У заброшенных имений в Черноземье появился шанс на возрождение

В рамках проекта «Усадебное достояние России» 12 находящихся в полном запустении усадеб из регионов Черноземья смогут быть восстановлены инвесторами на выгодных условиях. Со своей стороны власти пообещали меценатам всяческое содействие. «МК Черноземье» разбиралась, о каких конкретно исторических объектах идет речь.​

У заброшенных имений в Черноземье появился шанс на возрождение
Усадьба Трубетчино в Липецкой области

Миссия — спасти наследие

Сведения о нуждающихся в реновации имениях опубликованы на сайте усадебное достояние.рф. Даже здесь представлены не все объекты, а лишь первые в очереди. Всего их в нашей стране порядка двух тысяч. Всероссийский проект предполагает активную помощь предпринимателям, которые согласятся восстановить первоначальный вид дореволюционных зданий и окружающих их парковых зон. Поскольку на это потребуются значительные денежные вливания, меценатам предлагают льготные налоговые ставки и прочую поддержку. После восстановления подразумевается разумное использование усадьбы новыми хозяевами для туристического бизнеса.

Положительный пример в Черноземье уже имеется. Несколько лет назад московский финансист Алексей Шкрапкин возродил в Липецкой области имение Скорняково-Архангельское.

Подобно сотням других таких же объектов, оно пребывало в забвении. Но за последние десять лет, что ведется реставрация, этот старинный уголок с неповторимой природой уже настолько преобразился, что полюбоваться им приезжают теперь не только липчане, но и жители других регионов.

Взявший под свою опеку частицу национального достояния, столичный благотворитель, по его признанию, и сам смог переосмыслить жизнь. То, что цель жизни человека не в потреблении, а в создании чего-то хорошего и приношении пользы, он доказывает делом.

Алексей Шкрапкин сначала восстановил расположенную неподалеку церковь Архангела Михаила, ведь ее прихожанами были когда-то и его предки. Услышав, что в селе сохранились также остатки усадьбы Скорняково-Архангельское, меценат стал интересоваться ее бывшими владельцами и был заворожен судьбой героя Крымской войны 1853–1856 годов Николая Муравьева-Карского и других достойных людей, в то или иное время живших в этих стенах. Руины объекта культурного наследия на участке в 30 гектар изначально обошлись в один миллион рублей, а потрачено на их возрождение уже свыше двухсот.

Часть усадебного комплекса уже приобрела первоначальный вид, посетители не без удовольствия прогуливаются по экотропам, проложенным вокруг небольших прудов.

Липецкие тайны Малюты Скуратова

Достойный пример, возможно, вдохновит и других меценатов. В одной только Липецкой области в срочном восстановлении нуждаются еще пять усадеб. В их числе имение Голеновских в селе Ильино. В начале XIX века здесь жила семья поручика Дмитрия Голеновского. Супруга офицера — Александра, кстати, приходилась тетей известному марксисту Георгию Плеханову.

Родовое гнездо поручика Голеновского в селе Ильино

В 1851 году собственник сменился, и вплоть до 1912 года имение принадлежало священнику Михаилу Романовскому. В дальнейшем оно использовалось в качестве агрономического пункта и прокатной станции, а после революции было приспособлено под медико-санитарный отдел. Вплоть до сегодняшнего дня в ветшающем на глазах здании находится стационар Введенской участковой больницы. Хотя внутренние интерьеры в советское время были утрачены, до наших дней дошли голеновские камин и деревянная лестница.

А в селе Павловка Добринского района сохранилась еще одна «жемчужина» Липецкого края. Здешние земли своему любимому опричнику и помощнику Малюте Скуратову пожаловал царь Иван Грозный. Теперь от некогда роскошного родового гнезда Скуратовых остался украшенный колоннами и лепниной барский дом, в подвале которого, говорят, до сих пор спрятан скуратовский клад, а по пустым комнатам особняка вместе с ветром бродит призрак какого-то офицера.

Имение Скуратовых в Павловке

Кроме того, сохранилась Покровская церковь, построенная еще в 1806 году. Возле нее можно увидеть несколько надгробных камней представителей дворянского рода. После приход стал известен еще и тем, что в нем на протяжении 14 лет, с 1976 по 1990 год, служил как священник и был настоятелем Владыка Никон, епископ Липецкий и Елецкий.

Троекурово, Трубетчино и Шаталовка ждут помощи

В липецкой деревне Троекурово, известной своими монастырями, еще одна важная достопримечательность — остатки имения, связанного с именами Раевских, Бобринских и других именитых купеческих и дворянских родов. Предполагаемому инвестору предстоит большая работа, поскольку все, что уцелело к сегодняшнему дню, это — фрагмент въездных ворот, фундамент дома с тремя ступеньками и часть флигеля, в котором в последние годы находилась ветеринарная лечебница. Но, правда, есть еще и старинный парк-дендрарий с длинными аллеями и разнообразными деревьями, некоторым из которых сто и более лет.

Вход в Троекуровскую усадьбу

Немалые шансы привлечь туристов есть и у села Трубетчино Добровского района. Один из владельцев усадьбы был секундантом Михаила Лермонтова на его роковой дуэли. В разные годы имение принадлежало Трубецким, Долгоруким, Гагариным, Матюшкиным, Пашковым, Толстым и Васильчиковым, однако именно при последних хозяйство стало образцовым и процветающим, прославившись далеко за пределами губернии. Сохранившаяся промышленная труба напоминает, что до революции здесь действовал сахарный завод, притом он являлся одним из крупнейших в стране. Собственник всячески поощрял внедрение новых видов сельскохозяйственного оборудования, разводил лошадей. При нем усадьба дополнилась многими постройками, общее число которых достигло почти девяти десятков. Среди них можно было встретить и готическую архитектуру, и классицизм, и модерн. Центральный дом строил знаменитый русский архитектор Петр Бойцов. В Липецком областном краеведческом музее сегодня хранятся беломраморные статуи из парка усадьбы и чугунная голова лошади — раньше скульптура была вмонтирована в овальное окно конюшни.

Завершает первичный список усадеб «на восстановление» в регионе достопримечательность в деревне Шаталовка Елецкого района, в летнее время практически полностью скрытая в зарослях буйнорастущей зелени. Это имение в конце XIX века приобрел камергер царского двора, тайный советник Алексей Хвостов — представитель очень знатной в России фамилии. Он был губернатором Вологодской и Нижегородской губерний, а в 1915-1916 годах возглавлял Министерство внутренних дел Российской империи.

Шаталовский замок изнутри

В Шаталовке Хвостов построил похожий на готический замок дом, каретный сарай с конюшнями, грот и беседку. Новый владелец любил совершать прогулки вокруг пруда и восхищался парком, в котором росли даже нехарактерные для средней полосы пробковые деревья.

При советской власти усадьба перешла в ведение Елецкого горздравотдела и использовалась в качестве тубдиспансера. После перестройки основное здание стало приходить в негодность из-за того, что обвалились крыша и перекрытия второго этажа. Охотники за металлом постепенно растащили остатки чугунного литья, были разбиты витражи.

Сокровища курской глубинки

В Курской области меценатам также есть из чего выбрать. Из предложенных — имение купцов Тахтамировых в селе Рубанщина Суджанского района. Более или менее удовлетворительному состоянию особняк и хозяйственный корпус обязаны тому, что до 2009 года их использовали для туберкулезного отделения суджанской райбольницы. Этот дом интересен своей необычной архитектурой, уносящей куда-то в далекую Шотландию или старую Англию. Знали его владельцы толк и в виноделии. Неподалеку располагался один из крупнейших винокуренных заводов Тахтамировых. На производстве трудилось порядка 150 человек, а продукция под маркой «Тахтамиров и сын» расходилась по всей губернии и за ее пределами. В одной лишь Судже семье принадлежали 64 винные лавки. Федор Тахтамиров и его сын Константин — потомственные почетные граждане города.

Такими Копенки были в лучшие времена

Любителям старины стоит также отправиться на север области, в село Копенки. У рукотворного пруда, по которому когда-то даже ходил небольшой паром, можно увидеть остатки усадебного дома. В нынешнее неприглядное состояние он пришел за последние 30 лет, а во времена СССР его спасала находившаяся там школа.

С 1850-х годов усадьба принадлежала дворянам Хлюстиным. При них в селе разводили породистых орловских рысаков. Представители фамилии известны в разных отраслях жизни. Так, Семен Хлюстин был лично знаком с Александром Пушкиным и Петром Чаадаевым, а его сестра Анастасия держала знаменитый литературный салон в Париже. Балетмейстер Иван Хлюстин танцевал в Гранд Опера и Большом театре, а другой их родственник является героем Русско-японской войны, именем Бориса Павловича назван корабль «Профессор Хлюстин».

До революции собственник в Копенках успел поменяться. Отставной подполковник Петр Шамшев занимался изготовлением фруктовых и хлебных вин, разводил сады, выращивал лес, строил дороги и, не исключено, что самым первым в уезде провел в Копенки телефонную линию.

Одна из старейших курских усадеб - в Жеребцово

Одна из старейших курских усадеб располагается в деревне Жеребцово. К сожалению, с 1982 года, когда отсюда «съехала» школа, дом 1752 года постройки превратился в руины, уцелели лишь нижние этажи вместе с подвалами. О величии приусадебного парка, разбитого на 5,5 гектарах, напоминают три могучих дуба, возраст которых, как полагают историки, превышает 400 лет. До первой половины XIX века владениями распоряжались помещики Анненковы. Иван Петрович успел сделать немало хорошего. Он не только построил в селе Полянском Воскресенскую церковь, но и собрал летопись родного края, в том числе важные справки о Курской Коренной иконе Божьей матери «Знамение». После Анненковых собственники имения менялись не раз, последний из которых накануне революции распродал все по частям.

Усадьба Алехиных в наши дни

Усадьба помещика Алехина в Касторенской районе выглядит сейчас ненамного лучше остальных претендентов на восстановление, однако ею уже заинтересовались потенциальные инвесторы. Известно, что в конце XIX века здесь жили родители будущего чемпиона мира по шахматам Александра Алехина. Те, в свою очередь, купили имение у конезаводчиков Охотниковых.

Успеть восстановить, пока еще можно

В соседней Орловской области к возрождению предлагается старинное имение в Мценском районе. По мнению краеведов, дворцово-парковый ансамбль Новосильцевых, находящийся в 30 километрах от Орла, возведен в конце XVIII века.

Беседка-ротонда Новосильцевых

От въездных ворот, которые когда-то украшал фамильный герб, ведет аллея из елей. Другие две парковые дорожки из лип уходят к месту, где прежде стояла небольшая церковь. Сохранился не только господский дом, но и флигель с высокой конической крышей, каретный сарай, склад с коваными решетками на окнах, массивная беседка-ротонда, а также выложенный природным камнем погреб.

С южной стороны от дома спускается каскад прудов. Верхний водоем с цементированным дном уцелел лучше, в то время как плотины двух нижних оказались размыты, и на их месте выросли кустарники и деревья.

Что касается Тамбовской области, в относительно неплохом состоянии до наших дней дошла усадьба помещика Снежкова на берегу реки Лесной Воронеж в поселке Мичурина.

Усадьба Снежкова под Тамбовом

Василий Снежков был предводителем Козловского дворянства, публицистом и общественным деятелем. До него земли имения использовались для «садовых» опытов прославленным селекционером Мичуриным, пока тот не нашел участок поближе к городу. Новый хозяин не жалел средств на благоустройство дома и парка, за пять лет с 1899 года он привел все хозяйство в полный порядок в соответствии с лучшими вкусами того времени, так что имение стало излюбленным местом отдыха «высшего света» уездного города.

С приходом к власти в стране большевиков Снежков эмигрировал, а его владения превратились сначала в санаторий, а потом — в правление совхоза имени Мичурина с клубом, общежитием и плодоводческой школой на территории.

Есть еще одна тамбовская усадьба, которая, возможно, привлечет частные инвестиции. Находится она в селе Вишневое Староюрьевского района. Когда-то в особняке жил с семьей выдающийся русский адвокат Федор Плевако. В годы расцвета двухэтажный дом окружал ухоженный парк из тополей, лип и сосен, откуда можно было выйти к реке Вишневка. В усадьбе был свой теннисный корт, фонтан, оранжерея и конюшня.

В последние годы тамбовские власти заявляли о намерении превратить заброшенное имение в культурно-туристический и музейно-выставочный центр, посвященный Федору Плевако.

Дом адвоката Плевако

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 26 ноября 2019

Заголовок в газете: Национальное достояние ищет нового хозяина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру