Нет, нет, сам он ничего не заявлял пока, но вот авторитетное федеральное издание «Ведомости», ссылаясь на источники, пишут, что здесь начали сбор предложений об изменении избирательного законодательства под выборы в Госдуму 2021 года.
А вот тоже авторитетный, но уже зарубежный Bloomberg идет дальше: «Кремль может провести парламентскую реформу для сохранения Путина у власти». Другие издания начали писать, что госдумовские выборы 21-года — это репетиция трансфера власти.
Наконец, эксперты Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) сделали анализ, как может сказаться на расстановке партийно-политических сил возможное изменение системы выборов в Госдуму в 2021 году.
Ну и закипели умы!.. Встрепенулись все. Ну что ж, попробуем и мы прожевать предложенную информацию.
Идей, как всегда, много, от возвращения избирательных блоков до реанимации Партии пенсионеров. (Тут надо осторожнее, а то вдруг появится Партия не успевших стать пенсионерами, что тогда делать?)
Но главное — это возможное изменение нынешней схемы, согласно которой 225 депутатов Госдумы избираются по партспискам, 225 — по одномандатным (мажоритарным) округам.
Переделать хотят в пользу увеличения числа одномандатников до 75 процентов и, соответственно, сокращения доли списочников до 25 процентов.
Тогда число одномандатных округов увеличится с 225 до 337, а средний размер округа, за исключением малочисленных регионов, сократится примерно с 500 тысяч избирателей до 327 тысяч, пишут эксперты ИСЭПИ.
Известный политолог Дмитрий Нечаев тут же перепостил в своем телеграм-канале таблицу из доклада, которая проясняет, что же будет в таком случае с регионами Черноземья и Брянска.
Если к модели 75 на 25 перейдут, то Белгородская область получит дополнительно два мандата, а Липецкая, Курская, Тамбовская, Брянская и Орловская области по одному.
Показательно, что аналитики «обозвали» наши регионы «патриархально-консервативными зонами высоко управляемого голосования за «Единую Россию». Хотя, что есть, то есть…
В одном из своих комментариев профессор политологии Владимир Слатинов напомнил, что поправка, которая позволила увеличивать долю одномандатников до 75 процентов, была принята в 2013 году. Тогда для изменений у власти были явные основания:
— Мы помним, какие были результаты 2011 года на парламентских выборах, и проблема снижения рейтингов власти была актуальна в течение 2012–2013 годов. В 2014 году эта проблема отступила, а в связи с увеличением пенсионного возраста и налоговой нагрузки возникла снова…
Скорее всего, в политическом поле будет наблюдаться «пестрая картина». По мнению Владимира Слатинова, в тех регионах, где прогнозируется хороший результат «ЕР», может остаться смешанная система по принципу «50 на 50». В субъектах, где велики риски, вероятен перекос в сторону одномандатных округов.
Процесс пошел. Например, увеличение количества одномандатных округов уже состоялось в Хабаровском крае, Республике Алтай, в Тульской области…
Судя по тому, что и липецкий губернатор, да и курский, торопят свои местные парламенты, призывая к активной трансформации и омоложению, вскоре и здесь возможны перемены.
И еще важно — как новые округа нарезать. Политолог Ростислав Туровский поясняет:
— При нынешней «лепестковой» нарезке мы имеем дело с крупными округами, которые делят города на части за счет присоединения к ним более лояльных власти сельских территорий. Если округа уменьшить, города нельзя будет «порезать» на части таким образом, чтобы снизить риски…
В Белгороде, Тамбове, Орле и Брянске в региональных парламентах по 50 депутатов, и избирались они по системе 50 на 50, в Липецке — 56 депутатов, но схема та же. В Курске, конечно же, случилась аномалия — депутатов нечетное число — 45, поэтому здесь 22 списочника и 23 мажоритария.
Кстати, а что значит мажоритарный? Мажор? А тут хоть с английского, хоть с французского, все едино — это «основной, главный, основный, важный, важнейший».
Французское слово «majorité» переводится как «большинство». Это уже об избирателях. То есть на авансцену по воле большинства выходят главнейшие исполнители.
Наступает их время, их бремя… Назвать их мажорами дело рискованное, тем не менее, именно они должны внести новые мажорные ноты в избирательный процесс и стать столь же успешными, как настоящие мажоры.
С другой стороны, а стоит ли нам еще увеличивать депутатский корпус Госдумы. У них свое бремя, у нас — свое. Обеспечение их деятельности ляжет на нас — оплачивается-то демократия из бюджета.
Тут и так вон что происходит — под зданием Госдумы провалы обнаружились, надо срочно ремонтировать, депутатов переселяют. Это опять деньги.
А насколько эффективна деятельность депутатов? Бывает по-разному. Вот в Госдуме уже едва ли не полгода пустеет кресло депутата от Курской области — Виктор Карамышев стал мэром Курска.
И ничего, пробелов и недочетов в работе как Госдумы в целом, так и в работе оставшихся курских депутатов не замечено. А курянам хорошо — новый мэр старается, и областной центр засиял новыми огнями в прямом смысле слова.
Конечно, власти надо, чтобы Госдума была управляема и чтобы мажоритариями становились свои люди. Но увеличение числа одномандатных округов, как считают эксперты ИСЭПИ, приведет к тому, что большая их часть придется на регионы, относящиеся к протестной или высококонкурентной зоне для партии власти.
И Владимир Слатинов полагает, что абсолютное преобладание одномандатников делает политическую конструкцию «менее управляемой».
Сумеют ли удержать ситуацию под контролем? Рискнем сказать, что — да. Не всякий мажоритарий пройдет через все испытания, которые могут встретиться ему на пути к думскому креслу, хотя число необходимых для регистрации кандидатом подписей избирателей явно сократится (округа станут меньше).
Все в той же Курской области экс-губернатор Александр Руцкой после того, как перестал был главой региона, несколько раз подряд пытался стать депутатом Госдумы. Куда там!.. То в задекларированной квартире отыщутся незадекларированные метры, то подписи окажутся не те… Его с выборов в Госдуму снимали чаще, чем сбивали в Афганистане! А ведь какой мажоритарий!
Конечно, выборы в Госдуму 21-года станут обкаткой технологии будущих возможных выборов преемника Владимира Путина. Это и к бабке не ходи… Зря, что ли, Киселев в «Вестях недели» заявил, что Путин думает о преемнике «с утра до вечера каждый день»
Правда, Песков тут же опроверг: «В Кремле сейчас не думают о возможном преемнике президента России Владимира Путина, а занимаются напряженной работой. До выборов президента еще далеко». Такая уж у них игра, чтоб нам не скучно было — одни придумывают, что говорить, другие говорят, третьи опровергают…
Сам же Путин неоднократно отвечал на вопросы журналистов о выборе преемника. И говорил, что окончательное решение за избирателями. Вот то-то и оно. И прощупать избирателя — чем он дышит — очень удобно как раз в 21-году.
Либералы, конечно, могут оживиться. Для их партий набрать более пяти процентов голосов за партсписок нереально, а вот в мажоритарных округах они могут порезвиться.
Партиям второго эшелона (всем, кроме «ЕР», КПРФ и ЛДПР), станет, как полагают эксперты ИСЭПИ, сложнее — не хватит ресурсов на всю кампанию: и по партспискам, и по одномандатникам. В итоге возникнут предпосылки к переходу на систему с тремя крупными думскими партиями.
А тут еще лидер партии Дмитрий Медведев дал информацию к размышлению. В минувший четверг он заявил, что порочную практику идти на выборы в качестве самовыдвиженцев, только прикрываясь брендом «ЕР», надо прекращать.
Ранее в тех регионах, где у партии был высок антирейтинг, главам регионов разрешали баллотироваться в качестве самовыдвиженцев. Пример — курский губернатор Роман Старовойт и липецкий Игорь Артамонов.
Но вдруг все резко поменялось. Медведев встретился с губернаторами, которые хотят возглавить региональные отделения партии. Всего таких набралось 13 (вот же как), в том числе недавно вступивший в «ЕР» брянский губернатор Александр Богомаз.
Что теперь делать Старовойту и Артамонову? Последний, кстати, давно заявлял, что ему в местной «ЕР» многое не нравится, и руки чешутся ее почистить.
А у Старовойта в регионе вообще движение началось серьезное. Лидер курских единороссов Владимир Иванов на другой день после того, как Медведев инструктировал губернаторов, по совместительству партлидеров, подал в отставку…
Вот пока как-то так. То есть одномандатникам простор, а местным отделениям «ЕР» — новых начальников в виде губернаторов. В итоге хоть ты и мажор… пардон, мажоритарий, а пойдешь накануне выборов «кланяться» главе региона.
И получается, профессор Слатинов попал в точку, отмечая, что при новой конструкции «увеличивается влияние губернаторов, местных и региональных групп интересов, местного и регионального бизнеса».