Шкура мэра

Возможно, курский мэр Овчаров Николай Иванович в глубине души и убежден, что политику надо делать с чистыми руками, но…

Осенью 2017 и зимой 2017 года в серии публикаций «МК Черноземье» был озвучен ряд вопросов, касающихся столицы Курской области — Курска. Ответы на которые, по идее, ждать стоило от ряда городских чиновников во главе с мэром регионального центра Николаем Овчаровым. И которые редакция ожидаемо не получила. «Вот она, некрократия в действии. С таким уже успехом мертвым могли писать и ждать ответы с того света» — озвучил ситуацию один из сотрудников.

Возможно, курский мэр Овчаров Николай Иванович в глубине души и убежден, что политику надо делать с чистыми руками, но…
Фото: Константин Крупенин, gikursk.ru

Очевидно невероятное

Еще большей глупостью, нежели ждать оперативности в ответах на заданные вопросы от чиновничества, всегда казались попытки выйти на прямой и открытый разговор с тем или иным представителем власти. Глаза в глаза. Без заготовленных и поданных в пресс-службу вопросов. Без формально безупречных, прилизанных ответов. Так ведь не принято. Это не по правилам.

Тем удивительнее должно было бы стать исключение, правила эти подтверждающее. Только представьте себе: происходит невероятное, и спустя несколько дней после выхода очередного номера на пороге редакции появляется фигура человека. Мэра. Главы города. Мнение которого по поводу того или иного события в жизни города газете и ее читателям узнать было бы крайне интересно и важно. Подобный его визит мог быть ожидаем лишь теоретически. Как-то так.

«Какие люди, и без охраны!»

Вечером одного из минувших выходных редакцию «МК Черноземье» в Курске посетил глава города. И на представителя некрократии он был похож менее всего. Вполне живой и энергичный. В голове завертелось глупое «Какие люди! И без охраны…», но произносить вслух банальную шутку не пришлось. Короткую паузу прервал курский мэр.

NO: Здравствуйте. Как обжились на новом месте? Как мне увидеть главного редактора? Если это, конечно, возможно, выходной, я понимаю…

«МК Черноземье»: Ну какие могут быть выходные у газетчиков. Проходите, слушаю вас, чем визит ваш вызван, Николай Иванович…

NO: Как это — чем?! Вашими вопросами. Вашим обращением ко мне. Моим желанием встретиться и поговорить, что называется — «глаза в глаза». Вы же этого хотели, так? Без излишних формальностей, протокола, согласований и прочего официоза. Я готов ответить на все ваши «почему?». И кстати, сразу начну отвечать. Вот вы пишете, что я не смотрю в камеры операторов или в глаза собеседников, когда разговариваю. Это не так. Хотя я не фиксирую взгляд на зрачке камеры и не ловлю взгляд собеседника.

Если бы тарабанил клише или заученные ответы, то, наверное, говорил бы без запинки, широко улыбаясь, и смотрел бы партнеру по диалогу прямо и открыто — в переносицу, это не сложно, как еще Макиавелли описал. Но я не свадебный генерал с тостом и не схоласт. А городское хозяйство, инфраструктура, люди — совсем не тема для словоблудия. Отвечая честно, по существу, подбирая слова, которыми оформляешь свою мысль, поневоле статичным не остаешься. У вас не так разве?

«МК Черноземье»: Понятен ответ. И да, так. Но вы же не о физиологии человека во время публичных выступлений поговорить пришли? Присаживайтесь, я включу диктофон с вашего позволения и начнем?

NO: Конечно…

В семье не без «урода»

«МК Черноземье»: Вы сами только что сказали, что город и его жители, их проблемы — это не тема для словоблудия. А что это для главы города, такого как Курск? В чем суть его работы? Мэр Курска в курсе всего, что происходит в городе с инфраструктурой? Он ездит по тем же городским дорогам, что и куряне? Ночью, кстати, эти дороги выглядят лучше, освещения часто нет, ям не видно…

NO: Вы знаете, я не хочу и не буду оправдываться за недочеты или недоработки городских служб. Они были, есть и будут. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Говорить о том, что лучшее — враг хорошего, или о том, что все познается в сравнении, тоже не вижу смысла. Пусть продолжают сравнивать и восхищаться курскими дорогами гости из Воронежа, Орла, Брянска, Тамбова.

Власть под прицелом критики находится постоянно, и это нормально. Иначе и нельзя. Но все же я иногда вот задумываюсь — когда же наконец слово «чиновник» перестанет быть нарицательным? Когда исчезнет ругательный оттенок?

«МК Черноземье»: Наверное, когда чиновники перестанут чувствовать себя не слугами народа, а хозяевами жизни, перестанут мздоимствовать…

NO: В семье не без урода, как говорится. Но вы действительно готовы применять эти определения к ста процентам тех людей, которые занимаются жизнеобеспечением города? Светом, теплом, водой, оформлением пенсий и пособий? Вы правда считаете, что рядовые чиновники, с 9 утра до 6 часов вчера не разгибаясь занимающиеся тем, чтобы вы могли пользоваться всеми благами цивилизации, городской жизни, женщины на приеме заявлений в администрациях, соцработники, учителя и врачи — все хапуги и взяточники?

«МК Черноземье»: Нет, конечно. Но как-то… с каждым годом повсеместно в стране все чаще и чаще слышно про «уродов», а не про тех, кто честно и добросовестно выполняет свою работу…

NO: Вот вы сейчас совершенно правы. И последний вопрос, я так понял, задаете себе? Ведь именно СМИ формируют информационную повестку. И именно для СМИ больше интересны скандалы и разоблачения. Ну что может быть интересного в обыденной работе честного чиновника?

Оказаться в шкуре мэра желающих немного

«МК Черноземье»: Не скажите. Я с удовольствием бы провел день с мэром и подготовил бы репортаж…

NO: Решим в ближайшее время. Но одним репортажем проблему не решишь, и «чиновник», как мне кажется, всегда будет ругательным словом.

«МК Черноземье»: Не согласен. Должен же быть какой-то способ…

NO: Конечно. Есть один способ. Но он неосуществим: дать каждому критикующему возможность попробовать поработать главой города самому. Когда побудешь в этой шкуре… Иногда от бессилья хочется уйти. Особенно когда не знаешь, как решить проблему. Иногда просит вдова умершего ветерана отремонтировать квартиру, а законодательство не позволяет. Вдова погибшего, не вышедшая второй раз замуж, имеет право, а умершего после войны — нет. Она детей одна поднимала, а мы не можем помочь ей крышу подлатать или крыльцо подправить. Ищем лазейки.

А проблемы ЖКХ… Куда от них денешься? Кстати, сейчас, накануне выборов президента, кто-то разыгрывает эту карту, зарабатывая себе очки в политике. Но таким стоит помнить: выборы пройдут, а проблемы останутся. И их придется решать. А вы и ваши коллеги не всегда правильную позицию занимаете: любая новостная программа, любая заметка про работу администрации начинается с сообщений о том, что сгорело, обрушилось. Любой материал о депутатах — с того, какие они богачи и поэтому негодяи. Может, надо больше о построенном, о сделанном говорить?

«МК Черноземье»: Было бы о чем говорить…

Куряне становятся долгожителями

NO: Вы не правы! Было бы желание говорить о хорошем. Никто не заставляет, да и не сможет заставить СМИ, журналистов не критиковать власть. Иначе это и не журналистика будет вовсе. Но видеть во всем только плохое — это неправильно. Между тем численность жителей и средняя продолжительность жизни курян достигли рекордных величин за всю историю существования Курска. Средняя продолжительность жизни у нас 72,7 года, что выше средней по России. Число жителей на конец 2016 года составляло 449 тысяч человек, сейчас уже перевалило за 450 тысяч. Люди хотят жить там, где им лучше. И мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы эти «там» стало «здесь», в Курске.

Старт программе формирования комфортной городской среды был дан Президентом России Владимиром Путиным в рамках его ежегодного Послания Федеральному Собранию. На ее осуществление в масштабах страны федеральный бюджет выделил 20 миллиардов рублей. Состояние городских парков и скверов в Курске признали неудовлетворительным. Так, на парк Дзержинского выделено 30 миллионов рублей, и работы по его благоустройству уже идут. Планируются велосипедная, роликовая, пешеходные дорожки. На входах установят красивые колоннады, появятся освещение, фонтан. Еще будет Аллея героев-пограничников.

В текущем году также завершат работу по обустройству сквера на Студенческой, приведут в порядок парковые участки на Союзной, Энергетиков, Косухина и в районе Льговского поворота.

Курск занял пятое место в рейтинге экологического управления российских городов. Особенно отмечены наши достижения по категориям «Водопотребление и качество воды» и «Транспорт». В рейтинге устойчивого развития из 179 городов Курск занял 11-е место, при этом он лидирует среди городов Черноземья. На сайте «город-россии.рф» ежегодно проводится открытое общенародное голосование «Город России. Национальный выбор». В 2016 году из 83 городов Российской Федерации наш город по результатам голосования занял 9-е место.

Курск — стабильный лидер Национального рейтинга прозрачности государственных и корпоративных закупок. В рейтингах 2014, 2015 и 2016 годов наш город занимал соответственно 6-е, 3-е и 5-е места. Так что Курск становится лидером. И отнюдь не в отрицательном значении этого слова…

Не нужна ли мэрии Служба собственной безопасности?

«МК Черноземье»: Но мы и по количеству заместителей мэра, привлеченных к уголовной ответственности по тяжким статьям, наверняка лидеры. В отрицательном значении этого слова. И вот, кстати, Николай Иванович, в вашу бытность заместителем губернатора Курской области, курировавшим кадровую политику, насколько я припоминаю, у губернатора Михайлова таких проблем, как у вас, с заместителями не было. В чем дело-то? Может быть, вам стоит «тряхнуть стариной» и подобрать себе вице-мэра по кадровой безопасности?

NO: Человеческий фактор был и будет всегда. И человеческий характер не константа, он меняется и, если человек слаб, легко поддается соблазнам. Но я принципиально широко не комментирую неприятные происшествия с коллегами. Я не суд и вердиктов не выношу. И служба безопасности никакая городу не нужна дополнительная. Вы же сами трубите постоянно о необходимости сокращения штата чиновников... Представляю свистопляску в СМИ по инициативе, высказанной вами.  

Пойманы на слове

«МК Черноземье»: Как-то из контекста разговора следует, что в Курске — «все ладно» и лишь отдельные злопыхательские СМИ портят обстановку. Но от такой позиции никуда ведь не исчезнут неудобные вопросы. О сращивании и проникновении криминала во власть различных уровней. О деятельности в недавнем прошлом Комитета по управлению муниципальным имуществом Курска — кажется, что возглавлявший его господин Булгаков вычеркнул для себя из названия комитета слово «муниципальное», заменив его каким-то личным определением. О проблемах предпринимательства и оруэлловском подходе к решению проблем бизнеса в формате «свой-чужой». Поэтому, если вы не против, «МК Черноземье» предлагает вам в ближайшее время продолжить этот разговор…

NO: Нет проблем. Вот в ходе репортажа вашего и продолжим…

«МК Черноземье»: Репортажа???

NO: Ну да. Вы же хотели провести день с мэром Курска? Думаю, что пару-тройку раз по 15 минут поговорить сможем. На ходу, правда. С 8 утра и до 10 часов вечера, может быть чуть позже. Или вы уже не хотите?

«МК Черноземье»: Ждем сигнала. За час, пожалуйста, батарейками для диктофона чтобы было время запастись…

Продолжение следует?..

Вот таким мы представляли себе интервью с мэром Курска Николаем Овчаровым. Интервью, которого не было, нет и не будет. А так хотелось верить, что такое возможно, вернее, что косноязычные конструкции и явная беспомощность исчезнут в конце концов из речи. Увы. Первым, как оказалось, скиллом (навыком), полученным курским градоначальником, после очередного формального переизбрания в должности мэра стало «умение прятаться от журналистов в кабинете». Сыроватое и неотточенное, но какое же забавное, как отметила вся страна... А вы говорите — СМИ во всем вмерло…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 20 февраля 2018

Заголовок в газете: Шкура мэра

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру