет, все закрыто… На всякий случай дергаю дверь. Действительно закрыто. Несолоно хлебавши отправляюсь в штаб Навального, который расположился еще более претенциозно: прямо у края площади Ленина, чуть наискосок от Дома Советов и перпендикулярно штабу Путина.

Смелость города возьмет?

Оказалось, слово «перпендикулярно» не только здание, но и вся ситуация в целом. Я… опоздала. Сбор подписей закончен. Но не потому, что их собрали достаточное количество.

— У нас два десятка сборщиков подписей, мы осуществляли сбор данных, верифицировали их, — рассказывает руководитель штаба Виктор Зырянов. — Но Алексея Навального не допустили к выборам, и мы фактически приостановили свою работу.

На ее возобновление надежды есть, но весьма скромные — на Конституционный суд РФ и ЕСПЧ — Европейский суд по правам человека. Но даже если решение, о котором мечтают навальновцы, состоится, времени для сбора подписей почти не останется — может быть, неделя-две, так что участие главного оппозиционера страны в президентских выборах более чем иллюзорно.

Тем не менее штаб не закрыт и не закроется. По словам Зырянова, он будет работать «в другом формате». Сторонники Навального готовятся стать наблюдателями на выборах, причем хотят закрыть все избирательные участки региона.

— У нас будет порядка полутысячи наблюдателей, в том числе от СМИ, — рассказывает Зырянов. — Будем привлекать и совсем юных — поставим ребят у участков работать «счетчиками», это не запрещено.

Виктор Зырянов и сам молод. Для него работа в штабе Навального — политический опыт, который он надеется использовать в своей дальнейшей жизни.

— Мы хотим перемен к лучшему, и у нас есть свое видение, как и что сделать. Я не говорю за страну, я — про Орел, — рассказывает Зырянов. — Я здесь познакомился с массой неравнодушных людей всех возрастов, которые тоже хотят перемен к лучшему, и понял, что нас таких немало. Ну вот зачем нам содержать столько чиновников в этом огромном доме на площади Ленина? Я считаю, что вполне хватило бы 7-8 человек администрации, которые бы осуществляли общее руководство областью, а остальные должны работать в районах, на земле. А здание это отдать орловским детдомовцам. А вместо Нарышкинской колонии общего режима, где сейчас сидит Олег Навальный, я бы предложил построить аэропорт. Вообще, Орловской области не нужны колонии — это мое убеждение. А вот проспект нужен — это ведь безобразие, что в областном центре нет ни одного… У нас много предложений, конкретных, по изменению города Орла. Я понимаю, что вряд ли нас услышат сегодня. Но у нас есть время. Даже через 20 лет я буду моложе, чем Грудинин, так что все впереди. Единственное — хочется, чтобы мы пришли к власти до окончательной деградации.

Координатор штаба А. Навального Виктор Зырянов.

Надо же: и там молодые, и тут, а какая разница… А что же яблочники?

Дорогу осилит идущий

Штаб Явлинского работает в комнатке, где располагается офис орловских яблочников. Координатор штаба, он же руководитель местного отделения «Яблока» Сергей Зайцев ходом сбора подписей доволен:

— 600 подписей мы уже отправили в Москву. По наблюдениям наших волонтеров, многие намерены голосовать за Путина, но свою подпись за выдвижение Явлинского ставят охотно: «пусть участвует». Вот и мы о том же. Конкуренция должна быть. Сборщиков у нас порядка 60 человек, самому юному — 19 лет, самой старшей — под 80.

Главным конкурентом здесь считают не Владимира Путина, а Алексея Навального, если его все-таки зарегистрируют. И переживают за явку.

— Мы заинтересованы в высокой явке, — объясняет Зайцев. — Придут 49% избирателей и дадут нынешнему лидеру страны процентов 80, а придут 80% — и будет наверняка всего 49%. Это очень важно.

Соглашаюсь. И ставлю свою подпись.

В штабе яблочников.

Это последний пункт орловской «демократии» сегодняшнего дня. Где находится штаб Титова и есть ли он вообще, выяснить пока не удалось…

От конкуренции до демократии, конечно, на самом деле не 10 тысяч шагов, но народная мудрость гласит: дорогу осилит идущий. Присоединяйтесь!

Сюжет:

Дело Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру