Курский пастырь

Постановлением губернатора Курской области Александра Михайлова от 31.05.2004 года №251 «О присвоении звания «Почетный гражданин Курской области» митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию было присвоено звание «Почетный гражданин Курской области»…

Курский пастырь

Это был лишь формальный акт общественного признания человека, который до этого уже много лет являлся духовным авторитетом не только для курян. Он был Старцем в самом полном понимании этого православного слова.

Кто такой старец? Это человек, достигший духовных (не путать с душевными) высот и помогающий людям в их христианской жизни советом, наставлением, примером собственной жизни, научением Иисусовой молитве («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»).

Старец может быть богословом с оксфордским образованием, как, например, преподобный Иустин (Попович), монахом из простых людей, какими были преподобные Серафим (Саровский) и Силуан (Афонский) или же архиепископом, как, скажем, святитель Феофан (Затворник)… Внешние знания тут ничего не определяют.

Старцы (и, кстати, старицы) в Курской области были всегда. Это и архимандрит Ипполит (Халин), и матушка Мисаила (Зорина), монахиня Курского Свято-Троицкого монастыря матушка Антония (Сухих), схиигумен Лука (Бочаров)… Наставники есть и будут. Будут такие, какие нужны нам именно в данное время. Как гласит старая монашеская поговорка: «Свой своего всегда найдет».

Судьба владыки Ювеналия особо не отличалась от судеб многих священников в годы Советской власти. Гонения, лишения, служение Богу, Церкви и людям…

Родился Спиридон Алексеевич Тарасов в 1929 году в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. В 1937-м отца (проходчика шахты) арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы.

Так они оказались на хуторе у бабушки, которая пела в церковном хоре. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме. Потом была работа на шахте, учеба в Саратовской духовной семинарии.

Примечательно, что рукоположил Спиридона во священника митрополит Ростовский Вениамин (Федченков) (личность легендарная, его книги есть практически во всех церковных лавках).

Молодого пастыря направили служить в храм города Шахты. Угрозы, попытки расправы, постоянное моральное давление – все это пережил отец Спиридон. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла жить со своим супругом-священником и ушла из семьи.

Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна вспоминала: «Папа один воспитывал нас с братом Михаилом, все делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством…»

От него требовали отречения от сана. По двенадцать часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», – рассказывал владыка.

В 1968 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

Далее – настоятель Успенского кафедрального собора Пензы. А в ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким, затем служил в огромнейшей по территории Иркутско-Читинской епархии. В 1984 году владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским.

Отмечают, что он никогда не чурался грязной работы. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»?

Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плел, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

В общем, как верил владыка, так и жил. И недаром ведь издревле говорится, что вера не доказуется, а показуется, то есть показывается собственным примером жизни.

Можно было бы рассказать о том, как при владыке Ювеналии возвращали Церкви Коренную пустынь, как восстанавливали Знаменский собор, как открывали семинарию и вводили предмет «Основы православной культуры» в школы…

Но об этом уже много и сказано и написано, а хочется хоть немного обратиться к слову Старца. Благо, что были записаны ответы владыки на вопросы студентов во время «Архиерейских вторников» в Курском госуниверситете, что проходили в начале двухтысячных годов.

Вопрос: «Как доказать католику или мусульманину, что православная вера – истинная вера, ведь они считают свою веру правой?»

Ответ Старца: «Ничего не надо доказывать. Нужно хранить свое православие и жить вместе, мирно, ладно. Когда я жил в Шахтах со своей семьей, у нас рядом стояли два домика: наш и еще один. Теперь я понимаю, что это католичка была, полька. У нее были сын и дочь. Мы имели свой домик небольшой, они свою хатку имели. У нас было два замка и один ключ. Мы жили мирно и ладно. Во время войны сын ее Константин погиб, а дочь вышла замуж за казаха. И когда он шел расписываться, то у него не было во что переодеться. Я отдал ему свою рубашку и фуфайку. У нас было братское общение и христианская любовь. Мы жили как одна семья. Он всегда к нам приходил. Когда приехал к нему брат матери в гости, то не только семья, в которую он приехал, но и другие принимали его как родственника. Мы не делили, чей Бог ближе… Но если касаться веры, молитвы, то существуют канонические правила, и мы знаем, что наш Бог крепок и всесилен. Ему мы и молимся».

Вопрос: «Как искренне научиться любить ближнего?»

Ответ Старца: «Вы хотите его поругать, а вы его похвалите, вы хотите его в чем-то наказать, а вы пожалейте, вы хотите в чем-то помочь нуждающемуся – и помогите. Вот и научитесь любить ближнего».

Если есть у кого желание, то можно найти книгу издания 2006 года «Проблемы современного православного воспитания», где среди официальных докладов и выступлений находятся полторы сотни страниц потрясающих ответов старца на вопросы студентов…

Владыка, насколько это известно, хотел быть погребенным в основанном им монастыре во имя преподобного Алексия, человека Божия, но что-то не сложилось, и вроде бы по настоянию курских властей Старца решили похоронить у стен Знаменского монастыря. Не нам судить, насколько удачен был выбор именно этого места, главное, что к могилке идут и идут люди…

У владыки Ювеналия были необыкновенно теплые руки. Это я отметил сразу же, когда мне довелось впервые подойти к нему под благословение. И когда пришел в январе 2013 года в Знаменский собор проститься с ним, то, подойдя к гробу, прикоснулся губами к его рукам. И снова ощутил тепло, это были руки живого человека, не мертвого…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 23 апреля 2019

Заголовок в газете: Старец

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру