Курские "раны" атеизма


Советские десятилетия для областного центра были временем экономического подъема, когда сильнейший толчок получили различные отрасли промышленности, но одновременно и временем забвения его православных, веками складывавшихся традиций. Сегодня заслуженное имя Курска как Города православной культуры восстановлено, но «раны», нанесенные атеистическим режимом, еще долго будут напоминать о себе.

Курские "раны" атеизма

Перестройка стен и сознания

В советское время религия, как известно, подвергалась гонениям со стороны власти. Храмы взрывались и сносились, в лучшем случае их приспосабливали для светских целей, и это было их спасением. Так, Знаменский собор на Красной площади до поры до времени превратился в кинотеатр «Октябрь». Еще в середине 1930-х решением горсовета были снесены обе колокольни и четыре меньших купола. Под главным, сохраненном лишь благодаря вмешательству центральных и курских газет, разместился зал на 700 зрительных мест, а кинопроекторы установили прямо в алтаре. Открытие кинотеатра прошло осенью 1937 года показом фильма «Петр Первый».

После победы в Великой Отечественной войне полуразрушенное здание восстанавливали целых 11 лет. Храм подвергся значительной перестройке: внутри появился второй купол, опирающийся на 12 колонн, снаружи – выходные лестницы. Специально для фойе в Ленинграде была изготовлена огромная хрустальная люстра, а кинозалов стало два – Красный на первом этаже и Зеленый – на втором. Сюда приезжали знаменитые артисты Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов, Савелий Крамаров, Николай Рыбников и Алла Ларионова. Здесь куряне впервые увидели фильмы «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Вокзал для двоих», кинокомедии с Пьером Ришаром и Адриано Челентано.

Непревзойденный по красоте Сергиево-Казанский кафедральный собор в 1935 году отдали под только образованную Областную картинную галерею, в котором она располагалась меньше десяти лет, так как после войны приход возобновил службы. Кстати, во время немецкой оккупации музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать в Уфу, работник галереи Степан Таранушенко спрятал в стенах соборного подвала. Немцам все же удалось обнаружить тайник, поэтому часть картин была вывезена в Германию.

Интересна судьба Церкви Ахтырской иконы Божией Матери. В последние годы храм был воссоздан по старым чертежам, вновь засиял всеми 13-ю главками. Но при советском строе его изменили до неузнаваемости. В 1925 году внутри был установлен 40-дюймовый телескоп и оборудована астрономическая обсерватория вместе с радиоточкой вещания точного астрономического времени. После помещение использовалось в качестве матрасного цеха и даже склада завода «Медстекло». Меж тем, Ахтырский храм, как и Сергиево-Казанский собор, связан с именем одного из главных святых русского православия – Серафима Саровского, в мирской жизни именовавшегося Прохором Машниным. Он молился в этой церкви, а у стен ее, как считается, нашла последний приют его мать Агафья Машнина.

Божий храм, ставший Храмом музыки

Курские святыни

Курские святыни

Смотрите фотогалерею по теме

Пытливые куряне наверняка не раз обращали внимание на необычную форму здания колледжа имени Свиридова на улице Ленина, в особенности с тыльной стороны. Выделяющийся полукруглый выступ из красного кирпича – все, что осталось от Благовещенской церкви, построенной в начале XIX века в царствование Александра I. Нижний храм осветили в 1801 году, верхний – спустя восемь лет. Для верующих это было особое место, поскольку новую каменную церковь украсили древние колокола с разобранных колоколен Воскресенского собора и старой Благовещенской церкви, стоявших на Красной площади на территории нынешнего Знаменского монастыря, но сгоревших во время большого пожара в августе 1781 года. Сюда также перешли уцелевшие иконы и другие церковные реликвии, среди которых был серебряный крест с частицами святых мощей, подаренный Воскресенскому собору царем Алексеем Михайловичем. Даже пол, впоследствии замененный на деревянный, был выложен из тех же железных плит.

При храме действовала небольшая церковно-приходская школа. В 1906 году на ее месте на пожертвование инженера Конопатова возвели новое двухэтажное здание, рассчитанное на сто учеников. При СССР помещения перешли музыкальному техникуму. В 1930-х годах городские власти решили соединить учебный корпус с церковью большой пристройкой, в результате чего часть храма была утеряна.

С момента развала Советского Союза, сопровождавшегося восстановлением в правах Русской Православной Церкви, прошло почти 30 лет. За это время на курской земле возрождено много святынь, включая Коренную пустынь. Не оставляют надежды куряне и на то, что вновь распахнет двери их Благовещенская церковь.

Как раз накануне праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, отмечавшегося 7 апреля, в нашу редакцию обратились представители курского казачества, поделившиеся идеей восстановления данной церкви.

– Ввиду того, что Благовещенская церковь была правопреемницей древнейших курских святынь, было бы очень правильно воссоздать ее, – уверен зампредседателя регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Алексей Лямин. – Тем более, что главная часть храма – алтарь и средняя часть – сохранились. Расположенный за колледжем Свиридова пустырь можно было бы использовать для возведения колокольни. Понятно, что все это требует огромных денежных вложений, но начать можно с восстановления алтаря, чтобы возобновить церковные службы.

Пока это лишь смелые идеи. Ведь даже устройство домового храма в Свиридовском колледже, не говоря уже о более полном восстановлении прихода, предполагает неизбежное вмешательство в учебный процесс. Готовы ли студенты уступить свой Храм музыки – вопрос спорный.

Утерянное наследие

История Благовещенской церкви – не самая плохая, ведь ряд курских храмов в 1930-х были уничтожены до основания. В одном историческом центре таких наберется как минимум пять.

Например, на спуске с улицы Радищева на Дзержинского, по соседству с нынешним Театром Кукол стояла так называемая «Николаевская церковь на торгу». Николаевских было несколько, а эта находилась рядом с торговыми рядами, поэтому и получила в народе такое именование. В старинных рукописях она упоминалась с 1641 года. Кирпичи от снесенного храма использовали при строительстве цирка на Красной площади, который до наших дней также не дошел.

Резонно установить в сквере на месте Николаевской церкви хотя бы памятный камень с мемориальной доской, какая в 2012 году появилась на здании в двух минутах ходьбы отсюда. Флоровская церковь на углу улиц Флоровская (ныне Радищева) и Гостиной (Марата) считалась в Курске одной из самых красивых. Построенная в лучших традициях барокко и классицизма, она обладала еще и высочайшей в городе пятиярусной колокольней.

Не уступал ей в величественности и Храм Преображения Господня, находившийся между улицами Спасопреображенской (сегодня – Красной Армии), Старопреображенской (Софьи Перовской) и Золотаревской (Гайдара). Деревянная церковь, впоследствии перестроенная на каменную, возникла в далеком 1595 году. В 1934 году ее закрыли. Поначалу снесли только колокольню, а здание отвели под хлебопекарню, но осенью 1941 года при вступлении в город немцев Преображенский храм был взорван.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 9 апреля 2019

Заголовок в газете: "Раны" атеизма

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру