«Губернаторы в РФ – группа риска и мальчики для битья, – считает футуролог Максим Калашников. - Каким образом можно эффективно управлять регионами, если ты не можешь влиять на самые важные для развития территорий факторы? То есть, на таможенно-тарифную политику, на бюджетную политику государства, на учетную ставку Центробанка, на налоговую политику РФ? Если Москва отсасывает у тебя две трети налоговых поступлений? А не половину, как при правительстве Примакова? Если тебе надо выполнять майские, но у тебя нет для этого ресурсов, а Москва убивает промышленность? Губернатор нынче – собачья должность».
И вот Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности чиновников, занимающих «собачьи должности». Результаты получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов экспертного сообщества.
Евгений Савченко, Белгород – 5 место: утер нос либералам
На портале «Национального рейтинга» нет комментариев по поводу Евгения Савченко. А он в них и не нуждается. Он сам себе политолог, эксперт и совсем не похож на мальчика для битья. Хотя однажды Путин, усадив Евгения Степановича в стоматологическое кресло, и намеревался вырвать у него зуб. (Надеемся, не мудрости).
И вот пока наши либералы пробуют завоевать доверие подростков и школьников, чтобы потом рекрутировать их в протестные отряды, Евгений Степанович одним махом стал самым любимым губернатором всех детей. Потому что предложил отменить «домашку».
Вот это ход!.. И никто не оспорит право Савченко на 5-е место в рейтинге.
Роман Старовойт, Курск – 29 место: все отдано «варягам»?
Комментирует профессор политологии Владимир Слатинов:
- После выборов Роман Старовойт утвердил новую структуру областной исполнительной власти, которую, впрочем, корректировал постоянно, находясь в статусе врио.
Должность заместителя губернатора по финансам фактически оказалась упраздненной – ее функционал передан первому вице-губернатору. Упразднена, по сути, и отдельная должность заместителя губернатора по внутренней политике – теперь ее будет курировать заместитель, одновременно отвечающий за госслужбу и кадры, управление делами администрации, службу протокола и взаимодействие со СМИ.
В целом, новая структура областной исполнительной власти воплотила тенденции к концентрации полномочий в руках наиболее влиятельных заместителей губернатора.
При этом основной костяк вице-губернаторов – это «варяги». Вряд ли новую конструкцию управления регионом можно считать органичной, к тому же в ней отсутствует заявленный как ориентир проектный подход.
Роман Старовойт уже анонсировал, что с нового календарного года появится очередная версия структуры, так что нынешняя носит также переходный характер.
Губернатором также заявлена необходимость преобразований в организации местного самоуправления региона – речь идет о преобразовании сельских районов в муниципальные округа, где ликвидирован поселенческий уровень самоуправления.
Риски роста недовольства части населения по этому поводу весьма вероятны, особенно на фоне приближающихся в 2021 году выборов в областной и федеральный парламенты, так что преобразования постараются провести быстро и, по возможности, аккуратно.
В числе основных послевыборных достижений губернатора –Указ главы государства о праздновании 1000-летия Курска. Создана правовая основа для выделения региону больших ресурсов на преобразование областного центра.
Отношения с областным центром, которым управляет политический тяжеловес Виктор Карамышев - серьезный объект приложения усилий. Пока Роману Старовойту и Виктору Карамышеву удавалось действовать в общей логике и без конфликтов.
Но каким будет взаимодействие по линии «область — региональная столица» в послевыборный период, и, учитывая возможное выделение для областного центра серьезных ресурсов, пока сложно сказать, нарастание противоречий здесь вполне вероятно.
И не слишком понятно, как новая команда собирается осуществлять «курский прорыв» в промышленной политике в ситуации общенациональной экономической стагнации…
Александр Никитин, Тамбов – 35 место: усидеть в кресле
Комментирует социолог Андрей Колмаков:
- Губернатор – этот тот человек в регионе, который имеет отношение ко всему происходящему на подведомственной ему территории. И реакция на задержание вице-губернатора Глеба Чулкова со стороны его шефа очень показательный факт: «Ну что ж, правильно, все должны отвечать».
На мой взгляд, мы становимся свидетелями странной ситуации, которую разыгрывает Никитин: задержан заместитель, которого подбирал и назначал он сам, и как руководитель несет за него ответственность.
Но, судя по комментариям главы региона, губернатор предпочитает не ассоциировать себя с командой, которую сам подбирал и с которой в ежедневном режиме работает, отдает поручения и т.п.
Сейчас Тамбовский регион ожидает ещё ряд мощных потрясений. Одна из причин — Дмитровский мусорный полигон. Говорят о том, что он все-таки будет работать – не для того, мол, вкладывались деньги, чтобы закрыть. Значит, опять неизбежны выступления людей.
Между тем, элиты региона кричат. Тамбовский бизнес возмущен – его замещают воронежским, московским.
Я помощник депутата Госдумы и мне много приходится работать с заявителями: последнее время люди стали жаловаться на отсутствие ответов на свои запросы в администрацию области, чего раньше не наблюдалось.
Однако надо признать, что, несмотря на просчеты, Никитину, скорее всего, удастся усидеть в своем кресле и снова возглавить регион в следующем цикле.
Слишком мала надежда на то, что федеральный центр, убаюканный красивыми отчетами, отреагирует на тамбовские проблемы.
Игорь Артамонов, Липецк – 51 место: как назначили, так могут и снять?
Спецкомментария по Артамонову, как и по Савченко нет. Но воспользуемся общим анализом политолога Сергея Журавского, который рассуждает в целом о губернаторской судьбе:
- Губернатор на сегодняшний день стал совершенно подневольным лицом, со статусом руководителя. Глава субъекта РФ, надо признать, сегодня несамостоятельное управленческое звено, полностью ориентированное на Москву, руководствуется только ее целями и задачами.
Каждый момент губернатор помнит, что его как назначили из Москвы, так могут и снять. Поэтому тенденции развития губернаторства как таковой у нас нет – есть назначенные согласованные люди, которые выполняют поставленную сверху задачу, независимо от мнения региона.
Главная задача тех ребят, так называемых молодых технократов, которые становятся сегодня губернаторами – это зачистка политических полей…
Александр Богомаз, Брянск – 58 место: кадровый застой, нужна оппозиция
Комментирует философ Владимир Горбачев:
- Самым заметным политическим событием в жизни региона явились прошедшие 8-го сентября выборы в органы представительной власти всех уровней.
«Кадры решают все» — это хорошо известная формула. Об этом наверняка знает и Александр Богомаз. Знает – и поэтому опирается на те кадры, которые ему хорошо известны и которые его не подведут.
Но если опираться лишь на тех самых, которые известны и не подведут, то не возникнет ли в итоге то, что называют «кадровым застоем»? Об этом нам приходится сказать вот в связи с чем.
Брянскую областную думу в очередной раз возглавил Владимир Попков. Общественность не раз критически резонировала по поводу стиля его руководства, да и не только в связи с этим.
Его заместителем избран Виталий Беляй, имя которого ранее не раз упоминалось в прессе в связи со скандалами в Клинцах.
Один из ведущих комитетов думы возглавил Сергей Антошин — политический деятель, в биографии которого есть очень нехорошее пятно криминального характера.
Зная, что в нашей стране выборы уже давно не столько происходят, сколько «делаются», могу предположить, что эти кадровые назначения в областной Думе не могли произойти помимо воли губернатора.
И вот поэтому интересно: а как же теперь такой состав областной думы будет отражаться на репутации губернатора?
Сказанное очередной раз указывает на необходимость оппозиции в политической системе. Компетентные кадры не могут быть «монополизированы» лишь одной партией.
Наличие оппозиции было бы полезным и для самой власти, ибо помогало бы ей видеть себя в «ином свете» и, соответственно – избегать неверных действий.
Андрей Клычков, Орел – 72 место: технократ ли я?
Ситуацию в Орловской области также никто не рискнул комментировать. Поэтому мы закончим словами футуролога Максима Калашникова, со слов которого наш обзор и начали.
Вообще в данный момент положение в стране таково, что и на самом деле стоит почаще прибегать к услугам именно футурологов, настолько порой фантасмагорична действительность или то, что за нее выдают:
- Мне претит употребление навязанной сегодня кремлевской пропагандистской чуши про «технократов»: во власти РФ нет ни одного (ни единого!) технократа. Этим словом в РФ называют серых бюрократических мышей, канцелярских гомункулусов, не умеющих ничем управлять.
Кремль рассадил по губернаторским креслам просто молодых чиновников, в жизни не поднявших ни одного предприятия или города, ничего в жизни не разработавших и не запустивших в производство.
Отношение местного населения к губернаторам понятно: они видят очередных серых назначенцев Москвы, иногда – с явными проблемами в умственных способностях и психике, которые и изменить-то соскальзывание регионов в нищету и бесперспективность не могут…