Более двух тысяч белгородцев снялись в кинодраме «Союз спасения»

На рождественских каникулах сходили семьей на «Союз спасения». Жена — историк, я — журналист, дочь заканчивает в этом году школу, ее подруга — второкурсница истфака МГУ. И всем понравилось. Спорили и обсуждали. Дома стали смотреть в интернете — что да как, добавлять сведений, уточнять, кто из пятерых повешенных декабристов сорвался… И вдруг — ба! — открытие — оказывается, многие важные сцены снимали прямо-таки рядом — в Белгородской области.​

Более двух тысяч белгородцев снялись  в кинодраме «Союз спасения»

Почему Белгород?

Потому что отсюда родом оператор-постановщик фильма Игорь Гринякин:

— Большую часть картины мы сняли здесь, на белгородской земле, в ней участвовали белгородские актеры и просто жители. Мы выбрали для съемок именно Шебекинский район, потому что нам подходил рельеф местности, все эти просторы, поля, меловые горы, чистота горизонта.

В картине есть события, которые происходят на Украине, в Киевской губернии, но снимать там, сами понимаете, на данный момент невозможно, поэтому мы нашли, наверное, самую подходящую натуру в Белгородской области.

Я сам родом из Белгорода и знаю эти места — сел в машину, прокатился, привез сюда художника-постановщика Сергея Агина и режиссера фильма Андрея Кравчука. Они посмотрели, им все понравилось, руководство региона нас поддержало, и все получилось...

Чудо-кони!..

В драме о событях 1825 года снялись всадники и лошади шебекинской конноспортивной школы «Держава». А двух местных лошадей даже отвезли для съемок на Сенатскую площадь.

Владелец конноспортивного клуба Сергей Ткачев говорит, что далеко не каждому дается такой шанс:

— Благодарны, что дали возможность доказать, что наш шебекинский конный спорт как был флагманом, таковым и остается. Нареканий к нашим лошадкам не было никаких.

Вдвойне было приятно, когда после окончания летнего блока сцен в Шебекино позвонил ответственный за конные сцены в Питере и сказал: «Я не знаю, какие у вас лошади, но приехали и сказали, что в Шебекино такие лошади, такие лошади. Что они у тебя, умеют в космос летать?»…

Шебекинский студент Ярослав Булгаков был в роли коновода у декабриста Муравьева-Апостола.

В кадре со знаменитыми

Рассказывает участник съемок Виталий Ляхов:

— Поскольку я занимаюсь профессиональной перевозкой лошадей, меня пригласили участвовать в эпизодах в качестве перевозчика. Я долгое время находился на съемочной площадке, и мне предложили надеть одежду того времени и участвовать в съемках. Я был в кадре со знаменитыми актерами.

Очень рад, что в нашей области прошло такое знаменательное событие. Было очень интересно наблюдать за процессом съемок. Сама картина, описываемые в ней события, на мой взгляд, очень актуальны и в наши дни. Очень интересна сама задумка режиссера — показать, как это все было…

На съемках фильма Виталий примерял костюмы денщика и простого крестьянина, а на предпоказе надел форму офицера царской армии начала XIX века. По его словам, костюмы приближены к той эпохе — одежда не мнется, она сшита из натуральных тканей, зимой в ней было тепло, а летом не жарко.

Шебекинский студент Ярослав Булгаков увидел себя на экране:

— На съемки попал благодаря тому, что занимаюсь в конноспортивном клубе. Сниматься позвали полтора года назад, на тот момент я занимался два с половиной года. Еще на съемочной площадке я помогал Леониду Бичевину, который играл Муравьева-Апостола, был его личным коноводом.

Это было не сложно. Летом снимался три дня — как гусар. Показали две секунды буквально. А зимой съемки длились порядка двух недель. Зимнего больше увидел, уже в самом конце фильма…

За неделю до Нового года

В Белгороде предпоказ драмы о декабристах «Союз спасения» прошел за неделю до Нового Года. Он состоялся в кинотеатре «Победа», где собрались местные журналисты, оператор-постановщик Игорь Гринякин, представители местного конноспортивного клуба и просто знатоки истории России и любители русского кино.

Предпремьерные показы обычно проходят в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Но для Белгорода это особый случай. Здесь снимались большие ключевые сцены фильма, для которых под Шебекино в Белгородской области выстроили целую деревню.

Игорь Гринякин заметил, что это значимый, не развлекательный фильм. По его словам, фильм рассказывает о важной части русской истории и касается всех без исключения:

— Никто не должен остаться в стороне. Хочется, чтобы каждый день люди приходили, смотрели, общались, думали и говорили, выступали и за, и против…

Участник киносъемок, профессиональный перевозчик лошадей белгородец Виталий Ляхов.

Подготовкой картины занимались полтора года. Через соцсети и СМИ приглашали актеров для массовки. В общей сложности зимой и летом в фильме снялось более двух тысяч белгородцев:

— Нам повезло и с погодой. Летом нас грело солнце, в ноябре, когда нам нужен был снег, он уже выпал. Съемки прошли отлично, так что белгородская земля кинематографистов порадовала. То, что вы видите на экране, доказывает, что мы способны снимать действительно масштабные фильмы…

Перед показом картины зрителям раздали небольшие книжечки, в которых легко и доступно описаны главные герои и хроника восстания: характеры исторических лиц, их роль в событии, дальнейшая судьба, ключевые моменты декабрьского восстания.

…Ну и еще одна важная деталь — руководство региона сейчас намерено все оставшиеся от фильма декорации превратить в этнокультурный центр.

Мнение критиков

Владислав Шуравин:«Даже для дорогого российского кино, которое, казалось бы, уже привыкло к масштабности, «Союз спасения» необычайно помпезен. Сцены пестрят аутентичными костюмами и дореволюционными интерьерами, а кадры оператора Гринякина напоминают размашистые батальные полотна. Возникает одна из важнейших проблем прочтения фильма — совершенно невнятные образы декабристов. Шагин может сколько угодно выспренно цитировать Рылеева, а Прилучный с красным, как помидор, лицом изображать разгневанного Пестеля — арки их персонажей упираются в недостаток времени, сложные личности, какими они задумывались, превращаются в маски».

Антон Долин: «Хороших артистов в фильме так много, что им тесно — и, кажется, нечего играть. Пустые или растерянные глаза особенно хорошо видны в многочисленных крупных планах. Главный недостаток «Союза спасения», безусловно, сценарий (Никита Высоцкий, Олег Маловичко). Не то чтобы были особенно плохи диалоги, беда в другом. Авторы будто не выбрали, чью историю пытаются рассказать. В результате мы практически ничего не знаем и не понимаем ни об одном из двух десятков персонажей. Неясны ни общие мотивы, ни причины конкретных поступков. Режиссер будто честно признает, что о некоторых вещах рассказать языком кинематографа он не в состоянии. Но зачем тогда было браться?»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 21 января 2020

Заголовок в газете: Декабристы в Черноземье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру