Мифы и правда о батюшке Серафиме

Книга историка Валентина Степашкина «Серафим Саровский» из серии ЖЗЛ вышла еще год назад, сейчас готовится переиздание, но вот что удивительно – особого интереса, а тем более ажиотажа в Курске – на родине батюшки Серафима, она не вызвала.

Мифы и правда о батюшке Серафиме

А издание крайне интересное. После знакомства с книгой Степашкина даже подумалось, что есть три варианта биографий святых: собственно биография как жизнеописание, биография как житие и просто жизнеопись.

У Валентина Степашкина получилась именно жизнеопись – подробное детально-документальное исследование жизненного пути Серафима Саровского, что и неудивительно – историк работает над темой несколько десятилетий.

Первой публикацией была статья о юбилее преподобного. Степашкин думал, что о Серафиме Саровском ничего нового не напишешь, но в 1998 году в архиве он нашел грамоту о награждении батюшки Серафима наперсным крестом в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Бюрократия в царской России работала хорошо, бумаг о судьбе сына курского купца сохранилось много.

И Валентин Степашкин обнаружил, что делопроизводитель допустил ошибку. Именно эта неточность и стала причиной, что год рождения Серафима Саровского указывался долгие годы неверно. Годом рождения святого считали 1759-й, но это было не так, будущий великий старец родился в 1754 году.

В 2000 году Степашкин сделал доклад на исторической конференции в Нижнем Новгороде и написал книгу «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» (2002 год).

То издание, в отличие от сегодняшнего, заинтересовало многих. Церковное священноначалие книгу тоже прочитало, и доводы Степашкина признало убедительными. И именно 2004 год был объявлен годом празднования 250-летия преподобного Серафима Саровского в общероссийском масштабе. Тогда мощи святого побывали в Курске…

После этого главный редактор издательства «Молодая гвардия» и предложил историку написать большую книгу о всенародно почитаемом старце.

Кандидат исторических наук, курский краевед Юрий Озеров считает, что для того, чтобы о книге заговорили, нужна реклама, какая-то презентация, но этого не было. Книги даже нет в продаже в курских книжных магазинах, заинтересовавшиеся вынуждены ее выписывать.

Сам Юрий Озеров, занимавшийся розысками места, на котором стоял родной дом преподобного, расходится со Степашкиным в координатах. Автор книги полагает, что дом находился в районе сегодняшнего памятника композитору Свиридову, Озеров же указывает другое место…

Ну, а теперь о мифах и правде

Падение с колокольни и чудесное спасение. Степашкин пишет, что колокольня была еще не достроена, когда мальчик Прохор упал. Да, падение было, но со строящегося здания самого храма.

Валентин Степашкин не раз бывал в Курске, работал у нас в архивах, встречался с общественностью. На камне, установленном на месте падения, было написано, что будущий святой упал с колокольни в 1766 году.

Но когда первая книга Степашкина стала распространяться, прежнее число затерли и поставили 1761 год. Таким образом, были признаны выводы историка о дате рождения.

Моление на камне

Как известно, предание гласит, что Серафим Саровский 1000 дней и ночей молился в Сарове на камне. Степашкин не отрицает тот факт, что преподобный, проходя к себе из монастыря на Дальнюю пустыньку, на этом камне молился.

Но историк вполне справедливо замечает, что старец старался свои подвиги, как принято сегодня говорить, не афишировать. Так что очень сомнительно, что кто-то вел счет дням. Да, святой молился, но этот подвиг длился, наверное, не три года, а больше…

Кормление медведя

Считается, что в раю до грехопадения люди и звери жили мирно. Так должно быть и в новой жизни после второго пришествия Христа. Поэтому дружба святых со зверями – излюбленный православный сюжет.

Да, у преподобного Серафима были ульи, и не исключено, что медведи на пасеку заглядывали, однако легенда гласит, что прямо к избушке Серафима Саровского приходил медведь, и монах кормил зверя из рук.

Но в XXI веке среди бумаг московского митрополита Филарета (Дроздова) обнаружилась запись, из которой следует, что монахиня Матрона (Плещеева), на рассказах которой основан сюжет о медведе, придумала эту историю. Незадолго до смерти она призналась в этом.

Валентин Степашкин в одном из интервью сказал: «Преподобный Серафим Саровский – замечательный человек, родившийся в городе Курске, и уникальный святой, на земле Русской просиявший, которому не нужны какие-то волшебства и мифы. Он заслужил почитание еще при жизни, и не надо его жизнь как-то приукрашать различными придумками».

По мнению Степашкина, среди придумок – «заместительная» (якобы по просьбе батюшки Серафима) смерть одной из дивеевских сестер вместо брата, нападение крестьян-грабителей на преподобного… Касается исследователь и такой интересной темы, как возможность встречи Пушкина с великим старцем…

Кстати, Борис Кнорре, известный религиовед, не согласен с позицией автора книги: «Не думаю, что рационализация и стремление трансформировать житие в исторически выверенную и отшлифованную скепсисом научно-доказательную работу – абсолютное благо. С точки зрения психического здоровья рационализация в религиозной жизни не всегда ведет к лучшему. Требовать приблизить житие к рентгеновскому снимку я бы не стал. Однако сама по себе такая изыскательная работа, безусловно, интересна».

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии, протоиерей Олег Чебанов:

– Честно говоря, впервые слышу о том, что книга Степашкина вышла в серии ЖЗЛ. С его книгой о родословии Машниных, предков преподобного Серафима Саровского, я знаком. Встречался и с самим Степашкиным. Он приезжал в день памяти преподобного в Курск лет 10 назад. Еще был жив правнучатый племянник святого Николай Георгиевич Харитонов. В областной библиотеке проходило мероприятие, если не ошибаюсь, даже презентация книги Степашкина. Но меня удивило, что автор книги о предках и родственниках нашего великого земляка не проявил никакого интереса к живым потомкам его родного брата. Людям интересен жизненный путь Прохора Машнина, будущего великого святого, его наставления и чудеса, а не перечисление степеней родства его предков…

Старший преподаватель кафедры теологии и религиоведения КГУ Ираида Моргунова:

– Святые жили среди людей и ходили по земле: по улицам городов, по тропинкам в лесу, по дорогам от города к городу. Поэтому интересно посмотреть не только чудесные аспекты их биографий, но и реальные. Я использую книгу Степашкина, чтобы научить студентов методам исторического исследования, работе с архивными материалами, и батюшка Серафим становится к нам ближе…

Серафим Саровский учил, что цель человеческой жизни – стяжание (приобретение, накопление) «духа мирна». Современный церковный писатель, архимандрит Рафаил (Карелин), считает, что благодать и «дух мирен» – это синонимы. А благодать по православной вере, это божественная энергия, которая даром дается от Бога для освящения человека и его спасения от греха.

Вот это поучение великого старца – «стяжи дух мирен» – и есть основной его завет для нас. А с какой высоты упал и кормил ли медведя – дело далеко не первостепенное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру