Это был лишь формальный акт общественного признания человека, который до этого уже много лет являлся духовным авторитетом не только для курян. Он был Старцем в самом полном понимании этого православного слова.
Кто такой старец? Это человек, достигший духовных (не путать с душевными) высот и помогающий людям в их христианской жизни советом, наставлением, примером собственной жизни, научением Иисусовой молитве («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»).
Старец может быть богословом с оксфордским образованием, как, например, преподобный Иустин (Попович), монахом из простых людей, какими были преподобные Серафим (Саровский) и Силуан (Афонский) или же архиепископом, как, скажем, святитель Феофан (Затворник)… Внешние знания тут ничего не определяют.
Старцы (и, кстати, старицы) в Курской области были всегда. Это и архимандрит Ипполит (Халин), и матушка Мисаила (Зорина), монахиня Курского Свято-Троицкого монастыря матушка Антония (Сухих), схиигумен Лука (Бочаров)… Наставники есть и будут. Будут такие, какие нужны нам именно в данное время. Как гласит старая монашеская поговорка: «Свой своего всегда найдет».
Судьба владыки Ювеналия особо не отличалась от судеб многих священников в годы Советской власти. Гонения, лишения, служение Богу, Церкви и людям…
Родился Спиридон Алексеевич Тарасов в 1929 году в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. В 1937-м отца (проходчика шахты) арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы.
Так они оказались на хуторе у бабушки, которая пела в церковном хоре. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме. Потом была работа на шахте, учеба в Саратовской духовной семинарии.
Примечательно, что рукоположил Спиридона во священника митрополит Ростовский Вениамин (Федченков) (личность легендарная, его книги есть практически во всех церковных лавках).
Молодого пастыря направили служить в храм города Шахты. Угрозы, попытки расправы, постоянное моральное давление – все это пережил отец Спиридон. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла жить со своим супругом-священником и ушла из семьи.
Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна вспоминала: «Папа один воспитывал нас с братом Михаилом, все делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством…»
От него требовали отречения от сана. По двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», – рассказывал владыка.
В 1968 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.
Далее – настоятель Успенского кафедрального собора Пензы. А в ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким, затем служил в огромнейшей по территории Иркутско-Читинской епархии. В 1984 году владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским.
Отмечают, что он никогда не чурался грязной работы. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»?
Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плел, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».
В общем, как верил владыка, так и жил. И недаром ведь издревле говорится, что вера не доказуется, а показуется, то есть показывается собственным примером жизни.
Можно было бы рассказать о том, как при владыке Ювеналии возвращали Церкви Коренную пустынь, как восстанавливали Знаменский собор, как открывали семинарию и вводили предмет «Основы православной культуры» в школы…
Но об этом уже много и сказано и написано, а хочется хоть немного обратиться к слову Старца. Благо, что были записаны ответы владыки на вопросы студентов во время «Архиерейских вторников» в Курском госуниверситете, что проходили в начале двухтысячных годов.
Вопрос: «Как доказать католику или мусульманину, что православная вера – истинная вера, ведь они считают свою веру правой?»
Ответ Старца: «Ничего не надо доказывать. Нужно хранить свое православие и жить вместе, мирно, ладно. Когда я жил в Шахтах со своей семьей, у нас рядом стояли два домика: наш и еще один. Теперь я понимаю, что это католичка была, полька. У нее были сын и дочь. Мы имели свой домик небольшой, они свою хатку имели. У нас было два замка и один ключ. Мы жили мирно и ладно. Во время войны сын ее Константин погиб, а дочь вышла замуж за казаха. И когда он шел расписываться, то у него не было во что переодеться. Я отдал ему свою рубашку и фуфайку. У нас было братское общение и христианская любовь. Мы жили как одна семья. Он всегда к нам приходил. Когда приехал к нему брат матери в гости, то не только семья, в которую он приехал, но и другие принимали его как родственника. Мы не делили, чей Бог ближе… Но если касаться веры, молитвы, то существуют канонические правила, и мы знаем, что наш Бог крепок и всесилен. Ему мы и молимся».
Вопрос: «Как искренне научиться любить ближнего?»
Ответ Старца: «Вы хотите его поругать, а вы его похвалите, вы хотите его в чем-то наказать, а вы пожалейте, вы хотите в чем-то помочь нуждающемуся – и помогите. Вот и научитесь любить ближнего».
Если есть у кого желание, то можно найти книгу издания 2006 года «Проблемы современного православного воспитания», где среди официальных докладов и выступлений находятся полторы сотни страниц потрясающих ответов старца на вопросы студентов…
Владыка, насколько это известно, хотел быть погребенным в основанном им монастыре во имя преподобного Алексия, человека Божия, но что-то не сложилось, и вроде бы по настоянию курских властей Старца решили похоронить у стен Знаменского монастыря. Не нам судить, насколько удачен был выбор именно этого места, главное, что к могилке идут и идут люди…
У владыки Ювеналия были необыкновенно теплые руки. Это я отметил сразу же, когда мне довелось впервые подойти к нему под благословение. И когда пришел в январе 2013 года в Знаменский собор проститься с ним, то, подойдя к гробу, прикоснулся губами к его рукам. И снова ощутил тепло, это были руки живого человека, не мертвого…