Присвоение статуса «аварийное жилье» старинному дому в центре города означает только одно — перспективу быть снесенным. Постройку относят к началу 20 столетия, однако она не входит в список памятников архитектуры. Дом №16 не выглядит заброшенным и аварийным, хотя фасад действительно следовало бы отреставрировать.
Неповторимый облик Курска мог бы стать отличным подспорьем для создания привлекательного туристического маршрута по местам, вошедшим в историю благодаря гостившим в них великим людям. Например, в Курске во время ссылки в доме №16 на улице Первышевской (с 1950 года ее переименовали в честь российского изобретателя и нашего земляка Уфимцева) жили поэты-обэриуты Даниил Хармс и Александр Введенский.
Но вернемся к купеческому дому с угловым балконом и красивой мелкой лепкой на фасадах, чудом сохранившимся у въездовых ворот врытым в землю гранитным столбом, о чем пишет Владимир Степанов на сайте «Курск дореволюционный».
До революции владельцем дома был Николай Гладков — почетный гражданин, купец и благотворитель. В конце 19 столетия здесь кухаркой работала молодая Дёжка Винникова, будущая знаменитая российская певица Надежда Плевицкая. В начале 20 века несколько лет в этом доме прожила всемирно известный скульптор Вера Мухина. Случилось так, что, проживая в Феодосии, в 1904 году скончался ее отец, еще раньше умерла мать. Веру и ее старшую сестру Марию приютили дяди и тети, жившие в Курске, где Вера с отличием окончила гимназию. Здесь же она написала первый в жизни портрет горничной Анюты.
В годы Первой мировой войны в здании разместился военный госпиталь, после революции — вселилась Губернская чрезвычайная комиссия, затем расположился 74-й сводный эвакогоспиталь. В 1923 году его ликвидировали, и здание было передано рабочему факультету для размещения студенческого общежития на 200 мест. В 1927 году, после закрытия рабфака, здесь организовали общежитие для безработных и беспризорных матерей и их детей. Перед Великой Отечественной войной в доме открыли детскую больницу. После освобождения города от немецких захватчиков в здании расположился аппарат Курского обкома
ВКП(б). До 1955 года в доме находился родильный дом №3, позже переехавший в новое здание на улице Ленина, а здесь появились областной противотуберкулезный диспансер и его стационар. В 1975 году в здании разместилось Курское медицинское училище, позже переименованное в Курский базовый медицинский колледж.
Согласно Постановлению Администрации Курской области «Об утверждении границ объединенных зон охраны, требований к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны и особого режима использования земельного участка в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в кварталах, ограниченных ул. Серафима Саровского (бывший Троицкий пер.), ул. Максима Горького (бывшая Сергиевская 1-я), ул. Ленина (бывшая Московская), ул. Можаевская, ул. Уфимцева, ул. Володарского, ул. Кати Зеленко в г. Курске» от 12 сентября 2017 года, существенно сужаются варианты использования земельного участка, на котором расположено здание, однако это не спасает от сноса. Единственная возможность сохранения дома — это проведение историко-культурной экспертизы для возможности признания здания памятником градостроительства и архитектуры.
Пока верстался номер
Сноси, не кайся!
В Курске объявлен тендер на снос особняка мещан Беньковских.
В Курске официально объявлено о ликвидации дома №80 по улице Красной Армии. Тендер на его снос проходит как раз сейчас. Стоимость работ — 333 тысячи 706 рублей. Сейчас комитет архитектуры и градостроительства принимает заявки от организаций, готовых за эти деньги стереть с лица областного центра очередное здание дореволюционной постройки. Этот особняк, расположенный на пересечении улиц Красной Армии и Рассыльной, в свое время принадлежал мещанам братьям Беньковским.
Дом №80 по улице Красной Армии уже ожидает своей участи, хотя в архитектурном плане он довольно интересен и, при грамотном подходе, мог бы еще долго являться одной из иллюстраций типичной застройки Курска начала 20 века. Но не случилось. Как рассказывают жители соседних домов, жильцов из этого строения расселили лет восемь назад. С тех пор его оккупировали бомжи и крысы, которые плодятся с невиданной скоростью и бегают по всей округе.
— Согласитесь, не все построенное до 1917 года является памятником, — считает Виктор Казьмин, главный архитектор г. Курска. — Как мне представляется, необходимо оставить и реконструировать самые яркие особняки, реально отражающие особенности старого Курска, — 5-10 купеческих домов, которые действительно достойны сохранения. Я бы выбрал квартал, например, в районе улиц Большевиков, Щепкина, Карла Либкнехта, где находятся эти дома, и предложил инвестору сделать его пешеходной зоной с антикварными лавочками. Все остальное, на мой взгляд, нужно сносить. Сегодня 600 домов-памятников дореволюционной постройки без удобств, переживших свой срок безопасной эксплуатации в 100 лет, — это наше горе, а не наша радость.