Зачем нам школы искусств?..

Зачем в наше-то время вообще нужно то, что называется искусством — выставки и концерты, оперы и драмы, акварель и карандаш, меццо и сопрано и так далее и тому подобное?..​

Зачем нам школы искусств?..
Мэр Курска вручает награды самым одаренным воспитанникам детских школ искусств.

Культпросвет…

Но пока несколько коротких культурных новостей (все эти события произошли не вчера, но суть в данном случае не во времени, а в содержании).

Белгород. Сразу 11 белгородских артистов покорили жюри в Сочи. Вокалисты первой школы искусств Белгорода вернулись с международного конкурса «Радуга талантов», каждый с наградой и общим Гран-при.

Курск. Мэр Виктор Карамышев вручил стипендии главы города одаренным воспитанникам детских школ искусств. В этом году стипендиатами стали 94 юных курянина, еще 20 — премиантами. Все они — победители фестивалей и конкурсов различного уровня.

Орел. Состоялось открытие юбилейной выставки орловской организации «Союз художников России» (80 лет). Экспозицию открыли в детской художественной школе искусств и народных ремесел в Орле. В экспозиции представлены работы почти 70 художников разных поколений.

Брянск. Стали известны итоги II Брянского областного конкурса «Путь к успеху» среди педагогических работников детских школ искусств. В торжественной обстановке дипломы вручили восьми педагогам. Они работают в различных школах искусств региона.

Липецк. В областном центре прошел международный конкурс «Счастливый случай», принесший учащимся Мичуринской детской школы искусств (директор О.А. Кондратова) много наград. Жюри оценило владение инструментом, подбор конкурсного репертуара, артистизм.

Тамбов. В шести музыкальных школах области обновили музыкальные инструменты. «Давно инструменты не приобретались, что привело нас к плачевному состоянию. Нам сейчас помогли, это очень хорошо», — говорит Виктория Матросова, директор Детской школы искусств Рассказовского района.

Творчество — ерунда?

… Ну, а теперь вернемся к тому вопросу, с которого начали — зачем нам вся эта морока. Новых Стравинских и Репиных что-то не наблюдается.

Как-то в одном из интервью с Петром Мамоновым прочитал вот такие его слова: «Все творчество, все искусство — это ерунда на самом деле. Если бы искусство меняло людей, мы бы жили в раю уже — столько создано прекрасного. Ничего искусство не меняет. Хлопушка с конфетти, на данный момент. Конфетти осыпалось — все кончилось».

Но я читал и другое. Например, философ Мераб Мамардашвили считает, что искусство, наряду с религией, является «механизмом», который выбивает человека из привычного потока обыденности и помогает прикоснуться к тому гармоничному, что принято называть Бытием именно с большой буквы.

Стал вспоминать свои встречи и свое общение с людьми искусства. Был у меня, например, период довольно тесного общения с одним из ведущих актеров Курского драмтеатра. Больше говорил он, я слушал.

И первое, что бросалось в глаза — Я, такое большое, объемное Я. Хотя талант у человека был (да и остался бы, если бы не пьянка), что называется, от Бога.

Потом жизнь меня свела с курским известным скульптором. И тоже отметил про себя, что гордыня просто непомерная: Я знаю, и Я умею, а вот коллеги — нет, те только мешают и творить не могут… Так примерно.

Помню, он говорил об одном из курских памятников не его, разумеется, работы: «Что они сделали? Это же не человек на пьедестале, это же питекантроп, у него одного позвонка не хватает…».

Впрочем, а чего я хочу? Ангелов во плоти? Святых? Да, люди искусства эгоистичны, горды, но!..

Они в большинстве своем не пошлы, не грубы и не примитивны. С ними интересно. Они могут до хрипоты спорить, как правильно прочитать ту или иную строку Есенина, или в каком месте лучше будет смотреться памятник, и в целом их жизнь не сводится к деньгам, жратве, развлечениям и сексу.

Это люди все же, образно говоря, высшего класса. Как заметил однажды Виктор Пелевин, «ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях».

Особая атмосфера

И еще одно наблюдение. Моя дочь закончила несколько лет назад курскую школу искусств №1 им. Г. Свиридова: пианино, сольфеджио, история искусств, хор и прочее. И когда мне приходилось бывать там, я замечал, что атмосфера в этой школе как-то не очень заметным образом, но все же отличается от атмосферы обычной общеобразовательной школы.

Стал приставать к дочери с расспросами. «Папа, ну конечно, есть разница. В музыкалке у нас, когда кто-то неправильно у доски ответит, то никто не засмеется, как бывает в школе, наоборот, стараются подсказать. В музыкалке никто никогда не скажет: «Я с тобой не дружу» или даже «Я тебя ненавижу!», там как-то дружно все и весело, там хорошо».

Победители брянского областного конкурса «Путь к успеху» среди педагогов детских школ искусств.

На уровне погрешности…

А окончательный ответ на вопрос — зачем нам школы искусств — пришел совсем неожиданно. Он и по содержанию был неожиданен.

Как-то на пресс-конференции экс-председатель комитета по культуре Курской области Валерий Рудской привел слова министра культуры Владимира Мединского о детских школах искусств. Цитировал он по памяти, но я нашел в интернете точную запись.

Вот она. Владимир Мединский на передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»:

«У нас министерство культуры политически курирует систему детских музыкальных школ. Сейчас они называются детские школы искусств, поскольку там объединено много всего, не только музыкальное, но и художественное образование, и другие направления. Это уникальное преимущество, оставленное нам Советским Союзом. Уникальное.

Я приведу один факт, насколько выгодно государству финансировать систему детских школ искусств. Знаете, в колониях для малолетних преступников доля попавших туда учившихся в музыкальной школе находится на уровне статистической погрешности. Вообще.

А теперь представьте, что нам выгоднее — содержать музыкальную школу или содержать колонию для малолетних преступников? Я не знаю, чем это объяснить, но это так».

Итог. Если хотите свести практически к нулю шансы вашего ребенка в будущем пополнить ряды заключенных, отдайте его в школу искусств. Возразите, что это слишком приземленный ответ на вопрос — зачем нам нужны школы искусств? Дело ваше, но для меня лично это весьма убедительно.

Кстати:

Искусство (от церк.-слав. искусьство, ст. слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе, творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. В своем первом смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Критерием искусства является способность вызвать отклик у других людей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 17 декабря 2019

Заголовок в газете: Простые рассуждения на сложную тему

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру