Схожие судьбы людей и обителей
В 2010 году три монаха Глинской пустыни (Украина) были причислены к лику святых. Примечательно, что эти три богатыря духа, преподобные Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов) и Андроник (Лукаш), являются нашими современниками.
Более того — земляками, ведь монастырь Глинская пустынь относился к Курской епархии, только в 1926 году эти земли отошли к Украине (Глуховский район Сумской области).
Судьба этой обители во многом сходна с историей Коренной пустыни. Оба монастыря построены в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Как и у нас, история Глинской обители связана с чудом, которым стало явление на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы. И также, как в Коренной, из-под корней этой сосны забил святой источник...
Глинский монастырь дал целую плеяду старцев, тринадцать из которых причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые находились в обители и прославились чудесами в 18-19-х столетиях.
А вот митрополит Зиновий, схиархимандрит Серафим и схиархимандрит Андроник относятся к истории православного монашества уже нового времени.
Их биографии во многом похожи. Родились они в конце 19-го века, с юности выбрали монашеский путь, все трое были призваны во время Первой мировой войны на фронт. Отец Серафим был ранен, отец Андроник пережил австрийский плен. После войны они возвращаются в Глинскую пустынь. В 1922 году монастырь закрывают. Скитания, ссылки, лагеря...
Отец Зиновий переехал на Кавказ в Драндской Успенский монастырь близ Сухуми. С тех пор судьба его оказалась навечно связанной с Грузинской церковью. Более того: именно глинский старец Зиновий в 1957 году постриг в монашество студента Московской духовной академии Ираклия Шиолашвили, которого сегодня мы знаем как патриарха Грузии Илию II...
Поддержать народ…
Во время Великой Отечественной войны Глинская пустынь вновь открывается. В монастырь возвратились иноки, в том числе отцы Серафим и Андроник. И сразу же потянулись богомольцы.
«В то тяжелое послевоенное время, — пишет схиархимандрит Иоанн в своей книге «Глинская пустынь. История обители», — столько горя было в каждой душе! Люди потеряли родных, близких, лишались домашнего очага; народ надо было поддерживать и укрепить в них веру».
Приезжая в обитель, люди шли на исповедь, выбирали духовника, к которому потом ездили постоянно и советами которого руководствовались всю жизнь.Число паломников, приезжающих в Глинскую пустынь со всех концов страны, с каждым годом возрастало.
Схиархимандрит Иоанн приводит данные из архива: «За первое полугодие 1954 года только «по гостинице Глинской пустыни прошло 720 человек». Много богомольцев прибывало из Москвы. Им оказывалась медицинская помощь (в монастыре даже делались операции, так как среди духовных детей старцев были и хирурги).
Иисусова молитва
Приезжавшие и приходившие в монастырь пользовались монастырской библиотекой. Вообще, монастырь всегда делился всем, чем только было можно — раздавались холсты, хлеб, деньги. Но одним из главных подвигов Глинских старцев оставалась нравственная поддержка народа.
И вновь, как и в прошлые столетия, центром духовных поучений Глинских старцев была Иисусова молитва. Вот весьма характерный фрагмент одного из немногих сохранившихся писем отца Серафима (Романцова):
«Советую приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся, как можно чаще повторять великие слова: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
Имей при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считай себя ниже и хуже всех, и тогда ты почувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе болезнь будет казаться уже более выносимой и посильной…»
Старец говорил, что знающие, какую радость дает молитва, уже не хотят перемен, так как боятся потерять молитву в суете будней. Но может быть, Глинские старцы, старавшиеся научить мирян Иисусовой молитве, заблуждались?
Нет, еще отец преподобный Серафим Саровский полагал, что без этой молитвы никакой речи не может быть о внимательной духовной жизни. «В этом да будет все твое внимание и обучение, — говорил батюшка Серафим. — Ходя и сидя, что-либо делая, и в церкви стоя, входя и исходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С призыванием таким образом имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте».
После хрущевских гонений
Почти двадцать лет процветала Глинская пустынь в середине 20-го века. Ничего подобного в истории Русской православной церкви при Советской власти не было. И когда в начале 60-х годов в эпоху хрущевских гонений на церковь Глинскую пустынь во второй раз закрыли, старцы отец Серафим и отец Андроник, а также и некоторые другие иноки перебрались в Грузию.
Об этом периоде жизни старцев недавно была издана книга воспоминаний уже упомянутого нами архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», где глинских монахам посвящен отдельный большой раздел «Глинское братство на Иверской земле».
Вот, в частности, что пишет отец Рафаил (Карелин) об отце Серафиме: «У о. Серафима были многочисленные духовные чада в России. Паломники Глинского монастыря потянулись теперь в Сухуми, и кафедральный собор наполнился народом. О. Серафим во время исповеди решал духовные вопросы, давал наставления и советы; здесь, вдали от Глинской пустыни, в Сухуми, он снова встретился со своей паствой. Чему о. Серафим преимущественно учил людей? Видеть во всем волю Божию и покоряться ей. Некоторые из его духовных чад по его указанию делали выписки из творений святых отцов, и он раздавал эти выписки на благословение, как краткое руководство к духовной жизни».
Вместе с отцом Серафимом продолжали учить народ и маститый, по определению схиархимандрита Иоанна (Маслова), старец Андроник, и другие глинские монахи.
Это дело служения народу не угасло и до сих пор благодаря их воспитанникам, среди которых знаменитый сегодня на всю Россию отец Иоанн (Крестьянкин) и курский старец, настоятель Рыльского Свято-Николаевского монастыря архимандрит Ипполит (Халин).
Чувство освобождения
Но почему люди приходят и будут приходить к старцам? Вот какой ответ дает на этот вопрос современный русский философ Татьяна Горичева в книге «Православие и модернизм»: «К старцам приходят за советом, за исцелением, для исповеди. И для свободы. Я, грешная, испытала это на себе: рядом со старцем испытываешь чувство неописуемой и небывалой радости, когда ликует сердце, когда исчезает все томившее, мир воцаряется в душе — чувство освобождения».
О новопрославленных святых написано уже немало. Кроме упомянутой книги грузинского архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», увидели свет и биографические издания о глинских старцах, сборники писем.
Написана и икона преподобных. Ну и, конечно, самым ценным подспорьем для тех, кто желает поближе познакомиться с богатырями духа, являются две книги схиархимандрита Ионна (Маслова): «Глинский патерик» и «Глинская пустынь. История обители».
Единственное, что обидно, посетить сам монастырь Глинская пустынь, который вновь был открыт в 1994 году, сегодня проблематично. А до 2014 года курские паломнические службы практически каждый месяц организовывали туда поездки. Но ничего. Время расставит все на свои места…