Первые итоги года с губернаторами Липецкой и Курской областей

Липецкий и курский губернаторы оттрубили на новом месте службы ровно по году. Артамонов стал и.о. 2 октября, Старовойт — 11 октября. Тут волей-неволей, а назовешь их октябрятами. Хотя можно и октябристами, кому что ближе.

Первые итоги года с губернаторами Липецкой и Курской областей

Ну, а если без юмора, то этот год стал испытанием как для одного, так и для другого. Впрочем, возглавляемые им регионы тоже пребывали в стрессовом состоянии.

Как говорится, «не корысти ради, но волею пославшего», Артамонова сдернули с кресла вице-президента крупного банка, Старовойта — с должности замминистра.

Ничего себе, правда? И отправили куда? На землю. Поясню. На крупных совещаниях с участием министров или замминистров иногда звучит фраза, что условный Иван Иванович «тоже трудился на земле». Так федеральные чиновники называют работу в регионах.

Роман Старовойт через неделю после назначения: «Поставьте себя на мое место, когда вас из комфортной среды обитания и размеренной жизни, когда есть четкий план, по которому ты живешь, выдергивают и перебрасывают на другой участок работы. В другой, пусть и родной, город. Поверьте, любой бы оказался в стрессовой ситуации».

По официальной версии, такие назначения делаются неожиданно для самих кандидатов, и все же Роман Владимирович фигурировал в «списках» возможных сменщиков курского губернатора задолго до случившегося. Но все равно это очень непросто — спуститься на землю с федеральных и банковских небес.

Писать о достижениях за год одного и другого, особенно в экономике, было бы неверно. Оба пришли в теперь уже свои регионы в конце года, когда бюджет на 2019 был в основном сверстан, программы утверждены, то есть деньги поделены.

Да, и Артамонов, и Старовойт много открывали разных объектов — от фельдшерско-акушерских пунктов до спорткомплексов, но все это были заделы их предшественников. Они если и могли на что влиять, то точечно, а не системно. А вот 2020 год уже будет полностью их творением.

Поэтому, если и подводить итоги и сравнивать, то делать это крупным планом, пытаясь сформулировать даже не общую оценку, а — восприятие.

Экс-губернатор Курской области Александр Руцкой сказал после назначения Старовойта, что теперь «Бог повернулся к Курску лицом». Но политолог Дмитрий Нечаев сделал недавно тоже верное замечание — оба региона жили два десятилетия в «стабильности», и вдруг!.. Поэтому две области провели год в стрессовом состоянии.

Главное же за 2019-й, что сделали Артамонов и Старовойт — были избраны на посты губернаторов и избавились от легковесной приставки врио. Случилось это по-разному. Но «Единая Россия» обеспечила поддержку.

Артамонов выиграл выборы почти при реальном сопротивлении соперников — с нервами и интригами, а вот Старовойт прошел легко, набрал больше процентов голосов и только посетовал, что явка мала, но все это было даже без намека на наличие настоящих конкурентов.

Они ревностно следят за успехами или неудачами друг друга. Игорь Артамонов после выборов: «Я сразу говорил, что профессионально работаю. Я сразу же стал делать непопулярные шаги, поэтому у меня и рейтинг ниже, чем у некоторых врио, которые стали главами регионов после вчерашних выборов. Я создавал себе врагов, зачищал «поляну»…».

Старовойт моложе Артамонова, но оба с детства занимались спортом. Кстати, у Игоря Георгиевича детство, судя по имеющейся информации, было сложным, но учился он хорошо. У курского губернатора детские годы прошли более чем благополучно.

Оба служили в армии. Причем, обратите внимание — Артамонов вернулся из погранвойск сержантом. Это очень красноречивая деталь. Но зато Старовойт защитил кандидатскую диссертацию.

Артамонов как начал работу в банке города Буденовска, так и не сходил с этой колеи. У Старовойта в этом отношении разнообразнее — он до прихода в правительство попробовал себя и в бизнесе, и в качестве чиновника…

Политолог Владимир Слатинов как-то отнес их к категории технократов-урбанистов. Да, как живет деревенская глубинка, они не знают, но считают, что наработанные в других странах методики помогут улучшить ситуацию и здесь.

Время новых молодых «губернаторов-технократов» началось в 2016 году с назначения 30-летнего Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. Это назначение открыло целую эпоху смены старых функционеров на молодых специалистов.

Существует конспирологическая версия, что будто глава государства намерен сделать своим преемником Сергея Кириенко (первый заместитель руководителя кремлевской администрации) — технократа до мозга костей, и именно под него сейчас по всей стране во главе регионов «рассаживают» молодых технократов.

А кто такой технократ? Руководитель, который после анализа задачи выбирает механизмы наиболее эффективной реализации и начинает максимально приближенно к графику двигаться к цели.

И считается, что такой подход применим везде, руководи ты хоть дивизией, хоть цирком, а тем более регионом. Когда журналисты напомнили Артамонову, что он уже не менеджер, а губернатор, тот сказал: «Никакой принципиальной разницы в управлении регионом и компанией я не обнаружил за 11 месяцев. Есть отдельные небольшие сложности, связанные с законодательством. Есть такое слово — прагматизм. Я никогда ничего делать не буду, если это не приведет к повышению эффективности».

Не знаю, насколько верна или неверна версия по поводу кадров «под Киреенко», но вот одно из указаний администрации выполняется масштабно и с любовным подходом. Речь о максимально возможном присутствии в соцсетях. Это ведь один из показателей, по которому в верхах оценивают глав регионов.

Ну, а что? Если Трамп управляет миром при помощи Твиттера, то почему Старовойт не может руководить регионом при помощи ВК, а Артамонов — при помощи Инсты?

Это только Владимир Владимирович еще работает по старинке, да и то систематические упоминания об искусственном интеллекте наводят на размышления.

Но пристрастие к соцсетям рано или поздно приводит к нарциссизму, который захватывает хоть восьмиклассницу, хоть доктора наук. Вот и появляются заголовки и фото «Старовойт разделся до пояса для прививки» или — «Игорь Артамонов показал себя с неожиданного ракурса».

Зачем курянам знать, какой торс у губернатора, достаточно, что они знают, какой торс у главы государства. С другой стороны, куряне уже давно видели, и что ниже пояса у их губернатора. На левой икре тату красного цвета — знак, что он участвовал в триатлоне и получил титул железного мужчины — ironman.

Артамонов не отстает и выкладывает фото из Кисловодска в тру… пардон, шортах: «Кисловодск — одно из лучших мест для оздоровительного отдыха. Горы, воздух и минеральная вода». Словно липчане без этого глубокомысленного умозаключения сами не знали о прелестях Кавказа.

К слову, если Старовойт известен как «железный человек», то Артамонов тоже не обделен оригинальностью. Однажды, еще на предыдущей работе, он захотел развить у себя навыки владения гипнозом. Но потом, правда, понял, что это слишком долго и не факт, что будет результат.

Разумеется, новым губернаторам приходится много говорить и общаться с людьми и журналистами напрямую, что приводит порой к «оговоркам», выдающим, возможно, суть человека.

Вот Старовойт во время «визита» в Курске на улицу Красной Армии, ежегодно копанную-перекопанную коммунальщиками, отругал подрядчиков за недостатки внешнего оформления (плакат криво висит на ржавой трубе, ограждения не эстетично выглядят и т. д.) и сказал: «Вы понимать должны — все начинается с картинки!».

Что касается Артамонова, то журналисты спросили его: «Если бы вернутся назад, вы снова выбрали бы политику, или остались в бизнесе?». Ответ: «Не знаю. Я люблю тяжелые ситуации, наверное, снова бы полез…». Здесь главное слово — «полез».

И он без конца «лезет». Вот и опять полез — депутаты Липецкой облдумы заговорили о том, что губернатор намерен провести досрочные выборы в региональный парламент. Разворошил муравейник…

Игорь Артамонов: «А что такое правильно или неправильно? Стратегически правильно, если бы я юлил хвостом и получил 80 процентов голосов на выборах. Ну и что? Мы бы находились на точке минус пять месяцев назад! А мы как должны были работать, так и работаем, не притормаживая, не останавливаясь. Ну, меньше у меня популярность, ну и что?».

Да и Старовойт бы не против обновления своей Курской облдумы, уже и намекал, но о досрочных выборах речи не вел. Потому что все надо сделать красиво. А вот Артамонову, похоже, все равно — как. Главное результат.

И оба подхода хороши, не правда ли? Такие они, наши сегодняшние технократы.Все это весьма непривычно для регионов, где долгое время «царствовали» политические тяжеловесы старой закалки — Королев и Михайлов. При них десятилетиями одни и те же люди занимали важные посты в областной администрации.

А сейчас население не успевает отслеживать, как говорил Лукашенко, «перетряхивание кадров». Едут даже с Ямала специалисты…

И это, наверное, единственный вопрос — кадровый, который новые губернаторы с населением обсуждать не хотят. На всеобщее обсуждение может выноситься все, что угодно — от стратегии развития региона до благоустройства конкретного двора, но только не кадровые назначения.

И объяснений нет — почему предпочтение отдано именно данному персонажу, на основе каких соображений? А если бы спросить у людей — кого они хотели бы видеть на месте руководителя комитета культуры или здравоохранения? Смотришь, и подсказали бы кого-либо из местных. Но нет…

Писать о новых губернаторах можно много. И все-таки, повторим, главный итог года — избрание их губернаторами. «Октябрятский» возраст закончился, пора переходить к более масштабным делам.

В Липецке, где годовщину уже отметили, журналисты спросили горожан, какие перемены в городе и области они заметили за прошедшие 12 месяцев?

Большинство липчан отметили, что в Липецке и районах решается одна из самых старых проблем — дороги (в Курске, кстати, тоже). Улучшилась ситуация с благоустройством. Но среди опрошенных были и те, кто считает, что никаких изменений не произошло.

Год назад Старовойт сказал: «Я сделаю все возможное, применю весь свой профессиональный опыт, знания, умение, чтобы каждый курянин почувствовал улучшение уже через год».

Почувствовали? Однозначного ответа тоже нет. В Курске такие опросы, какие журналисты провели в Липецке, только предстоят.

Тем не менее, на страничке курского губернатора ВКонтакте один из курян наряду с положительной оценкой нового фонтана, написал: «А еще курян интересуют адекватные зарплаты и цены на продукты. Месяц назад пачка риса в «Европе» стоила 28 рублей, теперь 42. Понимаю, что цены губернатор не регулирует, но комфортная жизнь — это не только фонтаны…».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 8 октября 2019

Заголовок в газете: Октябрята…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру