И снова о тарифе

Пробуем разобраться в обоснованности тарифов на вывоз мусора

Не утихают споры вокруг обоснованности тарифов на вывоз мусора. В Курской области утвердили новый тариф, который может пробить очередную брешь в кошельках граждан. 
В распоряжении «МК Черноземье» оказалось экспертное заключение об утверждении производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении предельного единого тарифа на услуги оператора «Спецавтобаза по уборке города Курска» с 01 сентября по 31 декабря 2018 года, на основании которого и были установлены тарифы  данного акционерного общества.
Скажем сразу, изначально Спецавтобаза претендовала на большее, но отдельные затраты предприятия, подлежащие включению в тариф, были признаны необоснованными и исключены экспертами. Иначе платежи были бы еще выше.
Например, объем вывозимого мусора. Так, объем образования твердых коммунальных отходов на 2018 год принят в размере 715,9 тыс. куб. м. 
При этом в 2016 году, согласно размещенной на сайте Комитета по тарифам и ценам Курской области отчетности Спецавтобазы, на утилизацию и захоронение было принято 227,3 тыс.куб. м отходов. Из документа под названием «Информация об основных показателях АО «САБ по уборке г. Курска» за 2017 г.», размещенного на том же сайте, следует, что в прошлом году организация приняла на утилизацию (захоронение) аж 970,2 тыс. куб. м отходов и получила прибыли 12,5 млн. руб. Т.е. дело вовсе не в объемах?
До того момента, как Спецавтобаза стала регоператором, на рынке действовало еще несколько небольших организаций, оказывающих аналогичные услуги населению. По оценкам этих организаций, они перевозили не более 25 процентов от общего объема мусора. Соответственно, их уход с рынка должен был привести к росту объемов перевозки Спецавтобазы. Но явно не в таком количестве.
Раньше эти организации тот же самый объем мусора умудрялись возить и зарабатывали свою скромную долю прибыли на многократно меньших тарифах. Как следствие, математическое увеличение количества обслуживаемых площадок должно не только увеличить затраты организации, но пропорционально привести и к росту прибыли в сумме, которая раньше доставалась другим организациям?
Одновременно с этим, до момента утверждения тарифов, вывоз отходов не являлся коммунальной услугой, т.е. отсутствовала обязанность граждан и организаций на заключение соответствующих договоров. Чаще всего соответствующие договоры заключали ТСЖ, обслуживающие многоквартирные дома, и крайне редко – отдельные граждане. Частный сектор, как правило, вообще обходился без оплаты услуг по вывозу мусора, утилизируя его как бы самостоятельно, а по факту – в контейнеры, установленные на площадках перед многоэтажками. Так же поступали владельцы киосков и многочисленных нестационарных торговых точек на колесах. С них за это можно было получить деньги через суд, однако сложность доказывания сводила на нет и эту возможность. 
Теперь закон обязал абсолютно всех заключать договоры на вывоз мусора, т.к. данная услуга попала в разряд коммунальной, что увеличило количество плательщиков, по разным оценкам, не менее чем на треть. Следовательно, это привело и к увеличению сборов платежей и росту прибыли предприятия.
Также в тарифе заложены расходы на лизинг и аренду автомобилей (всего в Спецавтобазе 94 автомобиля, из которых 5 используются на праве аренды и 55 находятся в лизинге). При этом парк автотранспорта в организации не менялся и все автомобили приобретались ранее. Как следствие, и расходы по данным статьям у предприятия не менялись, что не мешало Спецавтобазе указывать в балансе прибыль. Теперь же за лизинг автомобилей заплатит каждый из нас. Это как если бы вы приобрели автомобиль в кредит, а платил за него ваш сосед. Круто же, правда! Спросите у соседа, у него может быть другое мнение.
Такими же соседями являемся мы с вами и по статье закупки евроконтейнеров, которая тоже сидит в «мусорном» тарифе. Хорошо, а что случилось с предыдущей инвестиционной программой по замене контейнеров, с шумом прошедшей в нашем городе? Большинство купленных пластмассовых контейнеров просто не пережило отведенный им срок службы. Оказалось, что они разрушаются под тяжестью выброшенного хлама при разгрузке в спецавтомобили, у них поголовно отрываются бортики, за которые при разгрузке контейнер захватывает манипулятор. А многие контейнеры просто сгорели во время вполне привычных пожаров на мусорной площадке. И все эти контейнеры уже были куплены за наш с вами счет. Так почему мы снова должны за них платить?
Но если в городе осуществляется контейнерный сбор мусора, то за его пределами Спецавтобаза вновь вернулась к бесконтейнерному, что существенно увеличивает затраты при погрузке и не делает улицы чище.
В одном из ближайших номеров мы с калькулятором в руках постараемся подробно разобраться в ценообразовании тарифа и деятельности региональных операторов по обращению с отходами. Мы должны сделать чище наши регионы. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру