Куда ведет след курского рыбомора?

Суровые куряне купаются в терпящей экологическое бедствие реке

В Обояни существует единственный официальный пляж, однако и он теперь закрыт. Местные жители вынуждены спасаться от жары иными способами. Да и кто рискнет полезть в воду, где плавает мертвая рыба? Тем более после того, как река в один день стала красной и пахучей? Так считали журналисты «МК Черноземье» ровно до того момента, как побывали на месте происшествия. О беззаботных местных жителях и о причинах экологической катастрофы — в нашем репортаже.

Суровые куряне купаются в терпящей экологическое бедствие реке
Фото автора.

Напомним: в конце июля на реке Псел внезапно погибла рыба, а сама река приобрела красный оттенок. Жители Обояни и местные власти забили тревогу из-за экологической катастрофы. Городской пляж закрыли, а на место пригласили специалистов, чтобы выяснить, откуда же пришла беда. Но, как оказалось, причину катастрофы назвать пока попросту невозможно. Эксперты сообщили о наличии в воде вредных веществ, но вопрос, как они попали в воду, до сих пор остается открытым. Версий и у местных жителей, и у представителей власти несколько, но ни одна из них пока не прошла проверку на достоверность. Сейчас в Обояни ждут результаты очередного забора воды и гадают, что же могло довести реку до нынешнего ее состояния.

«Металл» заплывам не помеха

Запах от реки, на который жаловались местные жители, к моменту нашего визита практически исчез, да и цвет реки уже не был таким красным, как 23-25 июля. На пляже, несмотря на жару, оказалось немноголюдно: несколько неместных девушек загорали на берегу. Купаться в реке Псел они не рискнули. А вот жители этих мест вовсю плещутся в воде.

Фото автора.

Если подойти к воде, можно увидеть, что в речке возле самого берега плавают мальки, но, как говорит спасатель пляжа Наталия Дроздова, первой обратившая внимание на состояние Псла, мелкая рыба ведет себя ненормально. «Вчера приезжали из Алехинского заповедника, директор и старший научный сотрудник, они посмотрели и подтвердили, что поведение малька неадекватное. Он попросту не должен быть здесь, рядом с берегом. На мелководье он оказался исключительно в поисках прокорма: в реке рыбе сейчас питаться нечем: планктон погиб», — рассказывает Наталия Петровна.

На берегу, рядом с постом спасателя вывешен черный флаг, который сообщает жителям о том, что купаться в реке опасно. «Когда результаты проб окажутся хорошими, я сменю флаг на желтый», — сообщила Наталия.

Рядом с постом спасателя вывешен черный флаг. Фото автора.
Фото автора.

Однако ни таблички с запретами, ни черный стяг не останавливают некоторых местных жителей. В реке плескалось несколько человек — дети и взрослые. А на наш вопрос, допустимо ли это, спасатель ответила, что может только сообщить об опасности, а люди уже сами решают, нырять им в воду или нет.

Чем грозят сегодня водные процедуры в этой реке, рассказала местная жительница Нина Головина. Она оказалась в числе тех, кто решил окунуться. «При контакте с водой кожа горела, щипала. А на ногах моментально оставался белый налет. За сорок семь лет тут ни разу такого не видела».

Здесь же, на пляже, мы встретили и депутата Собрания депутатов города Обояни Виталия Шалимова. Он рассказал, что за день до приезда журналистов в администрации проводилось собрание по поводу экологической катастрофы на реке Псел. «Приезжали большие чины, начальники. Мы задали им вопросы, но внятных ответов так и не получили. Было сказано, что да, есть факт мора рыбы, загрязнения воды, но причину произошедшего нам не назвали, — разводит руками Виталий Викторович. — Предполагают, что разлилось какое-то болото после дождей. Но у меня в телефоне есть фотографии, как река разливается весной — гораздо сильнее, чем после июльских дождей. Поэтому в версию с болотом я не верю».

Виталий Шалимов пытался узнать у приезжего представителя Росприроднадзора, брались ли экспертами пробы воды и грунта из того самого болота. Оказалось, что нет. «Есть еще другая теория, что это агрохолдинги виноваты, — продолжает Виталий Викторович. — Но в нее я тоже не верю. Считаю, что во всей Курской области такого количества удобрений нет, чтобы довести реку до такого состояния».

Подземные воды или...

С пляжа мы отправились к главе Обоянского округа, который уже ждал нас в своем кабинете вместе со своими заместителями. Николай Черноусов попытался ответить на вопросы: что же случилось с рекой? Как долго будет закрыт местный пляж.

— Наш пляж закрыт с 24 июля, после того, как спасатель — Наталия Дроздова — сообщила о случившемся 23 числа бедствии, — сообщил Николай Викторович.

Про заседание комиссии глава администрации Обоянского района знал, но сам был в командировке. Собрание проводил председатель КЧС Виктор Черных, а среди приглашенных значились не только представители Росприроднадзора, но и другие заинтересованные лица, в том числе и руководители хозяйств, которым дали возможность доказать, что они не при чем.

Действительно, по результатам экспертизы, которую провели специалисты Центра лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО, вода в реке загрязнена вовсе не отходами сельских хозяйств. В ней обнаружены превышения норм железа (в 15 раз), меди (в 60 раз), марганца (в 221 раз). «Этими препаратами поля не обрабатывают» — подтвердил глава округа.

К версии с болотом в администрации склоняются больше. Ведь болота, уходящие на земли Алехинского заповедника, никто не обследовал. «Мы все-таки склоняемся, что все это хлынуло с болота, — говорит Виктор Черных, — а там растительные остатки, перегной. Наше болото ведь и зовется «Мертвое», «Гнилуша». По словам другого заместителя главы района, Эдуарда Губанова, в Обоянь уже выезжали ученые, в том числе доцент КГУ Александр Чернышев, представители заповедника. «Они тоже не смогли результат дать. По одной версии с полей сельского хозяйства смыло химикаты дождями, но Роспотребнадзор с документами на руках говорит, что пестицидов в воде нет. Ветстанция проверила рыбу и подтвердила, что никаких ядовитых веществ нет. Рыба умирала от недостатка кислорода». Учитывая, что кислород забирают как раз продукты гниения, а попасть в реку они могли из болота, эту версию отметать не приходится.

Некоторые местные жители придерживаются мнения, что вещества, загрязнившие Псел, могли принести подземные воды с Яковлевского рудника. Ведь в Белгородской области аналогичная трагедия произошла с рекой Северский Донец. В таком случае, красноватый цвет воды вполне объясним.

Сейчас река гораздо чище, чем была, когда катастрофа только случилась. И это логично, говорит глава администрации: «Река ведь проточная, запаха уже почти нет, падеж рыбы прекратился — все ушло вниз по течению, все смыло».

Журналисты «МК Черноземье» отправились также вниз по течению Псла в следующий населенный пункт.

Шмырево

Как выяснилось, не только Обояни коснулась экологическая катастрофа. В селе Шмырево, в 30 километрах от райцентра, мор рыбы начался буквально на прошлых выходных. На берегу до сих пор лежат погибшие щуки, налимы, сомы.

Александр Мезенцев, местный житель, сам подошел к журналистам и начал рассказ: «Вы видели, что с нашей речкой сделали? Ужасно. Первое время вода красная была, несколько дней такой цвет держался. А речка у нас тут кристально чистая всегда была — дно видно!»

Один из отдыхающих в Шмырево посетовал: «Раки выползают на ночь на берег, можно пройти набрать их целое ведро. В воде им дышать нечем, некоторые дохнут».

По данным экспертов, за время катастрофы в среднем погибло 512 щук, 525 окуней, 1237 экземпляров плотвы, 650 красноперок, 675 лещей и 237 раков. И это на небольшой площади в 20 километров.

В селе Шмырево на берегу до сих пор лежат погибшие щуки, налимы, сомы. Фото автора.
Раки выползают на ночь на берег: в воде им дышать нечем. Фото автора.

Виновата ли Гнилуша?

Чтобы уточнить, имеет ли под собой основания версия про воду, хлынувшую с болота в Псел и отравившую его, мы связались с директором Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина Андреем Власовым. Он заверил нас, что подобный сценарий и рассматривать не следует, после чего согласился сопроводить нас к тому месту, где болото могло бы «вылиться» в реку. К слову, о том, что жители Обояни окрестили водоем «Гнилушей», представители заповедника услышали впервые.

Местные жители окрестили водоем «Гнилушей». Фото автора.

Водный участок, который нам показали, выглядел прекрасно. Вокруг множество птиц, вода чистая, камыш не гниет и не сохнет, в отличие от того, который находится на реке Псел. «Вот здесь вы видите озеро прямо посреди болота, оно у нас зарегистрировано как «Жирное». Там очень много рыбы. В основном — карась. И здесь рыба не погибала, да и птицы не улетели. Посудите сами, если бы в экологической катастрофе на реке были виноваты именно эта вода и растворенные в ней элементы, на болоте ситуация была бы аналогичной. А так — никаких следов загрязнений нет», — прокомментировал Андрей Александрович.

Участковый государственный инспектор Алехинского заповедника Леонид Белоконь, прибывший на место интервью, также уверил нас, что болото находится в своем нормальном состоянии. «Только немного поднялся уровень воды из-за прошедших дождей. Но это никак не могло повлиять на состояние реки Псел».

Пока еще неизвестны результаты последнего забора воды из реки Псел, местным жителям остается только гадать, что же все-таки произошло, а также строить новые догадки по поводу случившегося.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру