Что нужно, чтобы круто изменить свою жизнь? Быть рисковым человеком? Несомненно. А еще необходимо четкое понимание, чего вы хотите. Вот от этого и танцуйте.
Определите, какое дело вам по душе и дерзайте. Глядишь, и у вас все получится, как у героини этого очерка Алены Кичичиди, девушки, не захотевшей жить по стандартам.
Алена талантлива во многом, но главный ее талант — это умение самой делать свою жизнь, уверенно творить ее, как режиссер киноленту или художник картину.
Уютный особнячок на окраине Белгорода, в его цоколе – студия. Студия керамики Алены Кичичиди с чистым названием «Лён».
Место это необыкновенное хотя бы потому, что понятие «время» тут условно, летит незаметно. В студии хорошая, здоровая аура, там красиво. Там тепло от печи. Да, да, от самой настоящей гончарной печи, хотя она и расквартирована в подсобке, на первый взгляд не видна, но ее присутствие интуичится уже с порога — на стеллажах изделия из керамики.
«Центр» студии, ее душа – это, конечно же, хозяйка Алена, та самая девушка, которая однажды изменила свою жизнь. Как это было?
Вот об этом наша история. История человека, бросившего вызов обстоятельствам и обретшего себя.
А уникальность данного сюжета в том, что наша героиня, очертя голову, ринулась в водоворот перемен не от плохой жизни, а… от хорошей.
У нее престижное образование юриста уголовной практики, семья, любящий муж. Была и хорошо оплачиваемая работа, — наша героиня доросла до директора по персоналу и более 10 лет работала в разных сферах бизнеса, несколько лет успешно трудилась в Москве, где, как сама говорит, ее окружала великолепная компания, открывались перспективы роста и совершенствования в сфере управления персоналом и бизнес-тренингов.
Но что-то вот не устраивало красавицу Алену, голос какой-то таинственный звучал в ее душе, звал в неведомые дали.
— Проекты, авралы, сроки, мозговые штурмы, победы… — и ощущение такое, что я кладу свою жизнь на то, чтобы исполнить чужую мечту. Хорошую мечту, но чужую. И за всей этой бесконечной гонкой нет никакой возможности остановиться, вдохнуть и понять – а о чем мечтаю я? Кто я? Зачем? Чего хочу, — вспоминает Алена.
Глушила этот голос, он пробивался снова и снова, укорял, что жизнь пройдет, а она так и не найдет своего призвания.
«Призвание»! А в чем оно?
Тогда Алена еще не понимала этого в полной мере, но она начала думать и искать. «Что я хочу, что я люблю»?
Она перепробовала множество занятий. Но ключ судьбы уверенно выстукивал незамысловатой морзянкой: не то, не то, не то. Грядущее не слало ей устойчивого сигнала. Тем не менее, уволилась с работы и вернулась в родной Белгород, чтобы, как сама говорит, «подготовить плацдарм»:
— Ходила по городу, мне надо было все увидеть, потрогать руками. Я страшно соскучилась. Ну, а потом все-таки случилось то, что неизменно случается на пути людей ищущих, настойчивых. Как-то она заглянула в магазин Борисовской керамики, окинула взглядом витрины, взяла в руки маленький не покрытый глазурью кувшинчик с полки, неликвид, ощутила его застывшую пластику, его тепло и поняла: «Вот оно, мое»! Прошел долгожданный сигнал.
Возвращаясь домой, она везла из того магазина три короба покупок, расставила их дома и «поняла, что я тоже так хочу»! Почувствовала, «что пропала» и что офисный мир потерял ее теперь насовсем. Так керамика вошла в ее жизнь. Навсегда.
На мой вопрос: в чем для нее разница между «люблю» и «нравится», ответила удивительно: «Нравится» – это то, без чего прожить могу, а «люблю» — без чего жить не умею».
И вот отсюда — в какие-то «черепки»!
Впрочем, все не так просто. Она с улыбкой вспоминает, как в детстве гостила у бабушки на хуторе Гремячий, что в Шебекинском районе. Это были счастливые дни, наполненные солнцем. Там была и глина, и детвора с охотой лепила из нее посудку, игрушки, бусинки.
— Лепили — перелепили все эти чашечки, тарелочки,— смеётся Алена, и показывает руками, как это делали. А потом вздыхает, — жаль вот только, что трескались они еще при сушке.
Хозяйка студии протягивает мне комок глины, пытливо следит, как я мну его, словно доверила мне величайшую ценность:
— Чувствуете? Она живая! – спрашивает Алена.
И я действительно чувствую, как будто комок разогревается от моей разминки, становиться все мягче и пластичнее. И вот он уже готов для лепки, формовки, из него можно создать предмет, обжечь, и он останется в веках!
— А глины ведь тоже бывают разные, есть, например, глина тощая, бывает жирная, не на всякую глину сядет любая глазурь, тут тоже важно совпадение, — открывает тайны гончарного промысла Алена. И продолжает.- И при всем при этом, она – самый надежный материал. Кожа расползется, железо перержавеет, бумага превратится в труху, а керамика останется! Глина — это история всей нашей планеты: извержения вулканов, динозавры, сдвиги пластов земной коры, все эти горные породы, которые стирались в пыль, все это глина! И, если вы хотите отправить отпечаток своего пальца потомкам, то нет надежнее способа, чем керамика. Стекло, камень, дерево, глина – не так уж много живых вещей.
В нашей современной жизни столько пластмассы, что вот это ощущение маленькой живой планеты в ладошке, это очень серьезно!
— А вы «автографы» часто оставляете на своих работах?
— Бывает,- улыбается хозяйка студии.— Пользуюсь, так сказать, служебным положением гончара, но без фанатизма. Тут и некая перекличка с моей первой профессией уголовного юриста — оставляю пальчики на донышках, на боках. Не могу удержаться от искушения. Ведь это так приятно!
— А вы – гончар?!
— Ой, тут целая история. Насмотрелась роликов в интернете — думала это так легко. Купила гончарный круг и давай крутить. Оказалось, не все так просто — летала глина у меня по всей квартире. Были даже сомнения, а не подсунули ли мне бракованный круг?
Муж домой приезжает , а я в глине с головы до пят, кот в глине и в жилище хоть ремонт начинай. Ну, ремонт, не ремонт, а такую своеобразную пертрубацию пришлось проводить – вывозить старые вещи, бумаги.
И вот выдвигаю я какой-то ящик, мне на колени выпадает листок, знаете, такие в детском саду выдавали — обычный листик такой альбомный, сложенный пополам, там приклеена моя фотография, где я еще с хвостиками и надпись: «Аленочка, лепка – твое любимое занятие»! Это воспитательница написала. Думаю, блин, ну где-же ты раньше был, лет 15 назад?!
Тренинги личностного роста, которыми я в свое время активно занималась, говорят, если ты хочешь понять себя, вспомни, чем любил заниматься в детстве, когда еще под стол пешком ходил. Мяч гонять, конструировать, лепить. В ребенке самое главное успеть схватить, что было вот тогда, и запомнить.
— И что же вы отловили, в конце концов, на своем гончарном круге?
Алена вздыхает:
— Я себе бицепсы на этом знаете, какие накачала?!
А потом выставляет на стол чашку. Такую примитивненькую, что хочется расплакаться. Но такую бесконечно дорогую, драгоценную, авторскую и самую-самую первую в ряду шедевров Алены Кичичиди. Эта штучка дала им начало, она – ядро всего дела!
В мастерской можно проследить эту творческую эволюцию, когда — раз от раза — предметы становятся сложнее и совершеннее и являют собой целые ансамбли, где все взаимодействует, где все гармонично. А отсутствие симметрии, это только в плюс. Это то самое, когда «хочется сделать недостаточно ровно».
— Помню, на открытие студии приехали родители — поддержать. Мама ходит, посуду на стеллажах трогает и спрашивает: «Дочь, все красиво, но ты ровные делать умеешь?» — Мама, говорю, ровные проще! — Ну, слава Богу! — отвечает она. Это показатель, что работа ручная, а, значит, настоящая, душевная, живая, потому что за руками мастера всегда есть душа.
Да, прошло время, и уже в чутких ладонях и пальцах Алены глина послушно превращается в посуду, игрушки, сувениры и даже циферблаты настенных часов. Она может сделать из глины все, что из нее можно сделать: ту же посуду, украшения, предметы интерьера, изразцы и керамическую плитку.
И зачастую в них этот узнаваемый авторский стиль — отсутствие четких симметрий.
— А как же промышленное производство? Ведь если наращивать объемы, без станков не обойдешься…
— Таких задач перед собой не ставлю.
— Так ведь вы собираетесь делать бизнес.
— Я хочу создавать авторские работы. Если буду делать это честно и интересно, то, уверена, на них будут находиться покупатели. Но я не делаю под заказ, я делаю то, что мне нравится.
— На этом этапе покупатели уже находятся?
— Да. Менталитет у людей меняется, особенно в крупных городах. Люди все больше уходят от штамповки, ищут уникальные вещи.
— И что, вот так вот просто посидели за гончарным кругом, и сразу – в Интернет, на площадки, на выставки-продажи?!
Оказалось, не просто. Чтобы достичь высот и в этом деле, как и в любом другом, нужны знания и постоянное самосовершенствование, как в практике, так и в теории.
Здесь, в студии, целая подборка тематических учебников. Алена пытливо отслеживает выход книг через Интернет. Ездит и в Москву, встречается с мастерами или просто с людьми, которые в этом варятся, перенимает опыт.
«Не зная, не владея в совершенстве законами, по которым создается простая чашка, я не смогу создать шедевр», — считает Алена.
Выходит, к асимметрии Алена Кичичиди пришла через симметрию, а потому ее асимметрия умышленная, просчитанная и осознанная.
И на полках представлены уже не простые предметы обихода, а именно произведения искусства! Хотя сама Алена подчеркивает, что не разграничивает ремесло и искусство. Тот же художник, к примеру, обязан быть ремесленником: уметь загрунтовать холст, приготовить краски, создать подходящее освещение. Так что без одного не может быть другого. А если гончар нарисовал на сосуде хотя бы простенький цветочек, он уже художник. И без вдохновения тут никак не обойтись. Бывает состояние души, когда все «лепится и крутится», а бывает и наоборот.
Впрочем, студийцы на первых порах о таких тонких вещах задумываются мало, их волнует контакт с глиной, сам процесс, а что уж там получится, тут как Бог даст. Хотя, если удачно выходит та же чашка или игрушка, с гордостью демонстрируют ее друзьям и близким: моя работа!
Ценится так же сама возможность не купить вещь в магазине, а сделать ее своими руками и подарить дорогому человеку. И не зря аудитория этих самых студийцев — подопечных Алены — расширяется с каждым днем.
Теперь она задумывается над тем, чтобы возродить промысел в Белгороде, создать сеть маленьких мастерских, обучить гончаров, дать ориентиры.
Алене Кичичиди все это по силам! Есть желание, знания, практический опыт «с ноля». Она молода, уверена в себе, ее глаза одухотворены, с нею хочется иметь дело.
А вот как образно и душевно рассказывает о нашей героине ее подруга Светлана Кобитева, тоже талантливая, яркая девушка, автор блистательной прозы.
«Я горжусь Кичичиди Алёной. И считаю, что она достойна стать героиней книги. Только не знаю, на полке с какой тематикой она будет стоять: «Как изменить свою жизнь», «Поверь в мечту»...
…Да, это может быть чудесный учебник, как из директора по персоналу стать мастером гончарных дел. Или найти другое дело своей жизни. Но все же, если б я была писателем, это книга была бы, прежде всего, о добре!»
Ну, а сейчас на занятия по керамике, которые ведет наша героиня, приходят пожилые, молодежь, и дети, дети, дети! Эти не просто лепят, через глину они постигают мир — приятный, пластичный, ласковый, послушный детским рукам. По большому счету, тут все дети, от 5 до 85. И удивительны эти вечера в уютном цоколе, авторского особнячка в Белгороде, на улице Архиерейской!
— Вы говорите, люди еще и лечатся?..
— Глина оттягивает негативную энергию. На мои мастер-классы даже практикующие психологи идут после трудового дня, сбрасывают негатив. Они за недели работы набираются чужими проблемами и тут просят: не надо никакой помощи и подсказки, дай глину, круг включи и занимайся своими делами. И уходят с головой на полтора часа в глину.
Занимаются в студии и дети с особенностями развития. Существует мнение, что работа на гончарном круге помогает восстановиться и после инсульта.
У дверей студии «Лён» уже в нетерпении толпились гости-студийцы, а я все смотрел на стеллажи, на стены и думал, о чем же все-таки эта история?
Мое внимание привлекли грамоты в рамках в дальнем углу. Видно, что хозяйка не выставляет их напоказ. Подхожу. Это благодарности студии от детских медицинских учреждений за благотворительность, за участие в лечении тяжелобольных детей.
Да, друзья мои, выходит, эта история все-таки про настоящее искусство. Ведь нравственность, это одна из главных его характеристик.
Чехов написал как-то, что судьба человека не зависит от его поступков. Выходит, мы можем поспорить с классиком – зависит!
Но чтобы изменить судьбу, надо быть Аленой Кичичиди.