Что можно и что нельзя делать в Великий пост жителям Черноземья

И во время Великого Поста повседневность стучится в церковные двери, за которыми алтарь и вечность. Расскажем о том, что можно и нужно делать в эти дни, а чем злоупотреблять не стоит.​

Что можно и что нельзя делать в Великий пост жителям Черноземья

Невинное желание власти

Перед постом как обычно — Масленица. Для православного человека это как ловушка — вроде бы невинные фольклорные праздники. В Курске по этому поводу случился даже небольшой скандальчик, впрочем, не вышедший за рамки соцсетей.

Недавно обновившаяся городская администрация старается проводить праздники с размахом. Вот и на Масленицу постарались. Чучело поджигал сам мэр города.

Что и дало повод известному священнику Олегу Чебанову (между прочим, руководителю отдела образования и катехизации Курской епархии) перепостить на своей странице ВКонтакте следующее высказывание курянина Евгения Веселовского:

— Не помню, чтобы в Курске власть опускалась до участия в языческих обрядах. Это конечно может быть таким наивным желанием быть ближе к народу, сделать город центром туристического притяжения, но и не может не настораживать. Если так пойдет дальше — не миновать беды. Потому что Бог ревнив и поругаем не бывает…

Под перепостом произошел обмен мнениями:

Ирина Олейникова: «Отец Олег, да простит меня Бог, я спокойно отношусь к старинным традициям. Россия страна мультикультурная. Но горящее на костре разряженное чучело женского облика и правда смущает. Уж больно оно очеловеченное».

Олег Чебанов: «Ирина, а когда тряпки сгорели, было ощущение, что сжигают крест».

Александр Андросов: «Да, такие времена...».

Олег Чебанов: «Александр, не времена, а личности. Времена мы творим или вытворяем сами».

Мэр Курска Виктор Карамышев поджигает чучело Масленицы…

Позволительное и полезное

Идет пост, и есть вопросы все же попроще, чем языческие обряды.

Каждый Великий пост, не смотря на то, что все умеют читать, тем не менее, начинается с вопросов, созвучных вопросу крошки-сына у Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо в пост?».

Действительно, люди чувствуют, что наступил какой-то особый период в жизни, и начинают мучиться извечным — а как мне лично быть в такой ситуации. Что можно есть, что нельзя? Куда можно ходить, куда нельзя?

В принципе, ответ дан апостолом Павлом давным-давно: «Все мне позволительно, но не все полезно». То есть, делать надо то, что дает пользу для души.

Постного печенья не бывает

Если вы перед началом поста подойдете с вопросами к радостному неофиту (человеку, недавно пришедшему в ограду Церкви), то он может огорошить вас древним монашеским изречением: «Да хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Ответ правильный, да только слишком высок для нас. Потому лучше всего подойти к опытному священнику. Он вам и расскажет то, что, впрочем, всем известно, да выполнять мало желающих.

В пост запрещено есть мясо, молочные продукты, яйца, потому что пища эта «тяжелая», она отягощает не только тело, но и душу — хочется подремать, а не думать о молитве. Количество пищи ограничивается и регулярность ее приема тоже. Кто-то ест раз в день, кто-то три… Опять же все зависит от каждого конкретного случая.

Употребляется пища самая простая — хлеб, овощи, фрукты, супы, винегреты. По определенным дням разрешается рыба. Для больных, ослабленных, малолетних, беременных, путешествующих обязательно делается исключение.

Всякие постные печенья, шоколадки, даже колбаса есть постная (соевая), леденчики — все это, как говорится от лукавого. Не пост, а замена одним вкусностей другими. Не на хлебе и воде жить во время поста, но и не на печеньках…

Быть трезвым

Для чего все это делается? Для того, чтобы оставаться трезвым. Да, да, есть в православии такое понятие — трезвение. Это когда человек наблюдает за собой как бы изнутри и не дает чрезмерно разгуляться ни чувствам, ни мыслям, даже вроде бы самым обычным.

И что интересно, есть у православных и такая максима: «Трезвение начинается с борьбы с чревоугодием». Не правда ли, на первый взгляд странно?.. Но это так. Сумеешь одолеть первую ступень — стать независимым от еды, научишься с этим управляться, тогда можешь приступить и к работе посерьезнее — отсеивать ненужные помыслы и гасить ненужные чувства.

Практика Великого Поста — это практика подготовки к встрече с Богом, с воскресшим Христом, то есть к Пасхе. Твое внутреннее пространство (как в Евангелии — «внутренняя клеть») должно быть светлым, просторным и чистым… Тогда и только тогда может состояться Встреча.

Бог не требует чрезмерного

В монастырях пост гораздо строже, чем у мирян, но на то они и монастыри. Но и там даются послабления. Бог не требует от человека чрезмерного. Для нас же с вами существуют продающиеся ныне повсеместно православные отрывные календари.

Там на каждый день указано, что можно есть: «пища с маслом», «пища без масла», «разрешается рыба» и так далее. Кстати, по большому счету, живи человек по этому календарю — и этого будет достаточно для того, что преуспеть.

Там много советов от святых, там есть разъяснения православных понятий, указание — в какой день какой отрывок из Нового или Ветхого Заветов читать.

Видеть свои грехи

Посещение богослужения в Великий Пост обязательно. Но опять же — когда кто как может. Обычно прихожане приходят на вечернюю службу в субботу и в воскресенье утром на литургию.

Главная молитва Великого Поста — молитва, составленная святым Ефремом Сириным:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Тут все понятно и без перевода, хотя есть чудное переложение этой молитвы Александром Пушкиным, которое мы и приводим на этой странице.

Вот оно главное: человек, который старается поститься и трезвиться (о трезвении мы сказали чуть выше), начинает больше видеть свои грехи, а не грехи другого человека, не стремится никого осуждать. Да и вообще старается поменьше пустых слов говорить.

Пост — не время развлечений

Великий Пост требует сосредоточения, дисциплины, как пишет известный православный писатель архимандрит Рафаил (Карелин), «пост — это религиозное действо». Поэтому с ним несовместимы развлечения и всякие зрелища.

В первую очередь — телевизор. Помните, как говорил апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно». Будем откровенны — разве полезны современные передачи? Они будоражат душу, погружают сознание в переживание чужих страстей. И ты уже не ты. Не целомудрен. То есть твое сознание находится не в собранном, а в расколотом виде.

Хотя отказаться от ТВ сложно. Еще в 19-м веке стояла эта проблема. Кажется, в биографии историка Сергея Соловьева приходилось встречать такой факт — вечером ученый отправлялся в итальянскую оперу, а утром — в церковь…

Недавно в Курске пришлось увидеть афишу: «Великопостный концерт». Два совершенно несовместимых слова и понятия. Концерт и пост — понятия несовместные, даже если поют на этом концерте православные песнопения (профанация это).

Слышно гуканье язычников

Но кроме ТВ и концертов весной проводят еще много всяких народных гуляний. В том же Курске перед 8 марта курянок с дочками и внучками стали звать на гуканье весны.

Свое название праздник получил из-за звуков при завершении песен. Крики были похожи на «Гуууу».

— Сделаем куклу Недолю, вложим в нее весь накопившийся негатив и отдадим ненужное водной стихии: отпустим в Сейм. Также сделаем народных мотанок-птичек на радость и счастье, развесим на деревьях у реки и «погукаем», покличем весну — со свистульками, бубнами, закличками...

Отец Олег Чебанов тут уже не удержался и сам разразился:

— От Тимони до Ярилы — один шаг. Древний православный Курск уверенно погружается во тьму языческих предрассудков. Не успели сжечь Масленицу, как начинаем весну гуканьем закликать. Такими темпами на Ивана Купала куряне на Красной площади через костер прыгать будут. А там, глядишь, кланяться дубам, лиственницам или кедрам пойдем…

Андрей Жемерикин: «Кто хочет головой об пол биться и немытые руки целовать, это праздник не для вас!»

Александр Ефремов: «Но ведь приглашают, а не загоняют. А тут каждый сам решит».

Последнее умозаключение наиболее разумное. Тем более, что куряне высоко оценили Масленицу, о чем и написали на странице мэра ВКонтакте:

Серега Хвостиков: «Спасибо за прекрасный праздник! Такого еще Курск не видел! Даешь качество общественной жизни!».

Нелли Панюкова: «Люблю свой город и горжусь, что в нем живу, и особенно горжусь людьми, которые создают для нас такую красоту! Было весело, красиво и вкусно! Спасибо!».

… Сложное это дело — Великий Пост, да и вообще христианство. Срединный путь. Отец Олег Чебанов это подтверждает: «Но нам стоит помнить, что и веселие должно быть разумным, во всем должна быть определенная мера. Православному христианину чуждо чувство как запредельного веселья, так и запредельной грусти, которая ведет к отчаянию». Кстати, в православии такой путь еще называют царским…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 10 марта 2020

Заголовок в газете: Царским путем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру