Пилюля для экономики

Факт, опровергающий мнение, что в Курске слава крупных предприятий ушла в историю

Местные скептики полагают, что в регионе сегодня не осталось ни одного крупного завода или комбината. Эксперты же, наоборот, утверждают, что промышленность в последние годы показывает хорошие темпы развития: появляются новые производственные мощности, современные бренды. А заводские площади нескольких предприятий, от эксплуатации которых пришлось отказаться, попросту не отвечают современным требованиям до такой степени, что проще построить новое, чем модернизировать старое. 

 

Факт, опровергающий мнение, что в Курске слава крупных предприятий ушла в историю
По официальным данным, в области несколько крупных налогоплательщиков. Тройка лидеров выгладит так: компания «Металлоинвест», Курская АЭС и ОАО «Фармстандарт-Лексредства». Причем, как раз «Фармстандарт» относится к категории тех предприятий, которые выжили в постсоветское время и сумели вовремя трансформироваться, отвечая самым жестким требованиям современного рынка. 
Как выжить в нынешних условиях и стать лидером, рассказал генеральный директор предприятия Евгений Прохода.
– Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно все время расти. Например, если говорить о результатах 2018 года, то они у нас лучше, чем в 2017 году: мы смогли обеспечить значительный рост. В денежном выражении объем производства у нас вырос до 125% по сравнению с 2017 годом и составил 22 млрд. рублей. Выросло и количество выпускаемой продукции – 102%. В прошлом году произвели более 458 млн. упаковок. В этом планируем выпустить еще больше – почти 470 млн. упаковок лекарственных препаратов. 
– Но выпустить качественную продукцию в больших объемах – это лишь часть успеха. Ее еще нужно реализовать. Здесь возникают трудности?
– Нет, конечно. Поскольку мы выпускаем жизненно необходимые лекарства, они пользуются спросом везде. Территория распространения у нас самая различная: Россия, Приблатика, Казахстан, Узбекистан, Молдова. На Украину поставляли и поставляем. Отправляем продукцию и в Болгарию. И в Черногорию…
– Евгений Федорович, буквально несколько недель назад на возглавляемом Вами предприятии появился новый участок по производству противоастматических препаратов. Насколько новая продукция окажется востребованной?
– Мы открыли уникальную линию в нашей стране. Мощность этого участка составит примерно пять с половиной миллионов упаковок в год. Это единственная линия, на которой мы будем производить импортозамещающие пульмопорошки, которые спасают жизни людям, страдающим астматическими заболеваниями. Первое время будем выпускать в пределах 1,7–1,8 млн. упаковок.
– Ценовая политика на такие препараты тоже импортозамещающая?
– Она ниже, конечно, чем стоимость импортных препаратов. Это однозначно. Да и вообще у нас нет препаратов, которые могли бы стоить дороже импортных.
Кстати, импортозамещение – одна из наших приоритетных задач. Сегодня «Фармстандарт» производит 61 наименование лекарственных импортозамещающих препаратов. И качество наших продуктов не хуже заграничных. 
Если говорить о качестве, то для предприятия это является тоже приоритетной задачей. Достаточно сказать, что у нас работает сегодня 1900 человек, в службе качества задействовано 208 человек. То есть больше 10% работающих на предприятии – это специалисты, обеспечивающие качество продукции. Контролируем все – начиная от сырья и заканчивая выходом готовой продукции. Мы – обладатели многих документов, подтверждающих качество нашей продукции. Причем, один из таких документов – это сертификат на соответствие GMP Европейского сообщества, который, кстати, выдан латвийским агентством. Так что европейцы сами подтверждают, что наши препараты соответствуют GMP.
– Проблема продажи поддельных лекарств актуальна не только в России – она волнует фармацевтов и врачей во всех странах мира. Эксперты утверждают, что распространение недоброкачественных медикаментов стоит на третьем месте по прибыльности после бизнеса, связанного с распространением оружия и наркотиков. Как на вашем предприятии контролируется качество выпускаемой продукции? Как отличить оригинал от подделки? 
– Подделку можно отличить по внешнему виду упаковки, оттенку лекарства… Я уже не  говорю о качестве самого продукта. Мы с этой проблемой тоже сталкивались. Но случалось это несколько лет назад. Мы легко выявляем фальсификат. Сегодня наши лаборатории оснащены не хуже, чем европейские предприятия. И я с большим удовольствием слышу от наших партнеров, в том числе и европейских, с которыми мы работаем, что наши лаборатории такие же, как за рубежом. Кстати, у нас существует система выдачи деклараций: мы свою продукцию отправляем на дополнительную проверку в центры, которые созданы Минздравом. И только после подтверждения того, что продукт соответствует необходимым требованиям, получаем декларацию и можем отправлять лекарство на реализацию. 
На предприятии мы тоже периодически проводим аудит на соответствие требованиям, предъявляемым к производству продукции. Потому что очень дорожим не только качеством лекарств, но имиджем компании. 
– У завода серьезная биография. Предприятие переживало разные времена. Но тем не менее, оно сохранилось, выжило и вошло в число самых крупных в регионе. В чем секрет: как сохранить не предприятии традиции, создаваемые десятилетиями, и вместе с тем сделать его современным, отвечающим нынешним требованиям?
– Даже в трудные времена мы думали, прежде всего, о предприятии, о людях, которые здесь работают, а не о том, как «хапнуть» побольше. Мы искали новые пути и возможности для выживания в тех условиях, которые «подарили» нам 90-е годы, когда настоящее сумасшествие творилось. Когда кредиты банковские были под 230%. Предприятия, которые не смогли найти пути и возможности работать с минимальными кредитами, они просто умерли. Потом мы понимали, что народ имеет ограниченный потребительский потенциал и что нужны препараты, которые будут дешевыми и эффективными. Поэтому и пытались, не мудрствуя лукаво, переходя от производства субстанций к готовым формам, начинать производить именно то, что имело широкое потребление. Даже тот же уголь активированный производили. Вот так жили… и выжили. Сегодня заработная плата больше 43 тысяч рублей в месяц, и мы планируем до конца года выйти на уровень 44 тысяч. Наверное, это одна из самых высоких зарплат в регионе. Мы стараемся от современных требований не отставать, быть на высоте.
– Евгений Федорович, а Вы себя бизнесменом считаете, или, как в прежние времена, руководитель предприятия, а бизнес – это не Ваше?
– Я не могу дать точную оценку. Но, наверное, руководитель должен быть и бизнесменом. Потому что все равно, хоть я и являюсь наемным работником – директором, я все равно работаю над эффективностью производства, над востребованностью продукции, над сокращением сроков освоения новых продуктов, над организацией и внедрением в производство новых наименований препаратов, которые по своим показателям более эффективны. Например, в текущем году мы должны освоить 18 новых препаратов. Если продукция окажется востребована, значит, мы успешны на рынке. Поэтому, наверное, я в какой-то степени тоже бизнесмен. 
Кстати, бизнес – это в том числе и политика. У меня сложились серьезные деловые отношения с областным руководством, с руководством Курска. И поэтому я принимаю самое активное участие в решении социальных вопросов, которые возникают в регионе. Наш завод участвует в проведении Среднерусского экономического форума и Коренской ярмарки, в оказании материальной помощи школам и больницам. И я чувствую ответную поддержку. 
Вот пример. Возникла проблема – предприятие развивается и растет, в связи с чем столкнулись с нехваткой мощностей электроэнергии. Я обратился к руководству области с просьбой оказать содействие в разрешении проблемной ситуации. Помощь  пришла незамедлительно. И сегодня мы имеем практически двойной запас мощности, и теперь нам ничто не помешает развиваться, расти и расти… 
– Насколько помню, вы в Курск приехали в конце 70-х годов. А курянином себя считаете? Может быть, сибирская закалка вам помогла выжить в «суровых условиях» Центрального Черноземья?
– Наверное, совесть, прежде всего, помогает выживать в любых условиях. Знаете, да, скорее всего, я уже больше курянин. Для меня Сибирь – это что-то такое далекое. Иногда я вспоминаю, конечно, и сибирские реки, и рыбалки, и детство. Но мой дом здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру