АПК как отверточное производство

Мы радуемся достижениям в сельском хозяйстве – все больше выращиваем зерна, производим много мяса и молока. При этом часто идет речь о том, что Россия стала независима в продовольственном отношении от импорта. Но так ли это на самом деле?..​

АПК как отверточное производство

Начнем издалека. Вот подсобное крестьянское хозяйство советской эпохи было действительно независимым от внешних поставок. Все было свое. Каждый, кто вырос в деревне, может это подтвердить.

В каждом дворе были куры-гуси-утки, корова, поросята, на огороде – картошка, огурцы-помидоры и прочие овощи. Семена тоже были свои – хозяйки оставляли на семена огурцы покрупнее, а чтобы получить семена свеклы или капусты, делали так называемые «высадки» – весной корнеплод сажали где-нибудь в углу огорода, а к осени собирали семена.

С птицей и со скотиной тоже проблем не было, на «развод» шли отборные особи. Единственное, что требовалось со стороны, так это осеменить корову, но и с этой задачей справлялся на колхозном дворе тоже свой бык-производитель, не привезенный из-за границы, а сданный в колхоз опять же с крестьянского двора.

Примерно такая же картина была и в целом по Советскому Союзу – обходились своим. Кризис конца 80-х – начала 90-х годов привел к нехватке продовольствия и его стали массово завозить из-за рубежа.

Но потом пришло понимание, что такое положение дел ведет к разрушению собственного аграрно-промышленного комплекса, росту безработицы и критически опасной зависимости от импорта. Санкции стали толчком к пробуждению, и вот теперь Россия изо всех сил старается стать в продовольственном отношении независимой.

Курская область вырвалась вперед и сегодня занимает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по производству зерна, сахарной свеклы, масличных культур.

За прошлый год вырастили более 4,5 миллионов тонн зерна, 5 миллионов тонн сахарной свеклы, более одного миллиона тонн масличных культур. Регион в полном объеме обеспечивает себя мясом птицы и свиней. В 2018 году произведено 532 тысячи тонн мяса – это третье место среди регионов ЦФО и пятое – в России.

Можно ликовать? Можно, но только если не отдавать себе отчета в истинном положении вещей. Расскажу такой любопытный эпизод.

Курский политолог Александр Ярош осенью прошлого года на своей странице ВКонтакте поместил фото, на котором экс-президент США Барак Обама в День благодарения помогает на овощном складе перебирать картошку для благотворительных заведений.

Ярош обратил внимание, что картошка мелкая, и предложил завалить Америку российским картофелем, которого у нас много и он гораздо крупнее.

Но другой курский общественник и бизнесмен Роман Алехин прокомментировал пост Яроша следующим образом: «Семена картошки Россия закупает в Европе и Америке. Из пакета контрсанкций через две недели после введения, по просьбе производителей картофеля, были исключены семена, так как у нас своих нет». Александр Ярош ответил: «Спасибо за инфу, не знал, что все так печально».

Да, все действительно печально. Еще пару лет назад доктор сельскохозяйственных наук, ректор Курской государственной сельхозакадемии Владимир Семыкин в статье «Актуальность и реальное состояние импортозамещения в растениеводстве Курской области» писал:

– По ряду полевых культур преобладает посевной материал импортной селекции. У сахарной свеклы он достигает 97-99%, подсолнечника и кукурузы соответственно 92-94 и 91-92%. Это ставит сельхозпроизводителя в зависимость от поставщика зарубежных семян и снижает эффективность работы отечественных селекционных центров…

Мы попали в зависимость технологическую, что почти равно зависимости колониальной. Бизнесмен и публицист Татьяна Воеводина пишет: «Наши передовые производства, которыми сегодня модно гордиться, очень часто оказываются, по существу, отверточными. И захоти наши зарубежные друзья нас прижать – им даже и трудиться особо не придется. Самое главное, ключевое – было и остается в их руках».

Мы завозим яйца для производства бройлеров, мы завозим коров и ягнят, семена, удобрения… А если ваша молочная ферма оборудована по последнему слову техники – роботизирована и информатизирована, то умиляться тоже не стоит – каждые две недели обновление для доильных роботов закачивают из Голландии.

Россия является третьим в мире производителем минеральных удобрений. И первым – экспортером. При этом мы находимся на 107-м месте в мире по уровню внесения этих удобрений в почву. Почему? Нашим крестьянам удобрения не по карману.

Так что сегодня наше сельское хозяйство – отверточное. Это – локальная сборка из привозных компонентов. Наиболее ярко ситуацию обрисовал однажды гендиректор медиагруппы «Крестьянские ведомости» Игорь Абакумов: «На наших химзаводах, производящих средства защиты растений, действующие вещества закупаются на 90% за границей. Семена овощей почти все импортные. Тепличное хозяйство на 100% импорт. Короче, у нас вода, земля и рабочие руки. Да, еще бензин с соляркой».

По заявлению замначальника управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Ирины Епифановой, зависимость отечественных аграриев от импортных поставок обусловлена отсутствием технологий, которые бы позволили создать производство семян.

Если отказаться от иностранных семян прямо сейчас, то это повысит самообеспеченность отрасли, но снизит ее производительность и, как следствие, итоговый объем производства. Если сохранить зависимость, то это будет постоянной угрозой продовольственного самообеспечения.

Для решения проблемы зависимости российского АПК от иностранных семян необходимо развивать отечественные сельскохозяйственные центры генетики.

Директор Курского НИИ агропромышленного производства, кандидат сельскохозяйственных наук Айди Айдиев в одном из интервью курскому изданию сказал:

– В повышении урожайности роль селекции и семеноводства доходит до 50 процентов. И сегодняшние успехи Курской области, которая не первый год входит в число крупнейших житниц страны, это наглядно подтверждает. Регион полностью обеспечен своими семенами зерновых. У нас имеется 17 семеноводческих хозяйств, которые снабжают регион элитными семенами. Но сегодня нам приходится работать на технике 80-х годов прошлого века, мы испытываем серьезные трудности с оборудованием. Такие усилия требуют дополнительной поддержки, и хорошо, что в правительстве страны это понимают…

Да, в руководстве страны это понимают. В конце прошлого года агентство Bloomberg сообщило, что «Путин возрождает советскую суперкурицу». Возобновлена работа над собственным бройлером.

Президент Российского птицеводческого союза Владимир Фисинин считает, что проект «Смена» выполнит поставленную перед ним задачу и к 2025 году захватит 25 процентов внутреннего рынка.

Но у нас и семена овощей импортные – практически полностью. А они – невозобновляемые. Это так называемые гибриды первого поколения: на следующий год надо закупать опять. Нам еще нужны и яблоки собственных сортов. Теперь покупают колоновидные импортные яблони, которые живут несколько лет, а там – надо опять покупать…

16 апреля Минсельхоз РФ провел итоговое заседание Коллегии ведомства. По рассматриваемой нами теме есть хорошие новости. Начата реализация научно-технической программы развития сельского хозяйства, в рамках которой утверждены подпрограммы по развитию селекции семеноводства картофеля и сахарной свеклы.

На 24-26 апреля намечено проведение 1-го Всероссийского съезда селекционеров в области животноводства.

Лед тронулся?.. Возможно, но процесс выхода из генетической зависимости будет долгим и непростым. На исследования в области сельскохозяйственных технологий в 2013 году в США было выделено 16 миллиардов долларов, тогда как в России – в разы меньше.

Хорошо бы за это время еще и сократить генетическую зависимость от Запада, иначе нам всю планету, вопреки планам Дмитрия Медведева, не накормить.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 23 апреля 2019

Заголовок в газете: Генетическая зависимость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру